Созависимость. Есть ли она?

Созависимость. Есть ли она?

психиатр В.К. Невярович
(14 голосов4.4 из 5)

Созависимость – термин, появившейся в медицине и психологии относительно недавно, в 70-80 годах XX века. Вероятнее всего, он перекочевал к нам вместе с внедрением на Российскую землю сообществ анонимных алкоголиков и наркоманов (АА и АН), с их широко известными и пропагандирумыми программами «12 шагов» (Twelve –step program). Немало потрудился на этой ниве протестанский священник Д.В.Кинли, помогавший в организации подобных групп в Киеве, Кишиневе, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве. Авторами и научными истолкователями понятия «созависимость» чаще всего в литературе называют Роберта Сабби и Эрни Ларсена. Поначалу под созависимостью понимали совокупность отрицательных воздействий, которые получали близкие люди (родители, жены, дети) от совместного проживания с лицами, страдающими алкоголизмом и наркоманией. Со временем это понятие значительно расширилось. К созависимым, к примеру, стали относить и тех, кто пытается избавить, спасти близких от их пагубных пристрастий, делая это, как считают, нередко во вред, как себе, так и спасаемому. Одно из определений созависимости звучит так: «Созависимость — это патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека».

Вообще ничего принципиально нового в модном ныне термине собственно и нет. Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. «Созависимости» здесь мы, конечно же, не найдем, зато есть исконно русское слово «зависеть», то есть «быть под властью, под полным влиянием, быть в чьей-то воле, быть следствием известной причины» (Том 1, стр.560. Издательство «Русский язык». М. 1999). Неправда ли, весьма сопоставимые по смыслу категории и понятия?!

В буквальном смысле дословно: «со — зависимость» может трактоваться как совместная, взаимная зависимость. Подобно тому, как жидкости в двух сообщающихся сосудов будут взаимно влиять друг на друга, так и близкие люди всегда будут оказывать воздействие один на другого, и наоборот. Вспомним также крылатые слова псалмопевца: «С преподобным — преподобен будеши, и с мужем неповинным — неповинен будеши, и со избранным — избран будеши, и состроптивым – развратишися» (Псалом XVII). Или русскую пословицу: «С кем поведешься, от того и наберешься»

Созависимость — это психическое состояние или заболевание?

Созависимость пока официально не значится в Международной классификации болезней (МКБ X), не шифруется специальными шифрами, потому в изолированном понимании не может официально называться болезнью. Кроме того, имеет значение степень процесса, его продолжительность по времени, изменения в психике и соматике, которые фиксируются у того, кого называют созависимым. На практике же, трудно представить родителей, жен и детей алкоголиков и наркоманов абсолютно сохранными и здоровыми в физическом и духовном смысле. Чаще всего видишь на приеме измученную, астенизированную мать, находящуюся в состоянии тревоги, страха и печали; затерроризированную жену, лишенную радости в жизни и надежд на лучшее; запуганных нервных детей, нередко страдающих неврозоподобными расстройствами, всевозможными тиками, нарушениями сна, отличающимися нередко девиантным асоциальным поведением. То есть, созависимость является причиной развития множества заболеваний, причем не только функциональных — психогенных, но и соматических — телесных. Исследователи, правда, отмечают, что нередко причиной всевозможных болезней и отклонений в поведении самих созависимых лежат их собственные, скрытые до поры и времени, несовершенства, комплексы, дефекты воспитания и аномалии характера, включая генетические факторы и некоторые иные причины. В созависимых семьях причина нездоровья кроется гораздо глубже, нежели болезнь сына или дочери. Вот некоторые симптомы, приводящие к пагубным последствиям:

  • отсутствие духовных ценностей, уважения к семейным традициям,
  • не прививаются понятия о патриотизме, служении, любви к ближнему;
  • господствуют: меркантилизм, скупость, манипуляции друг другом;
  • каждый живет своими интересами;
  • нет понятия о покаянии;
  • развито критиканство и опошление всего, даже святого;
  • нет доверия друг к другу, не привито почитание старших младшими.

Как проявляется созависимость и чем опасна?

Достоверно доказан феномен взаимовлияния различных людей друг на друга, даже при непродолжительном близком общении. Верующие же христиане должны помнить и о взаимовлиянии душ, и об опасностях духовного заражения (а не только воздушно-капельного инфекционного и паразитарного). Кроме того, «непокой души и страсти портят кровь и вредят здоровью», писал святитель Феофан Затворник. А о каком покое можно говорить, к примеру, в доме, где живут пьяницы и наркоманы? Более того, эти люди, с позиции Православного Учения, являются бесноватыми, одержимыми страстями чревоугодия, винопития, гордыни, сластолюбия и другими. А страсть, по словам свт. Иоанна Златоуста, «не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею». Человеческие страсти также имеют свойства некоей контагиозности (заразности). Не надо забывать и о том, что каждый наркоман – это потенциальный вор, грабитель, убийца. Наркотик становится для него жизненной необходимостью и добывается всеми возможными средствами, в том числе и противоправными. А сколько горя принесли пьяницы своим близким? Сколько увечий, поджогов, убийств, изнасилований, ДТП совершено в пьяном виде, сколько самоубийств ежегодно фиксируется среди этой категории людей. Сколько случаев патологической ревности, невиданной жестокости, вплоть до садизма. Причем нередко при этом страдают самые близкие люди, эти самые созависимые, — невольные жертвы страшных преступлений!

Есть ли стадии развития созависимости?

Выделение стадий – это всегда условность. Существует ряд классификаций созависимостей, описанных в литературе.

Наиболее простая, это делить созависимость, как и алкоголизм на три стадии: легкую, среднюю и тяжелую. Или же: раннюю стадию, среднюю и позднюю.

На ранней стадии происходит формирование созависимости. Постепенно она становится центральной темой жизни. Меняется поведение человека. Он вынужден на первое место ставить проблему близкого человека и отказываться от собственного пути развития личности, в том числе и духовного. Меняется настроение, формируются несвойственные ранее черты характера (ранимость, обидчивость, истеричность, крикливость и т.д.)

В средней стадии происходит усугубление вышеописанного. Снижается самооценка. Иногда попытка вырваться из тупика, но чаще самообман, уговоры себя, «ложь во спасение», сужение круга интересов, встреч, деловых контактов; иногда уподобление ближнему в его пороке (тоже начинает пить спиртное или даже колоться наркотиками); происходят частые ссоры, скандалы, драки, порой неадекватные поступки.

Поздняя стадия: апатия, безнадежность, усталость, иногда бегство в болезнь, попытка одним разом решить проблему, возможны мысли о самоубийстве, разрывы отношений в социуме, ангедония.

Согласно теории Ганса Селье, можно говорить здесь также о стадиях компенсации и декомпенсации, ибо созависимые всегда испытывают на себе постоянное воздействие вредноносных стрессов («дисстрессов»), но до определенного предела их организм сопротивляется, сохраняя, пусть неустойчивое, но равновесие.

Очень интересен психологический взгляд на проблему в отношение созависимых, которые пытаются помочь своим близким, страдающим зависимостями (наркоманам, игроманам, алкоголикам).

Речь идет о так называемом треугольнике американского психолога Стивена Карпмана, который рассматривает три поведенческие роли созависимого: спаситель, преследователь и жертва. «Спаситель» (к примеру, отец пьющего сына) долгое время занимается тем, что буквально вытаскивает свое чадо из всех неблагоприятных ситуаций, в которые тот попадает. Вызволяет из милиции, уговаривает в институте, чтобы дали академический отпуск, дает взятки сотрудникам автоинспекции, дабы не отнимали права за вождение машины в нетрезвом виде и так далее. Совершенно иная роль и проявления её у «преследователя». Таковой всюду обличает сына за неблаговидные поступки, постоянно читает нотации, подслушивает, подсматривает за ним, унижает, оскорбляет, не дает покоя своими вмешательствами. Жертва же ищет сострадания себе и сочувствия, пытается переложить на других свои проблемы. Ни в одном из перечисленных случаев проблема кардинально не решается. Иногда роли в какие-то периоды меняются. В роли жертвы может быть и сам зависимый от алкоголя или наркотиков человек.

Куда обращаться созависимым?

Официально — к врачам и психологам, согласно жалобам, возникшим проблемам и характеру заболевания. Велика роль духовных составляющих. Известно, например, что предрасположенность к определенным грехам родителей передается детям до третьего-четвертого поколения. А согласно Православному учению, болезни, чаще всего, есть следствие грехов.

Мне вспомнился один весьма интересный случай из практики. Ко мне на психотерапевтические занятия долго приходила одна пожилая женщина, приходила с одной единственной значимой для неё проблемой: пьёт сын — как ему помочь? Ситуацию усугублял тот факт, что сын, весьма слабовольный и легко внушаемый человек, сошелся несколько лет назад с пьющей женщиной, которая и стала его методично спаивать. Мать сына предпринимала все доступные ей меры для воздействия на сына, но ситуация не решалась. Я предложил тогда ей на время оставить в покое сына, а заняться собой. В частности, пересмотреть внимательно свою жизнь, исповедоваться, причаститься, пособороваться. Регулярно читать Священное Писание, соблюдать установленные Церковью посты. Она восприняла мои советы всерьёз и вскоре куда-то совсем пропала из моего поля зрения. Через несколько месяцев она вдруг пришла ко мне в кабинет, буквально сияющая от радости и веселая. «Знаете, доктор, я поступила, как Вы мне и посоветовали, и перестала совсем докучать сына своими просьбами и мольбами. Стала ходить в храм, поститься, несколько раз причастилась Святых Таин. Покопалась внимательно в своей жизни, обнаружив там много нераскаянных грехов. Душе стало намного легче. Но самое удивительное, вскоре после этого ко мне пришел мой сын и стал просить у меня прощение за свое безрассудное пьянство. При этом он дал мне слово, что два года он не будет пить (на больший срок он дать свое слово просто не решился). И теперь он совсем не пьёт уже несколько месяцев. И это великое счастье и радость для матери!» Конечно, некоторые усмотрят в этом случае какие-то совпадения и иные причины, повлиявшие на решение избавиться от страсти винопития, но мать свято верила, что естественными человеческими усилиями этого результата добиться бы она не смогла.

Отношение к созданию некоего тренда «созависимости»

Как учили святые Отцы, ничего нельзя резко и безоговорочно принимать, но и резко отрицать тоже; не надо спешить и быть слишком категоричными. «Будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо»(Свт. Иоанн Златоуст). Теория созависимости выросла на Западе в недрах сообществ анонимных алкоголиков и наркоманов. В тех же кругах в 40-х годах и стали возникать первые группы жен алкоголиков, которые со временем и стали называться сообществами созависимых. Но поднятая тема привлекла внимание немалое количество пытливых и честных исследователей, которые внесли положительный вклад в видение этой реально существующей проблемы.

Много интересного можно было бы сказать об этом через призму святоотеческого учения, через христианскую психологию и терапию души. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Во имя спасения ежегодных человеческих жертв пьянства, тысяч невинно гибнущих детей и слабых женщин, во имя спасения людей от преступления, пороков и безнравственности, порождаемым пьянством, во имя, наконец, общественного порядка и спокойствия каждого – необходимо дружное содействие всего русского общества к возвышению нравов народа». Русская Православная Церковь начиная с середины 90-х годов XX века принимает активное участие в помощи пьющим и наркозависимым и их родственникам. Практически в каждой Епархии организованы церковные системы реабилитации, в которых в тесном сотрудничестве работают священнослужители, врачи и психологи. Такие центры, как представляется, очень перспективны и уже доказывают свою эффективность на практике.

Автор: Психиатр В.К. Невярович

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать

3 комментария

  • Екатерина, 12.11.2016

    А это точно Православный,Христианский портал? Т.к. упоминания в статье про то, что дети расплачиваются за грехи родителей и предков явно оккультная ересь. Здравые мысли есть, но всё намешано в статье, теперь понятно, почему так часто псевдоверующие и в церковь ходят, и к бабушкам, которые про «родовые проклятья» вещают.

    Ответить »
    • Маша, 25.11.2018

      Екатерина, а у Вас был в семье алкоголик? Возможно нет. К счастью.
      Когда алкоголик пьян, неадекватно агрессивен, от него пахнет (это ещё мягкие варианты я пишу, почему-то не хочется описывать жесть, хотя она более наглядна) , то члены семьи, кто находятся вместе с ним дома, в частности дети, «расплачиваются» за грех винопития такого родителя. Представьте себя дома с неадекватным агрессивным человеком. Из-за которого не спали пол ночи. А с утра, если предположим, ребёнок, надо в школу. Не выспавшись, без новой формы, так как деньги ушли на бутылки, а не на школьные принадлежности. Надо как-то объяснить учителю и одноклассникам своё поведение. Родителя (пусть пьяного) выдавать не хочется. Это себя унизить перед всем классом и учителем. Начинается отсюда поиск обходных вариантов поведения. И дальше накручивается всё как снежный ком.
      Поэтому дети страдают за грехи родителей.
      Я так поняла эту статью.
      Конечно, когда такой ребёнок подрос, мне кажется также неправильно всё плохое в своей жизни сваливать на то, что это родитель в его детстве пил. Надо устраивать свою жизнь. Уже взрослый. И отвечать за свои слабости и промахи, не сваливая, даже про себя в тайне от других, вину на пьянство родителей.
      А если хорошо получится жизнь наладить, то и тому пьющему родителю помочь.

      Ответить »
    • Екатерина (вторая), 14.11.2016

      На мой взгляд, мы неправильно поступаем, когда из-за единственной неверно истолкованной фразы и статью доктора с большим стажем помощи больным ругаем, и сайт заодно.

      Про грехи родителей и детей не вижу никакого оккультизма. Речь здесь о наследственности страстей. Вот, например, что пишет об этом иеромонах Иов (Гумеров):

      «Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов.

      …Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому.»

      Ответить »