Array ( )
Религия и психология говорят разное?
протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова

Религия и психология говорят разное?

(2 голоса5.0 из 5)

Нередко можно услышать, что психология и религия учат разному.

В этом представлении намешано сразу всё: и большее доверие к психологии, чем к религии (маловерие вездесуще!), и неразбериха с психологией, позволяющая человеку самому выбирать, какой психологии верить, и подмена учения Церкви собственным пониманием религиозности.

По сути, всё дело в элементарной религиозной и психологической неграмотности, в слепом принятии растиражированных посредством интернета и сарафанного радио мифов о религии и психологии.

Правда, со знанием психологии всё непросто. Хотя бы потому, что в этой сфере сплошная «каша», даже в головах многих психологов. Существуют сотни, если не тысячи, выдающих себя за «самую психологическую» психологию учений, большая часть которых представляет собой «развлекательную» популярную психологию и нередко пропитана оккультизмом.

Эзотерическая психология

Если еще несколько десятилетий назад психологи были либо врачами, либо психофизиологами, а следовательно, опирающимися на реальные законы существования человеческого организма специалистами, то теперь среди практических психологов огромное множество тех, кто считает себя учителями или даже Учителями жизни.

Психология как «наука о душе» по самой своей сути ориентирована на исследование душевной жизни человека. И современные психологи ничтоже сумняшеся присваивают себе право по своему усмотрению работать с теми сферами человеческой жизни, которые в христианской психологии называют духовными.

Поэтому зачастую происходит мистификация психологии, переведение её в статус фактически сакральной практики. И появляются методы под стать подобным представлениям о психологии: системные расстановки, основанные на утверждении, что существует некое, по сути, магическое, информационное поле. Трансерфинг реальности, прописывающий вселенские «законы» бытия и возможности для человека управлять этими «законами». Системно-векторный анализ, определяющий структуру общества как некий глобальный, по принципу пчелиного улья, замысел с предписанными каждому человеку от рождения ролями с биологизированными, не особо приятными названиями ролей-«векторов». Тета-хилинг, якобы позволяющий взаимодействовать с Архангелами и совершать прочие богоподобные деяния. Телесно-ориентированные направления психотерапии, основанные на восточном оккультно-религиозном учении о движении энергий, типа вегетативной терапии Райха или биоэнергетики Лоуэна.

И это лишь самые одиозные методы, которые выдают себя за психологические учения.

Современная жизнь с её средствами распространения информации усугубляет проблему. В сети Интернет, которая сейчас является основным средством получения информации, засилье подобных «психологий», и гораздо меньше информации о психологии адекватной. Даже относительно реалистичные статьи и материалы пронизаны оправданием характера гороскопами, обоснованием проблем високосным годом и т. п.

В итоге люди, у которых достаточно здравого смысла, но не хватает психологической грамотности, склонны либо обесценивать психологию, либо даже относиться к психологии и психологам негативно. «Шарлатаны», «мошенники» – это нередкое мнение о психологах.

Но если человек и сам склонен к магическому мышлению, он легко увлекается подобными «красочными» методами, вовсю эксплуатирующими жажду чуда и намеренно пробуждающими яркие позитивные эмоции, обещающими быстрый результат и демонстрирующими впечатляющие воображение рабочие техники.

Безусловно, эзотерическая психология категорически недопустима для православных. Она действительно учит иным, нехристианским, вещам: оккультному взгляду на жизнь, выбору неправильных, нередко пагубных для души целей, призывает пользоваться магическими приемами. И неважно, что представляют собой эти приемы – пустышку или прикрытую оккультным флером психотехнику. Главное, что при этом человек мыслит не по-христиански, он пытается добиться того, что в христианстве не является важным, а то и порицается. При этом к услугам сомневающихся — хитроумная идеология таких околопсихологических учений, предоставляющая массу наукообразных оправданий потребительскому подходу к жизни и оккультным действиям.

Популярная психология для потребителей

Потребительская психология – это отдельная проблема. Можно сказать, существует целая отрасль психологии, обслуживающая человеческий эгоизм. Она отличается не какими-то особыми методами, а направленностью, в ней искажаются основные ценности гуманистической психологии (уникальность личности и неповторимость её жизненного пути): возводится в абсолют ценность конкретной личности с её потребностями, а общество и другие люди становятся вторичными по сравнению с собственным благополучием. В такой психологии выхолащиваются экзистенциальные компоненты бытия, являющиеся основой нравственных принципов.

Многие думают, что потребительская психология – это что-то из области продаж. Но на самом деле её принципы проявляются во всех сферах нашей жизни.

У Вадима есть младшая сестра. Мама часто покупает им конфеты сразу на несколько дней, наказывая разделить их поровну. Разделом занимается Вадим, и когда конфет, например, 15, он дает сестре 7 конфет, а себе берет 8. При этом он говорит, что он больше, значит ему требуется больше еды. 

У Дениса на работе аврал, и начальство просит всех прийти в выходной день «за отгул». Никто не хочет выходить в этот день на работу, при этом уважительных причин для отказа ни у кого нет. Денис рассказывает начальнику выдуманную историю: именно в этот день у него поездка в другой город, билеты уже куплены. Его отпускают. В итоге, пока другие вынуждены пойти работать, в том числе и за него, он остается дома, занимаясь своими делами.

У Светланы не очень благополучные отношения с мужем. Слишком многого они ждут друг от друга, поэтому постоянно ругаются. Светлана полна обид и считает, что проблема в муже, всё было бы хорошо, если бы он вёл себя по-другому. Чтобы исправить ситуацию, ей нужно не просто поменять свое поведение, но и скорректировать свои мысленные установки, отказаться от ряда привычных убеждений. Например, перестать требовать от мужа, чтобы он изменил свой характер, и начать работать над собой: избавляться от деструктивных мыслей, проработать свои психологические проблемы и т. д. Однако она не готова сконцентрироваться на саморазвитии, ей выгоднее обвинять в проблемах мужа. Светлана настолько сильно упорствует в своих негативных установках, что у нее начинается психосоматоз (заболевания, причиной которых является сильное или длительное действие отрицательных эмоций). Это закрепляет её отношение к ситуации: разрушающим фактором она начинает считать семейные отношения, иначе ей пришлось бы признать необходимость меняться самой.

Ирина в очередной раз поскандалила с мужем из-за несогласия во мнениях. Она требует, чтобы он принял её точку зрения. Когда подруга попыталась её вразумить, Ирина заявила: «Зачем мне нужен такой муж, который не признает, что я права».

Эти примеры показывают, как может проявляться психология потребителя (эгоиста, самолюбца) в неторговых сферах нашей жизни.

Когда выше мы говорили о потребительской психологии, мы подразумевали не только особенности психики людей-потребителей, но и то, что в психологии есть направление, которое считает нормальным и, казалось бы, разумно обосновывает такое потребительское отношение к жизни и другим людям. Психологи с подобными взглядами подгоняют все психологические знания для объяснения и оправдания потребительского поведения. Например, они доказывают, что лень — это хорошо, так работает наш инстинкт самосохранения, основанный на потребности сохранять энергию. (На самом деле лень — весьма опасное душевное состояние.) Или что, когда для обиды есть реальный повод, злиться и обижаться на человека – нормально, ведь гнев – естественное свойство психики. (Обида и злость на другого человека – это проявление внутренней дисгармонии.) А если хочется избежать проблем, особенно в критических ситуациях, по их мнению, допустимо солгать. Представители потребительской психологии оправдывают нежелание всерьез трудиться над собой, прилагать «излишние» усилия, жертвовать своим временем. В центре у них – личный комфорт и достаток, свое благополучие, свои успехи, по их мнению, в первую очередь надо заботиться о себе:

Я оплатил проезд, поэтому имею право занимать сиденье и не уступать этой бабке место. Пусть дворники убирают мусор, им за это платят. Это не я сделал, так что не буду исправлять. Хочу и буду, имею право. Вы ущемляете мои права. Не нарушайте мои личностные границы.

Когда у меня не получается наладить семейную жизнь и я перестаю любить супруга, это супруг виноват. Если не получается наладить отношения, супруг не хочет подстраиваться под меня, под мои привычки и желания, всегда можно развестись.

Беременность – это угроза материнской фигуре и отягощение женского быта, поэтому женщина может отказаться от рождения детей и, если вдруг забеременеет, имеет право избавиться от плода, который её уродует. Можно прекрасно жить без детей, отнимающих время, требующих отказаться от жизни в свое удовольствие (идеология чайлдфри).

Я не просил меня рожать. Вы не имеете права меня ограничивать. Родители обязаны купить мне квартиру. Я сам решаю, как и чему мне учиться.

Вселенная отвечает на наши запросы. Желания материализуются, если их правильно желать. Границы лишь в моей голове.

Это примеры эгоистичных мысленных установок, направленных на сохранение собственного комфорта, оберегающих человека от эмоциональных усилий и разочарований, спасающих от ответственности и душевной боли.

Яркой особенностью психологии, обслуживающей потребительские, эгоистические склонности человека, является чрезмерная концентрация на его личном благополучии. Понятно, что благо для человека – это вполне здравое желание. Но в данном случае речь идет о перекосе, когда личное благо преобладает над всеми прочими мотивами, затмевая нравственные ценности. Ущерб другим при этом не всегда очевиден, но явно подразумевается его возможность, если другие препятствуют личному физическому, материальному или эмоциональному комфорту. На службу потребностям человека при этом встают не только все знания, накопленные наукой, но и сама «Вселенная». Если же человек не получает желаемого, то для него нормально возмущаться несправедливостью, страдать и ныть о собственной несчастливой судьбе, обижаться на жизнь и на Бога. Впрочем, в потребительской психологии Бог если и признается существующим, то лишь как еще одно средство исполнения желаний. Недаром в среде, пропитанной потребительской психологией, укореняется не только атеизм, отрицающий Бога, который заповедями «ограничивает свободу желаний» в потреблении, но и процветают оккультизм, магия, астрология и даже откровенное язычество, которые стоят на службе у страстей человеческих, порой самых низменных. Если же заявляется вера в Бога, то образ Его совершенно размыт и обезличен – эдакий белобородый старичок-добрячок, который за свечки, поставленные в церкви перед иконами или опущенные в ящик для пожертвований несколько купюр, должен исполнять самые причудливые желания. Именно поэтому люди, относящиеся к Богу потребительски, нередко бывают возмущены, тем, что Он не соответствует их ожиданиям.

Безусловно, психология, пропитанная потребительскими установками, убеждающая потворствовать своему эгоизму, противоречит основам христианства и православия в частности. Хотя это не мешает некоторым протестантским проповедникам, превратно толкуя стихи из Библии, провозглашать, что Бог, помимо прощения грехов и спасения, также заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо. Эта идеология носит название теологии процветания, или Евангелия процветания, и её последователями являются более 10 млн человек, считающих себя христианами. В целом это неудивительно, т. к. широко распространенная в развитых странах философия потребления диктует определенные установки членам общества, среди которых есть и христиане. Но на самом деле моральные ценности общества потребления далеки от христианских идеалов и отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведёт к оболваниванию людей, деградации их как личностей, что упрощает манипулирование их сознанием, ведь тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Людям внушается, что самое важное в их жизни – удовлетворять свои желания любым доступным способом.

Потребительские установки проникают достаточно глубоко и в среду христиан, искажая, например, истинный смысл праздников. Так, празднование Рождества Христова на Западе уже давно напоминает не христианский праздник, а коммерческий проект. Оставаясь любимым и самым долгожданным семейным праздником для миллионов людей, Рождество Христово для многих из них потеряло свой главный смысл – торжество пришествия в мир Христа-Спасителя. Для них это некое обезличенное «Рождество», но с обязательными атрибутами – елкой, подарками, традиционными блюдами праздничного стола. Главным персонажем праздника становится не новорожденный Богомладенец, а Санта Клаус, наиважнейшим моментом праздника становится открытие подарков, а не поход в храм на рождественскую службу. И даже замечательные и добрые рождественские традиции, с радостью и усердием чтимые многими, существуют сами по себе, в отрыве от основной идеи и сути праздника.

Аналогичное можно сказать и о праздновании Пасхи в нашем Отечестве. Народ вовсю печет куличи и красит яйца, но в храм большинство идет не ради того, чтобы в день Светлого Христова Воскресения причаститься Святых Тайн, а чтобы освятить эти атрибуты праздничного стола. Немалая часть приходящих на ночное богослужение предпочитает уйти после крестного хода и Пасхальной заутрени, не оставаясь на главную службу – Божественную литургию.

Психология потребителя прочно укоренилась в сознании многих наших соотечественников, считающих себя православными христианами, но являющихся таковыми разве что по факту крещения, но не по образу жизни. Так, на праздник Крещения Господня храмы полны людей, жаждущих набрать святой крещенской воды, а чуть ли не наиважнейшим делом для себя в это день многие считают необходимость окунуться в прорубь. На праздник Входа Господня в Иерусалим, известного большинству как Вербное Воскресенье, народ спешит в храмы «освящать» вербы. Широко известны и чтутся яблочный, ореховый, медовый «Спасы», люди несут в храм для «освящения» плоды нового урожая, но мало кто задумывается о том, что эти дни в Церкви посвящены совсем не яблокам и меду, а Господским праздникам (отсюда и Спас).

Православная психология

Но есть и иная психология – та, что основывается на фактах и достаточно достоверных гипотезах, с большой осторожностью относясь к толкованиям этих фактов. Та, что проверяет догадки ученых психологов в серьезных исследованиях. Та, что описывает реальность и пытается понять закономерности, мотивы, причины, механизмы, факторы психической жизни не как угодно бурной фантазии отдельных психологов, не подстраиваясь под личные цели отдельных личностей, а руководствуясь благоразумием и научным подходом, отсекая то, что категорически противоречит фактам, не навязывая свое видение смысла жизни человека. Забавно, но такая психология порой критикуется за свою «ненаучность» во многом из-за того, что, в отличие от оккультных околопсихологических практик, у неё отсутствует возможность унифицировать и прогнозировать реальность: слишком уж особенны, разнообразны, неповторимы объекты внимания психологов – люди, слишком непредсказуемо их поведение, даже с учетом всех накопленных психологами знаний.

Но споры о научности психологии относятся скорее к заботам ученых. В широком смысле психология – наука, которая не тщится выйти за рамки своих компетенций. И вот такая научная психология вовсе не учит тому, что противоречит религии. Напротив, она стоит на службе у человека, стремящегося вести богоугодную жизнь.

Максимального сродства с Православием достигает психология, которая изучает человека в русле божественного учения и православной антропологии. Православная психология не придумывает новые смыслы жизни, а ориентируется на те, что нам даны Богом, и помогает нам совершенствоваться духовно. В прикладном понимании эта психология направлена на самопознание, коррекцию и развитие личности, на устранение конфликтов – внутренних и межличностных, на улучшение качества психической жизни. Всё это осуществляется, чтобы человек сумел достичь внутренней гармонии, целостности.

Внутреннюю гармонию можно понимать по-разному. Но в православной психологии это состояние неразрывно связано с богоуподоблением, с реализацией «духовного основания человеческой личности, непосредственно сотворенного Богом и отражающего такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, способность творчества и др.» (Образ и подобие Божии).

Это гармоничное состояние появляется, «когда человек начинает должным образом упражнять принятую им в крещении силу жить свято и духовно и самым делом начинает так жить, избегая лжи и греха, истребляя в себе зло и страсть и насаждая добрые расположения» (святитель Феофан Затворник).

«Подобие Божие зависит от направления душевных способностей. Оно требует духовной работы человека над собою. Если человек стремится к истине, к добру, к правде Божией, то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя, лжет, враждует, делает зло, заботится только о земных благах и думает только о теле своем и не заботится о душе своей, то такой человек перестает быть подобием Божиим (т. е. похожим на Бога – Отца своего Небесного), а делается похожим в своей жизни на животных и может окончательно уподобиться злому духу – диаволу» (протоиерей Серафим Слободской).

Психология изучает человека и как индивида с биологическими свойствами, и как члена общества, и как личность, обладающую различными психическими, душевными, духовными качествами. Предельно важно не рассматривать человеческую психику только с позиций телесных нужд. В этом случае мы попадем в тупик биологизации человеческой жизни. И тогда мы реально можем уподобиться животным – делать только то, что нам дается легче (ради биологического принципа сбережения энергии), и что направлено на наше личное благополучие: бежать от любых проблем, заботиться только о себе, врать, лицемерить, предавать, отчаиваться, злиться и нападать на других, если они как-то нас задели.

Казалось бы, с точки зрения биологии, психическая жизнь человека вполне могла бы оправданно идти по пути эгоизма. Однако даже биология говорит о двух противоположных процессах – энтропии и негэнтропии – стремлении к хаосу и стремлении к упорядочиванию. При этом любая живая система, чтобы выжить, должна непрерывно осуществлять негэнтропийный процесс, то есть постоянно упорядочивать себя. Наше тело существует лишь по мере того, как обновляются клетки нашего организма. Негэнтропию некоторые биологи называют свойством жизни. Это постоянное усилие по преодолению стремления к хаосу и разложению.

Когда мы будем рассматривать человека как личность в обществе, то увидим то же самое: если он прекращает работать над собой, преодолевать мелкие разногласия, стремиться встраиваться в общественную систему, то происходит крах общения. Это особенно заметно в семейной жизни – если супруги перестают прикладывать усилия к сохранению здоровых отношений, довольно быстро приходит пора серьезных семейных разногласий, порой дело доходит до развода.

И если перенести этот принцип упорядочивания на жизнь нашей души, мало что меняется: мы постоянно должны работать над собой, чтобы не умереть смертью духовной.

С позиции психологии внутренняя гармония человека достигается преодолением себя. Но это такое преодоление, которое в итоге приводит к высочайшей внутренней свободе и психическому, психологическому, духовному благополучию.

Православная психология, которая рассматривает человека в его телесно-душевной полноте в контексте духовно-нравственных аспектов жизни, не противоречит религии, а словно расшифровывает на житейском уровне религиозные знания о человеке, расширяет наши представления, добавляя множество подробностей. Она показывает, где человек ведет себя конструктивно, а где заблуждается и тратит впустую свои жизненные силы, придавая слишком большое значение вещам не значимым. Психологические методы помогают нам выловить у себя иррациональные мысленные установки (и греховные помыслы), направить свое поведение в конструктивное русло (к добродетелям).

При помощи такой психологии становится гораздо легче выживать. И речь идет не просто о сохранении своего психического здоровья в ситуации повседневного стресса, но и о спасении в жизни вечной.

Так что нужно сместить акценты: вместо безусловного доверия к некой абстрактной, безликой психологии, осознать, что на самом деле психология – это лишь область знаний о жизни нашей души. Знаний разных, не всегда достоверных, что усугубляется наличием множества толкований, порой просто выдуманных. Психология, по сути, инструмент познания мира и себя, помогающий нам преобразовывать себя и мир. Не надо определять свою жизнь установленными теми или иными учеными и дилетантами психологическими «истинами», а разобраться, что в психологии установлено достаточно достоверно, а что – ничем не подтвержденные измышления. И затем – использовать багаж психологических знаний, чтобы устраивать свою жизнь в соответствии с реальной Истиной, ориентируясь на Закон Божий.

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать