Сегодня у нас в гостях протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя Архистратига Михаила города Серова, доктор медицинских наук и профессор.
— Батюшка, здравствуйте, благословите.
— Здравствуйте, дорогие телезрители. Благословение Господне на вас. Я очень рад быть вместе с вами. Сейчас время поста – самое подходящее время лечиться от болезней, о чем мы с вами сегодня и будем говорить.
— Тема сегодняшней передачи: «Духовные основания здоровья и болезни». И первый вопрос: Когда вообще появились на земле болезни?
— Для чего человеку болезни? Для вразумления. Когда стало необходимо вразумлять человека? После грехопадения. С этого времени и пришли к человеку и болезни, и смерть. Мы теперь подвержены им. Часто говорят, что норма – это здоровье, а болезни — нарушение и отклонение, страшное и вредное. Это не совсем так, болезнь — обычное состояние человека. Грехопадение «испортило» натуру человека, и его основная задача теперь – исправить то, что случилось. Исправить своей жизнью, отношением к своей болезни, отношением к обстоятельствам и людям.
Поэтому многие православные врачи считают, что норма – это болезнь, а здоровье – это подарок от Господа. И большой подарок. Первые тридцать лет жизни человека – действительно, подарок, человек находится в полном расцвете сил. Если болезни и случаются в этот период, они по нашей вине, от соблазнов – табакокурение, алкоголизация, а теперь еще и наркомания. Но если этого нет, то до тридцати лет Господь нам здоровье как бы гарантировал. Смысл этого периода понятен – это время для рождения здоровых детей.
— А что происходит после тридцати лет?
— Начинается постепенное старение, это процесс незаметный, ведь старение начинается сразу после того, как закончился рост. Если человек ведет себя правильно, период здоровья продолжается. «Жена спасается чадородием». Если женщина в период от 20 до 30 лет уже родила первых детей, то с рождением последующих детей она омолаживается. Одна моя прихожанка родила ребенка в 47 лет, и когда она пришла в храм с новорожденным на руках, все были изумлены ее преображением: выглядела она лет на тридцать.
У мужчины свои обязанности: он должен трудиться, чтобы обеспечивать свою семью. И трудиться много, чтобы обеспечивать ее достойно. Семья должна иметь столько детей, сколько дает Господь, и святая обязанность мужчины всех их достойно обеспечить. Поэтому мужчина, который много работает ради обеспечения своей семьи, будет чувствовать себя хорошо и после тридцати лет.
— Тогда в чем причина болезней после тридцати лет, а также почему немало людей болеет и до тридцати лет?
— К сожалению, мы сейчас имеем болезни и детей, и подростков, и юношей. Надо задумываться о причинах болезней у молодых. Ведь что такое здоровье? Здоровье – это гармония между телесными, душевными и духовными силами человека. Ребенок рождается в совершенной гармонии. Затем, когда родители начинают больше заботиться о теле, чем о душе и духе, начинается дисгармония. Тело раскармливают, оно увеличивается, но мы не заботимся о душевных качествах, и душа становится меньше.
Мы не учим детей молиться, не водим их в храм, а святые отцы говорят: надо ходить на богослужение, иначе заболеешь. Но мы сами не делаем этого, и детей не водим. Дисгармония и приводит к болезни.
Существует такое состояние «симфония», когда все части находятся между собой в гармонии. Бывает симфония государства – гармония духовных и светских отношений. Симфония есть и в человеке. Когда гармония нарушается, получаются ложные звуки, фальшивая музыка, неправильная, а это болезнь. Родители, не заботясь об этой гармонии у своего ребенка, получают ребенка больного.
— Немного личный вопрос: у молодых родителей есть дети, но они не ходят в храм и, соответственно, не водят своих детей. Бабушка и дедушка просят разрешить внукам ходить с ними, но те сопротивляются.
— Ребенок рождается уже верующим, недаром святые отцы говорили, что каждая душа от рождения христианка. В детстве ребенок естественно тянется к Богу, он недавно от Него пришел и еще помнит Господа каким-то бессознательным образом, поэтому ребенка и надо воспитывать сразу.
Когда ребенка с детства не приучили молиться, и он не понимает, что молитва — выход из любого положения, то это может быть очень опасно. В подростковом возрасте он может попасть в тяжелую ситуацию – ситуацию отчаяния, и в такой ситуации оказаться перед выбором: либо суицид, либо молитва. Если он был воспитан на молитве, то он вспомнит это состояние – и помолится. Но если этого не было…
Россия сейчас занимает первое место в мире по детскому суициду: число детей, убивающих себя, в России в три раза больше, чем во всем мире. И таких ситуаций все больше, поскольку нынешний мир все менее добр, и по отношению к нашим детям тоже, и все может случиться. Хотят ли родители потерять своего ребенка? Если нет, они должны хотя бы приучить его к молитве, к хождению в храм. Потому что в состоянии, когда ему никто не сможет помочь, без молитвы все может закончиться катастрофой.
— Если болезнь случилась, как тогда правильно болеть?
— Можно впасть в отчаяние, можно искать виновных – и это будет неправильно. К великому сожалению, человек оказывается не готов к болезни, когда не понимает, что она дана для его блага. В болезни человек очищает свою душу, поэтому святые отцы говорили, что болезни нам вместо щелока, вместо мыла, они смывают нечистоту с нашей души. Ведь на самом деле, мы сами виноваты в них. Грехи, которые мы не искупили, забыли, тяжестью ложатся на нашу душу, а между душой и телом очень тоненькая перегородка, в медицинской терминологии она имеет название – психосоматический барьер. Этот барьер не выдерживает тяжести грехов.
Сейчас особые болезни, вызванные не микробами и бактериями. Гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма, бронхиты, ревматоидный артрит, онкологические заболевания — это все заболевания, называемые психосоматическими, то есть вызванные заболеваниями нашей души. Инфаркты, инсульты – следствия этих заболеваний.
Понятно, что в состоянии болезни человек должен, в первую очередь, терпеть, и об этом пишут все святые отцы. Должен понимать, что это не наказание, а вразумление – и терпеть ее. Недаром святые отцы сами несли тяжелые болезни, а порой просили их сами, понимая, что терпение – это благое дело.
Но одного страдания и терпения без нашего собственного участия недостаточно, иначе болезнь может затянуться на долгие годы. Поскольку причина болезни в нашей душе, мы должны очистить ее через терпение и покаяние. В болезни уже не хочется особенно развлекаться, потому это время хорошо для раздумий и осмысления своей жизни. Правильно болеть – это выйти из болезни лучшими, чем мы были до нее.
К великому сожалению, многие стараются, как можно скорее выздороветь, употребляя большое количество лекарств, антибиотиков – и через какое-то время ставят диагноз «клинически здоров». Клинически – означает, что нет симптомов, температуры, боли. Человек здоров клинически, но не излечена причина, и тогда болезнь возвращается и становится хронической. Многие заболевания сразу становятся хроническими, поскольку мы лечим не причины болезни, а лишь их проявления. Поэтому каждому больному, чтобы правильно болеть, надо задуматься, что привело его к этой болезни, что надо исправить в своей жизни, надо исповедоваться, причаститься, и тогда по воле Божией болезнь отступит. Настроение изменится, человек выйдет из болезни, но он будет другим человеком – и это самое главное. Для того болезнь и дается нам, чтобы мы стали другими. Поэтому нельзя сказать, что болезнь – это зло, но что это повод исправиться.
— Мне пришел образ непослушного ребенка: болезнь как наказание за неправильное поведение.
— Нельзя говорить о наказании, это помощь, которую нам посылает Господь. Он говорит: ты суетишься, делаешь много дурного, так остановись, отдохни и подумай, куда и зачем ты идешь. Ведь Я даю тебе не смерть — лишь болезнь, и только для твоего исправления. Исправишься – живи дальше, только другим человеком.
— Когда человек заболел, куда ему идти?
— Правильнее сказать, куда идут. Недавно у меня началось странное хождение в храм. То молодой человек должен поставить ровно десять свечей, то бабушка просит срочно, в ближайшую субботу покрестить внучку. И я начинаю понимать, что в моем приходе появилась старушка, которая под видом христианской добродетели насаждает суеверие. Для успеха в делах, для срочного выздоровления. И люди верят и делают это. Причина, конечно, в нашей необразованности и малокультурности. Православный человек не может быть суеверен.
Понятно, что есть два врача: тот, кто лечит тело и Тот, Кто лечит душу. Первый так и называется – врач, второй называется Господь. Поэтому надо идти и к тому, и к другому. Ты должен сходить в храм, исповедаться, причаститься – очистить свою душу, а затем пойти к врачу, который назначит лекарства. Врача тоже дал Господь.
Лечение должно быть комплексным, в содружестве, чтобы нарушенная музыка твоей жизни снова зазвучала красиво. Многие плачут от болезней и боли. Но в чем причина этих слез? В том, что нельзя больше жить, как прежде, многое себе позволяя. Болезнь нарушила планы. Эти слезы неправильные, они неугодны Богу. Когда человек плачет о грехах, что привели к болезни, такие слезы приемлются Богом. Еще полезнее человеку – слезы искреннего раскаяния и покаяния, такие слезы приводят к выздоровлению.
Выздоровление и исцеление – вот еще интересный вопрос. Выздоровление – с медицинской точки зрения, отсутствие симптомов. Человек может по-прежнему жить, пить, курить, но надолго ли это? Поэтому надо бороться не за выздоровление, а за исцеление – восстановление целостности духа, души и тела. При этом тело может быть достаточно слабым.
Когда мы говорим о людях старческого возраста, в их теле может гнездиться уже не одна болезнь, но они могут быть бодры душевно и духовно. Как раз сегодня мы говорили об этом с сестрами милосердия. Речь шла о том, как вообще можно говорить о здоровье в старческом возрасте. И я предложил им сравнение с маленьким ребенком, у которого маленькое, слабенькое тельце, он ничего еще не умеет, но это огромная душа, только что пришедшая от Бога, огромная любовь и доверие к людям. Поэтому, имея в старости тщедушное тело, надо бороться за то, чтобы душа была большой и дух был высоким. Тогда будет состояние исцеления.
— Когда человек трудится, занимается активной деятельностью, и вдруг в самом расцвете физических и творческих сил его настигает болезнь, в результате которой он не может давать людям то, что давал прежде, как расценивать такую ситуацию?
— Надо это пережить и понять, что это значит. А значит это то, что планы были составлены неправильно — самим человеком, он возносился в своих мечтах, как богач из притчи, что неожиданно получит огромный урожай. Ведь он рассудил, что урожай даст ему возможность жить безбедно, будет веселиться его душа, он построит новые житницы, то есть, он сам спланировал свое будущее. Господь же говорит ему, что сегодня же ночью душу его возьмут. Здесь то же самое – человек строит планы, не согласуя их с Господом.
Ведь, когда человек задумал большое дело, как надо поступить? Пойти в храм, исповедоваться, причаститься и в чистоте душевной подумать, стоит ли это делать? И тогда Господь ответит. Только Он знает нашу судьбу и может указать, куда нам идти. Вот это и должен понять человек в болезни.
У здорового человека ограниченный выбор, он выбрал путь и идет им, а в болезни ему открываются разные пути. В здоровье человек думал только о себе, в болезни — начинает думать и о других. Начинает понимать, что нужны добрые дела и видит повсюду, где их можно делать; у болящего человека открывается очень большое поле деятельности. Болезнь не унижает, но поднимает человека, у него становится шире кругозор, он лучше видит и понимает, что было и что будет. Болезнь – возможность подняться над собой, посмотреть на то, как жил и как изменить свою жизнь.
— Часто бывает, что человек в болезни замыкается на себе, плачет о себе, не замечает переживающих за него близких — уходит в болезнь.
— На это прекрасно ответил Федор Гаас, один из замечательных российских врачей середины девятнадцатого века, он сказал: если ты будешь со своей болезнью, вас будет двое, а я один, а если ты будешь со мной, то нас будет двое, а болезнь одна – и мы ее победим. В этом и есть искусство врача, сестры милосердия, близких, чтобы человек был на стороне тех, кто старается ему помочь.
Мы потеряли культуру болезни, которая раньше была высоко поставлена в России. Когда человек заболевал, все вокруг него собирались, просили его благословения и молитв, потому что этого человека выбрал Господь, послав ему вразумление и испытания. Мы здоровы, а он – в глазах Божьих. Больной человек был уважаем, ведь он был ближе к Богу. Мы утратили это за советский период, когда больной человек стал виноват в глазах государства: ведь он уже не мог строить коммунизм. Так к этому относились и сами люди, и, к великому сожалению, это чувство вины так у многих и осталось.
— Вы уже сказали, что поскольку сейчас пост, это время удобное для разговора о болезнях. Значит, есть что-то общее между постом и болезнью?
— Конечно. Пост по сути своей — та же возможность исправиться, только без болезни как таковой. В болезни мы ограничиваем себя в еде, много молимся, то же происходит и в пост. Пост заменяет болезнь. Если ты успел войти в пост, скорее всего, во время его не заболеешь. Ты уже исправляешься.
Пост – очень полезен для души и для тела. Ведь во время поста человек должен делать добрые дела, молиться, ограничивать себя в питании, по сути то же самое, что во время болезни. Потому для исправления болезни лучше предпочесть пост.
Мы знаем, что впереди Великий пост, и хорошо бы к нему готовиться заранее, ожидать его. Недаром монахи говорили о веселом времени поста, время, когда легкость в теле, в питании, молитвенное состояние души – все то, что делает человека здоровым, исцеляет его. К сожалению, у нас наоборот: заранее просят в основном о послаблениях. Я всегда советую сначала попробовать и посмотреть на пользу от воздержания. Если же не выйдет, тогда только просить о послаблении, но взамен многократно усиливая молитву и увеличивая количество добрых дел.
— Мы говорим о выздоровлении, а если болезнь смертельна?
— Если смертельна, тогда тем более надо сосредоточиться на том, чтобы не было смерти. Смертельная болезнь может закончиться двумя вещами – смертью и успением. И во время, когда человек уже знает, что дни его сочтены, надо сделать все, чтобы смерть отступила. Он должен настолько просветлеть душевно и духовно, настолько посвятить это время своему исправлению, чтобы смерти не стало, ведь сам Иисус Христос убрал ее из нашей жизни собственной крестной смертью. Смерть случается только в том случае, если человек сам перечеркнул, загубил свою жизнь, прожив ее так, что на нее противно смотреть.
Когда же человек в последние месяцы стал добр, милосерд, сказал много хорошего детям, постарался очистить свою душу через исповедь и покаяние, причастие и соборование, тогда он успел. Успение от слово успех. За данное ему время он провел колоссальную работу над собой, успел стать совершенно другим человеком, и тогда смерть ему не страшна. Вот цель смертельного заболевания.
Кюблер Росс, которая занималась смертельно больными, изучала, анализировала их психологию, сказала в завершении, что хотела бы сама умереть от рака, потому что это спасительно для души. Она говорила: тогда у меня будет время подготовиться. Сам я в течение длительного времени служил в онкологическом диспансере, видел этих больных и наблюдал, как это бывает поразительно: насколько человек может меняться, тянуться к Богу, насколько может просветлеть перед уходом в мир иной. Это правильно, так и должно быть.
— Что говорит Православие о здоровом образе жизни?
— Были времена, когда мы все вместе вставали и делали зарядку под команды из радиоприемника, сдавали нормы ГТО. Это было неплохое время, и все это было нужно государству для того, чтобы человек был исправным винтиком в его производстве. Однако ничего общего с тем, что представляет из себя здоровый образ жизни, это не имело. С точки зрения Православия, здоровый образ — это спокойная, размеренная жизнь, которая соответствует своевременному росту души и духа, и в этом равновесии души, тела и духа только и может прийти благодать Божия, то есть счастье человека. Потому здоровый образ жизни – это не только физкультура, но и добро, милосердие, посещение храма.
— Эпилепсия – это духовная болезнь?
Нет. Обычно есть эпилептический очаг в мозгу, органическое поражение, и порой удается этот очаг удалить – тогда болезнь проходит. Поэтому духовной болезнью эпилепсию назвать нельзя.
— Делать ли детям прививки?
— Обычное занятие и обычный вопрос, который будируют уже много лет. Есть прививки, которые не делать нельзя. Например, такая страшная болезнь как полиомиелит. Если по каким-то причинам родители не сделают эту прививку, а потом ребенок заболеет, как они смогут потом смотреть ему в глаза. Также болезнь краснуха, которая может стать причиной неполноценности ребенка, если мать заболеет во время беременности. Когда наука найдет пути избавить человечество от этих болезней, тогда можно будет отказаться от прививок.
Однако непременное условие при любой прививке – ребенок должен быть абсолютно здоров. Необходим внимательный осмотр и разрешение педиатра — это неукоснительное правило. Выбор же прививок – дело родителей, которое зависит от их готовности взять на себя ответственность.
— В семье, где есть больной человек, страдают родственники, для чего это дается?
— Почему же родственники страдают? Они должны помогать, сочувствовать, а страдает — сам больной. Вокруг больного не должно быть угнетающей обстановки, но должна быть спокойная, разумная, чистая, доброжелательная обстановка. Обязанность родственников — создать ее. Надо помогать больному преодолевать болезнь, а не болеть вместе с ним.
— Вопрос из Воронежа: «Болели ли старцы, духовные отцы?»
— Не только болели, но и просили болезней, говорили, что болезнь, как золото, дается для очищения. Когда золото плавят, оно очищается от всех примесей, так и в болезни: человек очищается от своего греха, нечистоты. Поэтому за болезнь они благодарили.
— Вопрос телезрительницы: «Сын решил голодать в Рождественский пост все сорок дней. Нормально ли это?»
— Это говорит о его болезненном состоянии, во время поста никто не голодал, во время поста требуется лишь воздержание. Голодание – это чрезвычайно вредная вещь и может стимулировать развитие разных болезней. При недостатке веществ, прежде всего, «голодает» мозг, он главный потребитель энергии. Если лишить его белков, углеводов, можно просто стать дураком. Пост – разумное ограничение в пище, только тогда это полезно.
— Всегда ли Господь вразумляет лишь через болезни?
— Кроме болезней, бывают и разные несчастья. Недаром святые отцы говорят — скорби, а не болезни. Если что-то долго не получается в жизни, надо задуматься о причинах этого.
— Вопрос из Ставрополья: «Инвалид первой группы не может держать пост, может ли он читать покаянный канон?»
— Конечно, может. Болезнь для него — уже пост. Если человек болеет, ему не надо более себя ограничивать, он уже постится своей болезнью.
— Вопрос из Белгорода: «В чем смысл рождения больного ребенка?»
— Это частый вопрос. На него давно ответили святые отцы. Ребенок может родиться больным по нескольким причинам. Во-первых, если родители совершили какой-то тяжкий грех, он может вернуться таким вот образом: через ребенка. Но также святые отцы говорили, что больной ребенок может быть нам дан для того, чтобы мы могли проявить по отношению к нему свою милость, милосердие.
— Человек считает, что болеет от злобы людей, наша телезрительница спрашивает, как ему быть?
— Если это так, то ему надо пойти к тем людям, от злобы которых он болеет, обнять их, поцеловать, сказать самые добрые слова, и тогда его болезнь прекратится. У православных людей есть такая защита от зла – когда мы на зло отвечаем добром. Это обезоруживает других людей, а нас спасает. Но скорее всего, этот человек страдает от собственной подозрительности и агрессии против тех, кто, как он думает, желает ему зла.
— Вопрос телезрителей: «Сын – инвалид детства, и мы не можем часто ходить в храм, грех ли это?»
— Конечно, нет. Для такого больного и домашняя молитва – очень хорошо. Но как прекрасно чувствуют себя такие дети в храме! У меня на приходе есть такой мальчик, инвалид детства, и когда ему удается быть в храме, он весь преображается внешне, сияет, затихает. Поэтому, если есть хоть маленькая возможность привести такого инвалида в храм, надо это делать.
— Наша передача подходит к концу, остается время, чтобы подвести итоги и сказать напутственные слова нашим телезрителям.
— Конечно, желаю всем здоровья, не только телесного, но, прежде всего, душевного. Потому что именно душевное состояние и дух определяют, как мы будем жить. Даже если наше тело ослабло, душевные и духовные состояния могут сделать человека совершенно счастливым. Поэтому я желаю всем больным исцеления, а всем здоровым – веры.
— Большое спасибо, батюшка и спасибо всем, кто был вместе с нами.
Гость программы: протоиерей Сергий Вогулкин
Ведущий эфира: Тимофей Обухов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Комментировать