Мы живем, входим в религию и/или приходим к Богу такие, какие мы есть, со всем своим бэкграундом – в том числе с травмами, неврозами, особенностями характера и мировосприятия, привычками и сценариями, установками и ожиданиями. Приходя к вере, мы приносим все это с собой – религиозность рискует стать еще одной удобной формой для разворачивания невроза.
И тогда можно встретить, например, скрытую агрессию и обесценивание под видом благочестия, использование и манипуляции в контексте послушания, насилие и унижения для смирения, терпение и несение креста как отказ от свободы. Долгие посты и службы, вычитывание и выстаивание, перемежающиеся поеданием себя и друг друга с ненавистью ко всем инаковым. Формализм и неосознанность, грехоцентризм и беспросветность страдания – мир во зле и безжизненность верующих. Как и почему психологические проблемы могут лишь усугубляться в связи с вхождением в церковную жизнь? Как неосознанность и травмы влияют на духовную жизнь? Как развивается невротическая религиозность и что может быть вместо нее?
Лектор — Марина Филоник – психолог; сертифицированный психотерапевт, преподаватель, супервизор и член-соучредитель Ассоциации Понимающей психотерапии; супервизор и лектор службы психологической помощи храма Космы и Дамиана в Шубине.