Помощь женщинам, которые передумали делать аборт после приёма абортивной таблетки.
К сожалению, медикаментозный аборт всё более популярен в России и мире. Быстро, доступно, без хирургического вмешательства.
Несколько лет в нашей стране действует и помогает женщинам проект «Передумала.ру» (peredumala.ru). Суть проекта в том, что между приемами таблеток можно остановить действие медаборта, сохранить беременность и родить ребенка. Некоторые женщины передумывают делать медаборт уже после приёма первой абортивной таблетки. Мы попросили врача, психолога, специалиста по клиническим исследованиям, руководителя проекта «Передумала.ру» Алексея Александровича Фокина ответить на некоторые вопросы.
Как появилась идея создания такого проекта, с чего всё началось?
История метода остановки медаборта идет с 2012 года, когда в США врач акушер-гинеколог Джордж Дельгадо с коллегами написал о шести успешных случаях остановки медаборта с помощью введения гормона прогестерона. Публикация была в научном американском журнале. Медикаментозный аборт проводится в два этапа: сначала дают первую таблетку — мифепристон. Её действие можно остановить прогестероном. Вторая таблетка — мизопростол, её уже практически нельзя нейтрализовать. Есть случаи сохранения беременности после полного протокола медикаментозного аборта, но шансы именно сохранить по желанию женщины крайне малы.
В 2014 году наши добровольцы Анна Беляева и доктор Инна Корниенко перевели эту статью на русский язык, в соцсетях создали группу и стали писать на эту тему.
Ко мне несколько раз обращались люди: «Можно что-то сделать после принятия первой таблетки? Я передумала, не хочу аборт, хочу сохранить ребёнка». Я сначала говорил, что, наверное, нет, но потом нашел в научной литературе методику остановки доктора Дельгадо. С 2016 года начал работать наш сайт «Передумала.ру» (peredumala.ru).
Оказалось, что остановка медаборта очень востребована. Множество женщин сами находили наш сайт и группу. Однажды мне позвонил священник. К нему пришла женщина, которая приняла первую таблетку, раскаялась, хотела сохранить беременность, родить ребенка… После того как запустили сайт, десятки женщин в месяц стали обращаться к нам за информацией.
В России, к сожалению, медаборты крайне доступны. Можно сказать, что за последние годы в больших городах достигли «шаговой доступности». Неделя тишины в коммерческих клиниках почти не соблюдается. Я считаю, что именно легкодоступные медаборты – главная причина низкой рождаемости и депопуляции России за последние 10-15 лет. Общее количество женщин, желающих сделать медаборт, огромное. Эксперты говорят о 1-2 млн медабортов в год. Точные цифры неизвестны, так как коммерческие клиники не подают в статистику реальное количество абортов. Из-за высокой доступности некоторые женщины принимают препарат для производства выкидыша (мифепристон), не имея твёрдого, взвешенного решения. И если даже 5-10% из них передумывает, получается, что десятки тысяч женщин хотят остановить аборт ежегодно.
В 2017 году мы с другом сделали первую инструкцию по остановке медаборта, выложили на Ютубе, и я удивился, как много было просмотров. На том первом видео, я просто рассказывал, как можно с помощью обычного прогестерона остановить медаборт и сохранить ребёнка. Я понял, что тема востребованная, актуальная и нужно помогать женщинам сохранить беременность, сохранить жизнь младенцам.
В 2019 году мы стали работать уже более организованно. Три специалиста: я – руководитель, Анна Беляева – наш координатор, Кристина Горячкина – врач акушер-гинеколог, стали работать вместе, открыли горячую линию, наполнили сайт, создали группы во всех популярных соцсетях. Нам также помогала Всероссийская благотворительная программа «Спаси Жизнь».
Есть ли статистика удачных и неудачных случаев работы по остановке медаборта?
Статистику мы ведём с конца 2019 года. Регистрируем входящие обращения, исход – положительные и отрицательные результаты, то есть сохранилась ли беременность или нет. За это время, с ноября 2019 по конец августа 2023 года к нам обратилось 1010 человек. Из них не все женщины решились сохранить беременность: 543 пытались остановить медаборт с помощью прогестерона, и из этого числа 216 жизней младенцев было спасено. Это 40% удачных результатов прогестероновой терапии.
Положительных примеров очень много: нам пишут через полгода, год, два, женщины и отцы благодарят нас за информацию. Они рады, что последовали прогестероновой методике, в результате родили, сохранили детей.
Приведу несколько примеров:
И. делится своей историей: «После выпитой таблетки страшно стало за ребенка, поняла, что я его очень люблю. Так как было уже поздно, со слезами уснула, но утром не могла успокоиться и искала информацию, можно ли предотвратить действие таблетки. На вашем сайте нашла информацию о прогестероне. Кстати, когда спасала беременность, я не знала, что у меня близняшки. Страшно вспоминать всё это…. Я очень люблю своих детей… Дочки-близняшки родились красивыми и здоровыми. Слава Богу за всё, вам большое спасибо».
Н. пишет нам: «25 лет, беременность восемь недель. Стартовая доза прогестерона 200 мг внутримышечно. С момента приема мифепристона прошло 72 часа. Далее назначен прогестерон в той же дозе два раза в неделю в течение двух недель. Затем микронизированный прогестерон перорально в течение 5 месяцев. В 39 недель родилась жизнеспособная девочка. Побочного действия прогестерона не выявлено. Врожденных аномалий развития не выявлено».
Ещё больше историй опубликовано на сайте и в наших соцсетях под хэштегом #peredumala.
От чего зависит результат?
Успех методики зависит от срока беременности (чем больше срок, тем лучше), от времени, прошедшего от приёма первой таблетки, дозировки и формы прогестерона (капсулы или уколы). Наиболее эффективна внутримышечная форма прогестерона.
Есть случаи, когда пациентки идут к врачу с желанием остановить медаборт, а в ЖК или клинике категорично настаивают на продолжении аборта, то есть на принятии второй таблетки. Большинство гинекологов не знают, что начатый медаборт можно остановить. Женщины приходят на прием и слышат: «Ни в коем случае, только завершать процедуру». Это первая группа неудачных случаев. И часто под давлением гинеколога женщина завершает аборт.
А вторая – начали вводить прогестерон, и всё равно выкидыш происходит. Здесь ничего не поделаешь, важно проинформировать женщину, что такой исход возможен, мифепристон – это препарат, который специально разработан, чтобы убить внутриутробно ребенка. Мифепристон разрыхляет стенки матки и блокирует рецепторы прогестерона в ней, что может спровоцировать отслойку. Поэтому успешность зависит не только от нас, людей, но и от того, насколько быстро введен прогестерон, насколько качественный мифепристон, от срока беременности. Отрицательные примеры, конечно, есть, их немного больше половины. Но я считаю, что, если женщина хочет сохранить ребенка, не надо останавливаться, бояться. Эффективность в 40% всё равно высокая, речь идёт о спасении жизни ребенка и поэтому стоит попытаться. Например, далеко не каждый вид химиотерапии при онкологии может похвастаться 40% положительных результатов.
Почему врачи настаивают на продолжении медаборта?
Гинекологи настаивают на завершении аборта, во-первых, из-за банального незнания нового метода. Во-вторых, на общероссийском уровне проводится политика фармкомпаний, продвигающая медаборты как «безопасный» метод. И медицинские представители фармы, и главные акушеры-гинекологи, и преподаватели медицинских вузов повторяют про «безопасный медаборт». У врачей-гинекологов уже на подкорке сидит, что медаборт безопаснее. Гинекологи предпочитают не рисковать и доводить «дело» до конца, к сожалению. Продвижение медаборта намного мощнее, чем нового метода остановки медаборта. За медабортами стоят колоссальные прибыли фармкомпаний.
В последнее время я встречаю всё больше докторов, которые изучают новые методики, интересуются профессиональными группами в соцсетях, лучше подкованы и не пугаются вводить прогестерон для остановки медаборта.
Всероссийское общество гинекологов-акушеров опубликовало недавно клинические рекомендации по медаборту, в которые включена и возможность остановки медаборта по согласию и желанию женщины, есть ссылки на исследования. Этот факт говорит о том, что у нашего проекта есть союзники. В акушерско-гинекологической службе видят необходимость в подъёме рождаемости. Однако рядовые врачи-гинекологи, с которыми я разговаривал, не знают об этом, скептически относятся к этому. Они настроены доделать аборт, пугают пациенток тем, что в результате введения прогестерона родится урод, будут тяжелые патологии. На самом деле забывают о том, что прогестерон (переводится как «про беременность», «поддерживающий беременность») – гормон, который назначают при угрозе выкидыша, для сохранения беременности. А мифепристон широко применяется в роддомах для стимуляции родовой деятельности, он не считается токсическим для человека препаратом и опасным для здоровья ребенка, при его применении не требуется даже перерыв в грудном вскармливании. Ни прогестерон, ни мифепристон не обладают тератогенным действием, то есть не вызывают пороки развития.
Коварство медаборта в том, что многие искренне считают, что это и не аборт вовсе – выпил таблетки и всё.
У нас огромное количество препаратов для медаборта продается каждый год. Они очень доступны. Если бы это было не так, то женщина бы десять раз подумала, приняла бы взвешенное решение, но получается что любая, имея в кармане определенную сумму денег, может пойти в клинику и в этот же день сделать медаборт. Даже твердо не подумав, а под влиянием импульса. Женщина может потом пожалеть, передумать… Чем больше врачей, особенно гинекологов, будут знать об остановке, тем лучше. Женщины знают, что есть медаборт, пусть знают, что есть возможность остановки его. Конечно, лучше запретить вообще препараты для медабортов. Химический аборт может вызывать бесплодие, кровотечение, воспаление. Если бы у нас не было мифепристона, было бы гораздо лучше с демографией, здоровьем соотечественниц.
У нас есть история, где женщина описывает, как она под давлением своего жениха приняла таблетки для медаборта. Она искренне жалеет об этом, раскаивается, если была бы возможность вернуться в тот день, она бы по-другому поступила. Кстати, она сетует на то, что в клинике очень быстро дали подписать бумаги, потом отвели в отдельную комнату и вручили таблетку со стаканом воды. Всё произошло стремительно: была беременность и нет её. Эту историю повторяет большинство обратившихся к нам женщин – о принятии решения в состоянии аффекта под давлением врачей, окружения и обстоятельств.
Еще бы добавил, что нас приглашают для просветительской работы в епархии, храмы. Мы участвуем в конференциях для врачей, круглых столах, организованных священниками. Наш сайт работает на нескольких языках: казахском, киргизском, сербском, азербайджанском, грузинском, армянском и других. К нам обращаются женщины из ближнего зарубежья.
Беседовала Александра Грипас
Комментировать