По закону, чтобы получить направление но бесплатный аборт, нужно обязательно пройти предварительную беседу с психологом. Что видят, слышат и о чем сами говорят с пришедшими женщинами эти психологи?
«Я хочу в отпуск, а не ребенка!»
Елена Шабалина — психолог в центре зашиты материнства «Покров». Город Тюмень
Однажды ко мне пришла семейная пара, собиравшаяся прервать беременность по причине… отпуска. Они спланировали поездку за несколько месяцев, купили билет на самолет, забронировали отель — а тут вдруг такая «неприятность». Подсчитали, что когда придет время лететь в отпуск, уже будет виден животик, а это же неудобно!
Слава Богу, я смогла убедить этих людей, что не в отпуске смысл жизни, и что нельзя ради отдыха на курорте убивать своего ребеночка. В тот год в отпуск они не поехали, а вот через год отправились на море уже втроем, с малышом.
И с такой мотивацией (отпуска ради!) в моей практике я встречаюсь вовсе не впервые.
Или вот еще нередкая история муж заставляет жену сделать аборт, потому что УЗИ показало: будет девочка, а он хотел мальчика.
Еще часто бывает, что беременных девушек приводят за руку мамы, настаивающие на аборте. И работать приходится уже не столько с самими девушками, сколько с их мамами. Однажды с такой вот мамой пришлось говорить до глубокой ночи, офис уже закрылся и нас выставил охранник. Зато удалось сохранить жизнь ее будущему внуку.
А однажды девушку привела на аборт свекровь, и когда мы с пациенткой поговорили, выяснилось, что она сама аборт делать не хочет. Когда она в слезах вышла из моего кабинета, свекровь крикнула на весь коридор: «Что она с тобой сделала?!» А малыш все-таки родился, всем на радость. И больше всех нянчится с ним та самая непримиримая свекровь!
По-моему, самая частая причина аборта — нежелание лишиться комфорта, и в этом нежелании проявляется всепобеждающий эгоизм.
Трудное материальное положение — это, конечно, серьезно, но вовсе не причина, чтобы лишить жизни своего ребенка или внука. Причем нередко бывает так, что женщины, у которых практически нет средств к существованию, нет поддержки, рожают вопреки всему. А аборты в основном делают женщины благополучные, у которых есть и мужья, и деньги! Статистика это подтверждает.
Был случай, женщина пришла на предабортную консультацию и обозначила причину аборта так: «Муж сказал, выбирай — или машина, или ребенок». Женщина выбрала машину… А есть и такие женщины, которые даже не говорят мужьям, что беременны — сразу идут на аборт. И мне кажется, скрывать от мужа то, что его род мог быть продолжен, идти на аборт втайне от мужа — это ошибка вдвойне судьбоносная…
Конечно, когда рождается ребенок, жизнь семьи меняется, приходится отказываться от каких-то планов, от каких-то развлечений. Но в глобальном смысле ситуация никогда не ухудшается. При четких жизненных установках проблемы обязательно разрешатся, учеба закончится, жилье, работа и средства к существованию обязательно найдутся. Когда побеждает жизнь и любовь, когда мать решает родить ребенка — все выигрывают и так или иначе становятся счастливыми. Как бы ни было трудно, жизнь удивительным образом выстраивается. Ни я, ни мои коллеги не знаем ни одного случая, чтобы женщина родила и пожалела об этом.
А вот наоборот — сколько угодно. В моей практике была, например, такая история. Девушка красивая, высокая, стройная, как фотомодель, забеременела от своего молодого человека, а он велел идти на аборт, потому что ребенок ему на тот момент был но нужен. Она очень долго сомневалась, колебалась. Несколько раз приходила ко мне на консультацию, мучилась, не могла сделать выбор — видимо, интуиция ей подсказывала, что нельзя этого делать, Но однажды все-таки решилась, пошла к врачу и выпила ту страшную абортивную таблетку. Выходит из поликлиники, а ей на встречу молодой человек: «Ты знаешь, я подумал, давай все-таки родим!» А она уже все сделала, обратной дороги нет…
Поведение парня ничто не оправдывает, но видимо, сомнения и мучения девушки на него как-то подействовали. Наверное, в конце концов он все-таки поверил, задумался о своей ответственности и сделал шаг навстречу. Но опоздал.
Девушка эта на следующий день после аборта чуть не покончила с собой. С парнем она, конечно, рассталась и вскоре уехала из нашего города, потому что все здесь напоминало ей о том страшном решении…
Страшно комфортно и … страшно обидно
Алла Лобанова, психолог, руководитель Краевого центра медико-психологической и социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, город Барнул.
Недавно у меня была пациентка, ей сорок лет, мужу сорок семь, двое сыновей-подростков. И вот она беременеет. «Ну зачем мне это сейчас!» — говорит, объясняет свое решение об аборте. Мол, она уже в возрасте и как-то все это некстати.
Многие люди наивно думают, что прерывать беременность большинство женщин приходит в состоянии какой-то критической ситуации: крайней нищеты, полного отсутствия поддержки, из-за тяжелой болезни, в результате изнасилования. Обстоятельства, конечно, бывают разные. Серьезные болезни, к сожалению, действительно нередкое явление. Но вот со случаями, когда женщина пришла бы на аборт по причине изнасилования, больше чем за три года моей работы в Центре я ни разу не сталкивалась.
Нет, чаще всего женщины или семейные пары приходят с похожим вопросом: «Ну зачем мне это сейчас?» — это слишком поздно или, наоборот, слишком рано, ну или просто не до того. «Нежелательная беременность» — самая частая причина абортов. Не ждали, не гадали, а тут на тебе. На втором месте — оправдание, что нет денег. Правда, для одних семей «нет денег» — это ситуация крайней нищеты, когда реально не на что хлеба купить, а для других «нет денег» — это невозможность заменить 5-й айфон 6-м айфоном. Но если усреднить, то приходят те, у кого деньги есть, но просто не хочется выходить из привычной, как сегодня говорят, зоны комфорта.
Пациентка, с которой я начала рассказ, была настроена, казалось бы, непробиваемо. «Мы с мужем решили», — сказала она. Но в процессе разговора непробиваемая стена дала трещину. Мы, психологи, всегда обращаем внимание на позу и жестикуляцию человека. Женщины, которые не хотят делать аборт, обычно сидят, обхватив себя руками — то есть как бы прикрывая живот — либо очень активно жестикулируют, то есть их тело каким-то образом всегда выдает их волнение. Есть такие, которым, увы, вообще все равно: «Ой, да мне эти дети, да зачем они мне нужны!» А есть те, кто вроде бы и намерен прервать беременность, но на самом деле это их желание нестойкое, внутри у них есть тяга к материнству.
В этой женщине я такую тягу увидела. Она говорила, что не хочет ребенка, а сама все это время закрывала живот руками и постоянно пыталась куда-то отвернуться. И я попыталась за это ухватиться: «А почему вы решили, что вам в сорок лет уже не нужно тепла детских рук, не нужно, чтобы вас в третий раз назвали мамой?» И в конце концов она сказала: «Вы знаете, я-то вообще ребенка хочу. Муж не хочет». Я говорю: ведите мужа.
Муж — начальник, очень из себя важный, говорил мне, что мы тут ерундой занимаемся. И тогда я ему говорю: «Да? Ерундой? То есть сами вы знаете, что такое аборт? Знаете, как ребенок развивается внутри женщины? Вы, наверное, считаете, что там сгусток крови, сгусток клеток. А вы знаете, что на 21-й день у ребенка уже бьется сердце, уже есть своя кровеносная система, что на 28-й день на экране УЗИ уже видны маленькие ручки, которыми он потом будет вас обнимать, что на восьмой неделе у ребеночка уже видны черты лица, и он уже различает, вкусно или невкусно мама покушала?»…
Мужчина после этих слов просто поменялся в лице. Ребенка они оставили, и его жена вот-вот должна родить.
А вот другая типичная история. Моей пациенткой была одна женщина, очень хорошая воспитательница в детском саду. От первого брака у нее был ребенок. Жила она с любимым мужчиной, забеременела, и до шестого месяца этот ребенок был для нее желанным, она очень радовалась.
А потом мужчина находит себе другую женщину. И с шестого месяца у нее начинает расти обида на него. Чудовищных масштабов обида. К нам женщина попала в критическом состоянии, кричала, что, если мы ей не сделаем аборт, она проколет живот спицей.
Мы работали с ней очень долго. В конце концов предложили ей сохранить беременность, а потом отказаться от ребенка. Даже родив, она еще была убеждена, что оставит его в доме малютки. Но мы рассказывали ей о том, как непросто детям в детских домах, о том, что не всегда у ребенка счастливо складывается жизнь в приемной семье.
И она сказала: «Мне стыдно. Ребенок ни в чем не виноват». И она его забрала. Помню, как она сидела у меня в кабинете и плакала. «Как я, воспитатель детского сада, вообще могла об этом думать?»
Насколько иногда обида на мужчину может в нас, в женщинах, душить наш главный инстинкт — материнский!
«Закон же не запрещает!»
Альбина Алдошина. Психолог в женской консультации, город Шахты Ростовской области
Женщины, которые приходят на предабортное консультирование, как правило, считают, что их решение сделать аборт — непреложное и окончательное. Им нужно от меня как можно быстрее получить подпись, галочку, что прием у психолога они прошли. Поэтому, говоря научным языком, такие клиенты немотивированны: сам по себе разговор с психологом им не нужен.
И потому почти всегда на вопрос о причинах аборта они, не углубляясь в детали, озвучивают так называемые «социально одобренные» причины. Часто это нехватка денег, часто это убежденность, что «детям, которые уже есть, нужно дать все самое лучшее», непонимание в семье, отсутствие поддержки («и так все в семье делаю я, мне больше детей не нужно»), желание карьерного роста, неподходящий возраст для материнства, и так далее.
А моя задача как психолога — выстроить доверительные отношения с женщиной, помочь ей разобраться в том, что она на самом деле сейчас чувствует и переживает, услышать саму себя, и уже на основании этого сделать свой выбор.
Вот очень яркий пример. С одной девушкой мне удалось выйти на такой контакт. Я сейчас уже не помню конкретных причин, которыми она обосновывала свой выбор, но помню ее удивление, когда я предложила ей посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны. Совершенно искренне и серьезно эта девушка сказала: «Ну а что же тут рассматривать? Все же делают аборты, и ничего. И закон не запрещает, и делают это профессиональные врачи в отделении больницы, a я привыкла доверять авторитету доктора, тем более, она моя хорошая знакомая! На приеме сказала — все будет хорошо!..»
И тогда я ее спросила: «Скажите, пожалуйста, а вот если бы вышел закон, запрещающий делать аборты, вы бы все равно на это пошли? Ну, может быть, нелегально, за деньги?» И тогда на ответила: «Вы что! Я же законопослушный гражданин!»
Дальше выяснилось, что ее знакомая доктор ничего не рассказала о медицинских последствиях аборта, об осложнениях, которые могут возникнуть у женщины в ответ на вероломное вмешательство в гармоничную работу организма. Удивительно, но только на нашей консультации эта девушка впервые задумалась и о нравственном измерении этой проблемы. Она считала аборт такой же процедурой, как, например, лечение зубов — ну разве что чуть более сложной… Она думала, что это нормальная медицинская услуга: если эту операцию так часто делают, да еще и бесплатно, если закон не запрещает, — то вообще никаких проблем!
Парадокс: сегодня активистов противоабортных движений часто обвиняют в том, что мы якобы затерроризировали общественность своими призывами сохранять жизни еще не рожденных малышей. Но на практике оказывается, что многие девушки и женщины (а пример, который я привела, далеко не единственный) не знают, что аборт — это страшный и непоправимый шаг, который угрожает их здоровью, а иногда даже и жизни, меняет их будущее. Ведь как только женщина становится беременной, в ней происходят не только физиологические, но и психологические изменения, включается, так сказать, «программа материнства», она внутренне настраивается на то, чтобы стать мамой — быть может, поначалу и не осознавая этого явно. И если она сделает аборт, в ней эта программа материнства не выключается автоматически, она все равно остается мамой своему неродившемуся малышу, и это создает незаживающую травму.
Вот еще одна частая ситуация. Передо мной женщина, у нее уже есть двое деток. Я ей говорю: «Поздравляю, вы мамочка уже трех замечательных малышей!» И, перечислив имена рожденных деток, начинаю говорить о ребенке в ее животике, с которым она пришла ко мне на прием, дополняя свой рассказ особенностями развития малыша на ее сроке беременности.
И это привело ее в такой ступор! Немного успокоившись, она начинает меня убеждать, что там еще не ребенок, что на уроке биологии ей показывали табличку стадий развития эмбриона с картинками — и на этом сроке беременности там «просто рыбка»!
Я часто наблюдаю такой эффект: когда родители оказываются в ситуации «нежелательной» (как сейчас это принято называть) беременности, они начинают расчеловечивать образ ребенка. А ведь к ребенку, который был желанным, те же самые мамы сразу относились как к своему родному и любимому, с самого начала своей беременности начинали обращаться к нему, разговаривать с ним, поглаживая свой животик!
И это абсолютное нежелание, неумение заглядывать внутрь своей души, пытаться осознать свои истинные чувства, выявить собственное отношение к искусственному прерыванию беременности — очень пугает. Стереотип о «нормальности» аборта позволяет женщинам рассматривать свою беременность просто как одну из проблем. От которой, в случае чего, можно избавиться. Если у женщины есть какие-то сложности (не важно, надуманные или реальные), и она беременеет, то часто у нее возникает иллюзия, что после аборта все закончится и встанет на свои привычные места… И это очень мешает ей самостоятельно увидеть целый спектр возможностей, которыми она на самом деле может воспользоваться.
По опыту скажу, что выход есть всегда. И выбор в пользу сохранения жизни можно сделать даже в самых, казалось бы, критических ситуациях. Но в этом случае женщине обязательно нужна помощь со стороны, и мы, психологи, помогаем объективно оценить собственную жизненную ситуацию и почувствовать поддержку.
Однажды ко мне на консультацию пришла молодая мама троих детей. В отличие от многих других, она сразу начала горько плакать и сокрушаться: «Я хорошо понимаю, что я мама, у меня под сердцем еще один мой родной малыш. Я не хочу, чтобы мой ребенок погиб, я не хочу делать аборт, я никогда этого не делала, но у меня нет выбора!»
Она рассказала мне свою историю: ее младшую сестру, незамужнюю девушку, которая год назад забеременела, мама отправила на аборт. Но моя пациентка сказала сестре: «Да ты что! Посмотри, у меня трое, и как я счастлива! И ты с детками тоже будешь счастлива!», — и приняла младшую сестру в свою семью. Сестры жили дружно, по очереди работали и ухаживали за детками, а основным добытчиком в семье был муж моей новой знакомой. И вот, когда моя пациентка беременеет четвертым ребенком, муж теряет работу — и вся эта большая семья оказывается в кризисной ситуации. «Мне сегодня детей кормить уже нечем!» — закончила она свой рассказ.
Но я, конечно, сразу рассказала своей пациентке о действующих социальных проектах нашего Центра[1], которые реально помогут справиться с ситуацией: она в этот же день забрала со склада продуктовые наборы, мы помогли ее мужу официально трудоустроиться на предприятие города. И как только эта женщина поняла, что выход действительно есть, она ушла от меня с радостью и легкой душой.
Оказалось, что их семья живет в частном секторе, и сестры могут и хотят вести домашнее хозяйство. Тогда активные прихожане нашего храма подарили им коз. Это во многом решило проблему с детским питанием — обеспечило их домашним молочком, а также поддержало в финансовом отношении. А затем они пошли дальше и завели большое хозяйство. Им удалось встать на ноги — и теперь они даже помогают другим нашим подопечным, нуждающимся в помощи!
Женщина эта благополучно родила четвертого ребенка. А недавно — и пятого. Девочке, которая у нее родилась после той нашей консультации, сейчас три годика. На крестины ей подарили игрушечную коляску и куклу. Она с радостью катает ее по двору и всем говорит шепотом: «Тише, ребенок спит!»
Выход можно найти всегда. Но здесь, конечно же, необходимы прежде всего настоящая любовь и жертвенность родителей. А также наша помощь и поддержка. Ведь если мы молчим, если мы не оказываем деятельную помощь, то какие мы христиане?
Подготовила Дарья Баринова
Благодарим организаторов добровольческого общественного движения «За жизнь» за содействие в подготовке материала
Источник: «Журнал Фома», июнь 2017
[1] Для поддержки беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, на территории Шахтинской епархии по благословению правящего архиерея действует АНО «Комплексный центр социальных инициатив имени святого праведного Иоанна Кронштадтского». — Ред.