Об осознанности, ответственности и самобичевании

Об осознанности, ответственности и самобичевании

Ярасова Наталья Николаевна

Translator

 

Когда человек осознает свою ответственность за что-то, он более разумно относится к тому, что делает. Но нередко случается так, что пока всё идет хорошо, человек испытывает удовлетворение, однако, если случаются проблемы, он впадает в уныние от того, что оказался неспособен сделать всё на высшем уровне. О том, как быть ответственным человеком и при этом не разрушаться от чрезмерного груза этой самой ответственности поговорим с психологом Миссионерского отдела Тульской епархии Натальей Ярасовой.

На мой взгляд, подобная проблема обычно возникает из-за не совсем верного, однобокого понимания ответственности. Настоящая, полная ответственность человека — это не только ответственность непосредственно за выбор, решение, поступок и за их последствия. Ответственный человек не только принимает заслуги при успехе и вину при возможным провале. Важной частью ответственности является готовность и умение разумно принимать последствия — без избыточных страданий, истеричного поиска виноватых и самобичевания.

Мне кажется, самобичевание возникает из-за осознания того, что определённые последствия невозможно было предугадать: или опыта не хватило, или мудрости. Может, я ошибаюсь, но такая вот готовность смиренно принимать последствия своего выбора называется мужеством.

Думаю, тут уместно говорить и о мужестве, и о смирении. Но самобичевание – лишь одно из проявлений неспособности разумно принимать последствия своих решений.

Вообще, можно выделить три основных типа реакций, сопровождающих неумение принимать на себя ответственность.

Нередко люди, которые сами ведут себя деструктивно, получив из-за этого неприятности, начинают обвинять других. Это обвинение обычно полно негативных переживаний.

Два простых примера, не разовых, а типичных, — с подобными ситуациями мне не раз приходилось иметь дело в моей практике.

Студент прогуливает занятия. Если он и приходит на лекции, то не слушает преподавателей, занимается своими делами. Дома тоже не утруждает себя чтением учебников для компенсации пропущенного. Закономерно, что экзамен он не сдает. А виноватыми у него оказываются… (на выбор) злобствующие преподаватели, не поделившиеся шпаргалками, не давшие списать или не подсказавшие ответ одногруппники, отравляющие жизнь родители, «дебильная система образования» и в целом безумный мир. Решение не ходить на лекции было его, но вот за последствия этого в его понимании ответственен кто-то другой.

Женщина выходит замуж за мужчину, рассчитывая, что любящий супруг будет неизменно угождать ей. У неё есть свои представления о том, как он должен себя вести, и она пытается загнать его в рамки своих представлений, постоянно требует, чтобы он соответствовал её ожиданиям и делал всё так, как она считает правильным и удобным. Муж постоянно ей что-то должен, и столь же постоянно она недовольна им, вечно сравнивает его с другими не в его пользу. Ее привязанность к мужу давно выродилась в нескончаемый поток упреков с её стороны, «что ни делает дурак, всё он делает не так». После рождения детей она постоянно отказывает ему в супружеской близости, мотивируя это большой усталостью. И хотя усталость молодой матери может быть колоссальной, но в этом случае жена не просто ждет всесторонней поддержки мужа, но обязательно так или иначе принижает его, и не просто обвиняет в непонимании, но фактически изображает его последней сволочью. К воспитанию детей она его либо не допускает, либо и здесь находит поводы показать, какой он нехороший. Семейные отношения больше похожи на пресловутые истории из жизни коммуналок: сплошные скандалы, война с соседом (который остается настоящим супругом лишь в свидетельстве о браке). Несколько лет мужчина терпит. Он может всё это время молчать или пытаться вразумить жену, а может и агрессивно отстаивать свое «я», скандалить в ответ. Но постепенно он утрачивает само желание любить сварливую, постоянно унижающую его женщину. В какой-то момент чаща терпения мужа переполняется, он либо находит себе любовницу, либо просто подает на развод. А оставленная жена упивается ненавистью к нему, находя в его решении окончательное подтверждение его принадлежности к типу «все мужики – козлы». Ей ни на миг не приходит в голову, что она и сама не была образцом хорошей жены, и даже не старалась быть таковой. Потребительское и неуважительное отношение к супругу было её выбором, но ответственным за последствия её повседневного хамства назначается супруг.

А есть иной тип реакции. Столкнувшись с неприятными последствиями своего поведения, люди могут тонуть в своих страданиях о том, как у них всё плохо, какие они несчастливые, и жизнь у них не задалась, и мир несправедлив к ним.

Очень типичные примеры – нарушения пищевого поведения и гиподинамия. Далеко не всегда неправильный образ жизни обретает размах психического расстройства, когда человек не в состоянии контролировать себя. Чаще он вполне мог бы питаться более здраво и двигаться побольше, если бы приложил к этому усилия. Но из-за лени, нетренированной воли, отсутствия самодисциплины, а главное – нежелания отказывать себе в удовольствиях и понуждать себя к действиям, не делает этого. В итоге у него появляется гастрит, или язва желудка, ожирение, гипертрофия печени, проблемы с суставами, астения, иные заболевания, обусловленные образом жизни. И довольно часто такой человек, сам приведший себя в болезнь, вместо того чтобы взять ответственность за свое состояние в свои руки, изменить свой образ жизни или хотя бы признать эту свою ответственность за собственное нездоровье, страдает от того, какой он больной и несчастный. Даже если он формально признает, что сам виноват, именно страдание становится его центральным переживанием. Причем, обвинять «бесполезных» врачей и злиться на советчиков здорового образа жизни он тоже вполне готов.

И третий вариант — самобичевание: когда человек, если из-за его поступка или бездействия происходит что-то неприятное, начинает себя изводить за то, что не сумел предугадать последствия, сделал неправильный выбор. По сути, за то, что в очередной раз был несовершенным. И это не самоукорение, а именно нездоровое самобичевание. В самоукорении переживается чувство вины, вызванное действием совести. В самобичевании ключевым является чувство стыда за свое несоответствие некоему идеалу. Причем люди со склонностью себя бичевать всегда найдут повод пострадать о своей неидеальности. Это обычно связано с отсутствием у них способности адекватно оценивать себя и, главное, умения себя принимать, то есть с заниженной самооценкой и низким уровнем самоценности.

Интересно то, что страдания могут сопровождать не только провал, ошибку, неудачу, но и наоборот: некоторые люди неспособны принимать свой успех, стыдятся его – в этом случае речь обычно идет о феномене самозванца.

Вот как раз для того, чтобы честно принять и пережить возможный стыд, и нужно мужество.

Да, хоть обычно мы вспоминаем о мужестве в связи с какими-то глобальными критическими ситуациями, гораздо чаще мужество нам нужно, чтобы осознать своё несовершенство, взглянуть правде в глаза. Без него даже не признаешься себе в чем-то «не том». А еще мужество нужно, чтобы банально не сбежать от ответственности в отношениях, особенно в тех самых мелочах, которые определяют слишком многое.

Противостояние различным житейским стрессам; способность в должной мере признавать свое влияние на других людей и обстоятельства, а значит — готовность учитывать чьи-то требования и корректировать своё поведение при необходимости; умение развиваться, а не разрушаться, осознавая свои недостатки, можно назвать проявлениями повседневного мужества. Такое мужество во многом определяет способность быть ответственным человеком.

Но если у человека, как очень часто бывает, накапливается слишком много стрессов, его повседневного мужества может хватать только на напряжение своей воли для преодоления собственных страхов и иных явно угрожающих психике переживаний. И тогда человек живет в постоянном напряжении, обрекая себя на связку: «стресс – постоянные переживания – волевые усилия по их преодолению – хронический стресс».

Врачи и психологи много говорят о том, что нужно снижать уровень стресса.

Тут часто получается путаница, так как словом «стресс» обозначают и напряженную реакцию организма, и внешнее напрягающее воздействие. И поэтому слова о необходимости избавляться от стресса порой загоняют человека в тупик. Люди думают в первую очередь о том, что надо избегать всего, что их напрягает.

Но зачастую просто взять и устранить стрессовое воздействие на современного человека невозможно. Ведь для этого нужно было бы полностью вырвать его из процесса жизни, так как главные источники стрессов — работа, семья, дети, необходимость обеспечивать себя и осознание своего долга перед близкими, новости, природные катаклизмы и социальные проблемы. То есть то, от чего люди не хотят, не готовы, а порой и не могут отказаться. По сути, источник стрессов – сама жизнь.

И хотя отчасти можно отрегулировать и внешнюю стрессовую нагрузку, всё же главная задача – отрегулировать себя. Правильно поставленная задача в этом случае – повышать собственную стрессоустойчивость, способность адаптироваться к изменяющейся жизни. Для этого нужно учиться конструктивным стратегиям преодоления стресса. Это предельно важно для психического здоровья. Именно развитие этих полезных навыков (в психологии их называют конструктивными копинг-стратегиями) и приводит в итоге к снижению уровня стресса как негативной напряженности организма и психики человека.

В первую очередь надо избавляться от избыточных, тем более иррациональных переживаний, особенно страхов. Понять, какие из страхов имеют под собой основания, а какие нет, и удерживать себя от избыточных переживаний помогает трезвение, внимательное, осознанное отношение к жизни. Это важный навык для обретения способности брать на себя ответственность. Умение рассуждать и адекватно оценивать реальность часто называют благоразумием или здравомыслием.

Здравомыслие – это нечто естественное, здоровое. Благоразумному человеку очевидно, что большая часть страхов, в том числе страх перед ответственностью, надуманы и бессмысленны. В ряде случаев для преодоления страха нужно просто сохранять здравый смысл, использовать критическое мышление, тогда и бояться будешь гораздо меньше. А если глубже копнуть, рассмотреть проблему страхов с позиции веры во Христа, то вообще:

«Кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится» (свт. Тихон Задонский).

Но, увы, это совсем не аргумент для людей неверующих, да и веры порой настолько не хватает, что подобное бесстрашие (тем более бесстрастие) кажется недостижимым идеалом:

«Часто я слышу, что Давид святой поет: «там они трепетали от страха, где не было страха». И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но потом дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Могущего и душу, и тело погубить в геенне» (Мф?10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять вечную жизнь; боятся лишиться богатства, славы, чести и утехи, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боятся временного бесчестия, но не боятся вечного бесчестия. И так приличествует им песнь сия: «там они трепетали от страха, где не было страха» (свт. Тихон Задонский).

В жизни каждого человека полно так называемых социальных страхов – тех, что связаны с процессом общения между людьми. Это страх показаться плохим или глупым, страх быть ненужным или брошенным, страх не оправдать чужие ожидания, страх разочароваться самому и иные страхи. И порой, руководствуясь этими страхами, человек отказывается брать на себя ответственность за возможные неприятности в своей жизни.

Поэтому мужество, действительно, очень нужно, чтобы быть ответственным человеком, особенно когда только учишься не убегать от ответственности. Это ведь потом уже, когда непростая ситуация осталась позади, понимаешь, что большей частью боролся с ветряными мельницами. А поначалу – «страшно, аж жуть»! Но возможность хоть чуть больше «жить не по лжи», не прятаться от своих страхов за ложью безответственности, научиться признавать свою сопричастность к последствиям своего поведения, дорогого стоит.

Получается, ответственность можно понимать по-разному. Не только как необходимость контролировать какое-то дело и отвечать за его результат.

Да. Ответственность – это не только понятие из области распределения обязанностей. В психологии об ответственности чаще говорят как о личностном качестве. В нравственном смысле ответственность — это постоянный навык самоотчета, «внутренняя отчетность человека за всё то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков» (Определение и содержание понятия ответственности архим. Платон (Игумнов)).

В отношении самовоспитания ответственность стоит рассматривать не с позиции: «Кто будет виноватым, если что-то случится?». Правильнее делать акцент на: «Кто должен стараться, чтобы получить наилучший результат?». Умение быть ответственным – это готовность брать в свои руки инициативу, быть активным участником своей жизни, осознающим, что сам определяешь очень многое, что последствия зависят в немалой степени от тебя, что ты влияешь на происходящее, и твой выбор очень много значит. В том числе выбор реакции на возможные неприятности. К сожалению, многие люди неспособны сохранять ответственность за своё эмоциональное состояние, особенно в сложных ситуациях.

Да, многие люди сильно переживают, если что-то идет не так, как они предполагали. Не могут смириться с этим, судорожно ищут причину или пытаются понять, кто виноват.

В том, что касается избыточных страданий и поиска виноватых… Позиция жертвы обстоятельств или чужой воли внешне такая удобная! Но на деле она жрет прорву жизненных сил и портит жизнь не только самому человеку, но и окружающим.

Но ведь не всегда причиной проблем назначается другой человек. Кто-то, наоборот, обвиняет во всём себя.

При кажущейся праведности позиция самообвинения далеко не всегда адекватна. Самобичевание порой противоречит смирению, потому что его основой может быть гордыня человека и склонность придавать слишком большое значение свой личности и своим способностям. Ведь далеко не всегда можно предугадать все последствия своего решения, недаром сказано: «Человек предполагает, а Бог располагает» («Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19: 21). А человек порой берет на себя слишком много, забывая, что человеческие силы и возможности ограничены, отказывается признавать собственное бессилие. Или не вспоминает слова Христа в Гефсиманском саду, должные служить нам примером: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).

Когда обстоятельства ставят человека нос к носу с собственным несовершенством или невозможностью получить всё, что хочется и как хочется, здравомыслящий человек постарается смириться, принять даваемый опыт с благодарностью, а при необходимости будет «разгребать последствия». Но, к сожалению, немало людей, которые, столкнувшись с неприятным результатом своего поведения или своего решения, допустив ошибку или не сумев предотвратить все возможные негативные варианты развития событий, не могут признать своё несовершенство. Вместо благоразумной реакции они погружаются в посыпание головы пеплом, игнорируя возможность или даже необходимость работы над своими ошибками.

Сознание своей ответственности (не обязательно вины) и самобичевание, по-моему, сопоставимы с покаянной духовной жизнью и унынием. Полноценное чувство ответственности — и за выбор, и за его последствия — при совершении ошибки ведет к покаянию. А самобичевание полно непродуктивного ощущения вины, в нём редко есть надежда на прощение, а значит и нет и мотива для развития, исправления себя. Самобичевание сконцентрировано на наказании. При самобичевании ответственность словно заканчивается в момент совершения поступка или выбора, а затем, в случае ошибки, начинается только нескончаемое страдание, которое заводит в уныние, даже в отчаяние.

Кажется, я уловил суть. Осознанность — это попытка трезвого анализа уже произошедшего события и попытка воспринимать его не как кошмар прошлого, а как этап становления. То же и с будущим: надо «разрешить» себе сам факт ошибочного решения проблемы. Не как лёгкий способ «не думать» и не переживать за результат, а потому, что не мог предвидеть всего многообразия возможных вариантов и решений. Ого! Да всё это в итоге сводится к подобию «комплекса отличника». По сути, человек не в состоянии всегда выбирать верное решение. И с этим надо просто примириться. Кажется, так?

Да, очень важно помнить о пределах собственных возможностей. Эзотерики могут сколько угодно кричать, что все ограничения лишь в человеческой голове, но православные понимают, что ограничений нет только у Бога. Человек же до тех пор, пока не обожится, далеко не всесилен и не обладает совершенным разумом. Как там у Булгакова: человек «не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день… И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». В том, насколько человек осознает и признает своё несовершенство, проявляется смирение. А перфекционизм с чрезмерно высокими требованиями к себе, в том числе и синдром отличника, в каком-то смысле – симптом тщеславия.

Говоря же об осознанности, снова придется упомянуть эзотериков. К сожалению, это слово сейчас активно тиражируется ими для описания особого стиля жизни и насквозь пропиталось оккультной начинкой, поэтому употреблять его стоит, лишь четко отличая от эзотерического подхода. В эзотерике и эзотерической психологии осознанностью называют такое состояние ума, когда человек сфокусирован на настоящем моменте и своих ощущениях, не оценивая их и не пытаясь их изменить. Такая осознанность предполагает способность человека быть в гармонии с окружающей средой и принимать происходящее, даже неприятное, с пониманием и терпимостью. Этот термин почти сливается с термином медитация, разве что медитация предполагает целенаправленное погружение в особое состояние сознания, а осознанность — это повседневное существование в таком медитативном настрое.

В современной психологии тоже используют слово осознанность, так называют постоянное отслеживание человеком того, что с ним происходит, своих текущих мыслей и переживаний. Казалось бы, это тоже наблюдение, которое не предполагает анализа происходящего, оно сродни простому созерцанию. И иногда из-за этого людям трудно понять, чем же психологическое понимание осознанности отличается от того, о чём говорят эзотерики. Но в отличие от эзотерического подхода, где осознанность является самоцелью и предполагается, что осознанность сама по себе позволяет достигнуть особого образа «гармоничной жизни», в психологии осознанность – лишь первый шаг в изучении себя, наблюдении за собой. В психологии акцент делается не на созерцании, а на осознании, что подразумевает анализ осознанного. В психотерапии дальнейшие шаги по переработке осознанного опыта обычно называют принятием и интеграцией (так и говорят о триаде «осознание-принятие-интеграция»). Недаром в качестве синонима осознанности в энциклопедических словарях указываются слова: «осмысление», «самоосознание», «разумение». Можно сказать, что осознанность — это внимательное и разумное, осмысленное наблюдение за собой в реальном времени с целью вовремя предотвратить психологические отклонения и уловить, укрепить позитивные изменения в собственной личности. Для этого нужно не просто видеть, но и анализировать, по сути, контролировать всё происходящее в себе и с собой.

Это фактически стратегия жизни, дисциплинирующая ум и помогающая следовать духовным наставлениям отцов Церкви: «Внемли себе, чтобы мог ты различать вредное от спасительного… будь трезвен, рассудителен, храни настоящее, промышляй о будущем. Не упускай из рук, по беспечности, того, что уже есть; чего же еще нет, может быть, и не будет, не предполагай в том наслаждения, как будто оно уже в руках» (святитель Василий Великий. Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9).

Именно такое трезвое, внимательное, осмысленное отношение к себе, к своим помыслам и делам, имеющее целью духовное развитие, и следует называть осознанностью. Это понятие из области трезвения.

Но ведь такое осмысление – непростая задача. Мало кто способен трезво оценивать себя самого. Кто-то думает о себе лучше, чем стоило бы, а кто-то, напротив, склонен выискивать у себя недостатки. Особенно, если уровень требований к себе очень высок, что естественно для христиан. Соответственно, и самобичевание подключается, если не соответствуешь этим требованиям.

Мне кажется, эта проблема обусловлена не столько высокими требованиями, сколько нереалистичными ожиданиями. Потому что высокие требования могут быть – и являются в Православии – прекрасной мотивирующей, развивающей целью. Это идеал, к которому человек стремится, работая над собой всю жизнь. Перфекционист же в своем воображении словно обесценивает процесс внутреннего очищения и преобразования, для него в фокусе внимания не развитие и процесс движения к Богу, а уже финальный, желательный итог. Он убежден, что он способен быть совершенным уже в этой, земной жизни, и что он обязан постоянно соответствовать этому идеалу. Малейшее отступление от собственных представлений о совершенстве, несоответствие себя своим же ожиданиям, приносит ему сильнейшие душевные муки.

Можно представить себе садовника, который ухаживает за цветами. Он знает, что должно получиться в итоге, но концентрируется на процессе: убирает, пропалывает, рыхлит, поливает, предвкушая красоту готового цветника. И даже когда распускаются цветы, он не успокаивается, а регулярно ухаживает за ними. При этом он получает удовольствие, когда у него получается хорошо поработать, может переживать, если с чем-то не справляется, то есть адекватно оценивает свой труд. Хороший садовник осознает связь своей работы и её результата, но при этом понимает, что как бы он ни старался, может вмешаться, например, непогода, и все его труды если и не пойдут насмарку, то явно не приведут к желаемому успеху.

Перфекционист же в этой метафоре подобен садовнику, который считает, что клумба по умолчанию должна быть ухоженной и цветущей, а необходимость регулярно убирать мусор и сорняки, поливать и рыхлить почву, обрезать растения и иначе заботиться о порядке в цветнике воспринимает как нечто второстепенное. Подрастающие сорняки, наметенные ветром веточки и мусор, завядшие цветочки, обломанные веточки, изъеденные гусеницами листы, ранние заморозки и прочие неприятности, портящие вид клумбы, он воспринимает как провал своих усилий и катастрофу. Цветник всегда должен быть идеальным, иначе такой садовник-перфекционист будет страдать и, скорее всего, будет изводить себя за то, что не сумел сохранить клумбу в идеальном порядке.

В отношении собственной души всё так же: для перфекциониста все или отдельные стороны личности должны быть идеальными. Любая ошибка, любое отклонение – это катастрофа, и виноват в этом, конечно же он, настолько виноват, что непременно заслуживает наказания. «Казнить, нельзя помиловать». А с точки зрения психологии, если копнуть глубже, страдания перфекциониста из-за малейшего провала связаны с ощущением, что он не заслуживает любви, если хоть немного отклоняется от ожидаемого идеала. Полного совершенства мало кто от себя требует, но необходимость получать только пятерки, всегда знать ответы на любые вопросы, никогда не опаздывать, не допускать небрежности в прическе или одежде, обязательно дочитывать книги, делать что-то сразу целиком или лучше не начинать — это очень распространенные варианты перфекционизма. Истерики из-за четверок, чувство ущербности от собственной глупости, если не знаешь название какой-то страны размером с деревню, яркий стыд от вывернувшегося ярлычка от одежды и прочие переживания перфекционистов не просто отравляют жизнь. Они способны заблокировать способность человека развиваться, внутренне расти, так как для перфекционистов типичен страх ошибки, и они могут последовать формуле: «не ошибается тот, кто ничего не делает».

И это возвращает нас к тому, с чего начался диалог: полноценная ответственность подразумевает готовность принять последствия своих мыслей и действий без избыточных страданий, истеричного поиска виноватых и самобичевания.

Избавится от переживаний не так-то просто.

Вот как раз осознанность – это стратегия работы, в том числе и с переживаниями. Осмысление своего внутреннего мира помогает разобраться с ними, как минимум изменить их интенсивность.

Размышления и переживания, которые есть у нас здесь и сейчас, наполнены и прошлым опытом, нередко травматичным, и ожиданием будущего, зачастую с тревогой и страхом. Это целый комплекс переживаний, в котором намешаны сиюминутные эмоции, память о прошлом опыте, предвосхищение будущего. То есть мы не только непосредственно реагируем на происходящее (переживания первого уровня), но и испытываем переживания прошлых и прогнозируемых переживаний (переживание переживаний, или переживания второго уровня). И вырастает такая многоэтажная конструкция, которая требует осознанности во всей своей полноте.

Для того, чтобы повседневное отслеживание и осмысление своего внутреннего мира не было непостижимо сложным, нужно провести работу над собой. Для начала следует разобраться с самыми сильными переживаниями, понять их причины – не в плане событий или ожиданий, которые их вызвали. Нужно осознать их внутренние истоки, страсти: страхи, обиды, маловерие, гневливость и т. д. Проработка болезненных переживаний обычно приносит облегчение, становится легче и спокойнее. Затем самоанализ и проработка переживаний постепенно должны переводиться в повседневный формат бдительного отслеживания своих помыслов, отсечения прилогов.

Но и при этом надо время от времени анализировать своё прошлое — трезво, здраво, со стремлением преодолеть негативные переживания и интегрировать этот опыт в свою жизнь, исправиться к лучшему (покаяться). А отношение к будущему хорошо бы систематически очищать от иррациональных опасений, избавляться от выдуманных страхов и параноидальных ожиданий, не нагнетать в своем сознании атмосферу безнадежности.

Звучит немного пугающе – особенно для перфекциониста. Это же получается постоянный контроль, неусыпная бдительность. А вдруг не справишься?!

И тем не менее именно к такой постоянной бдительности нас призывает Священное Писание: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).

«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей.
Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели» (свт.
Игнатий (Брянчанинов).

Но такой неусыпный самоконтроль вовсе не обязательно должен сопровождаться повышенной тревожностью. Как раз наоборот, от тревожности надо избавляться, взращивать в себе веру и умение полагаться на Господа. Если осознать, что перфекционизм как выражение тревожности и страха оказаться неидеальным, совершить ошибку, питается гордыней и тщеславием, будет гораздо легче отказываться от самонадеянности и не ожидать от себя непогрешимого совершенства.

Еще одна типичная для перфекционистов ошибка – стремление контролировать всю окружающую реальность. Это невозможно, и такое стремление создает постоянное невротическое напряжение. Задача человека – контролировать не весь мир вокруг, а самого себя, своё психологическое, душевное, духовное состояние. Управлять реальностью человек почти не в состоянии, а вот наше собственное душевное состояние определяется во многом нашим свободным выбором.

А если у нас не получается проконтролировать всё и вся, легко скатиться в самобичевание.

Если нет умения утешаться после ошибок, то да.

Очень часто склонность к самобичеванию усваивается в родительской семье из-за особенностей воспитания или перенимается как привычка от какого-то значимого человека. Иногда самобичевание является эхом какого-то личного кошмара из прошлого, потребность в самообвинении при этом обычно свидетельствует о неспособности пережить какой-то травматичный опыт. Это весьма типично для ситуаций насилия.

Порой самобичевание может быть притворным: есть люди, которым проще для виду принять позицию жертвы, например, как можно скорее отругать себя самому, чтобы другие не ругали.

Но чаще встречается искреннее самобичевание, связанное с неспособностью принимать для себя возможность ошибок. Это результат чрезмерной ответственности и перфекционизма, то есть высокотревожное состояние. В каком-то смысле это позиция силы, но силы в большей степени вынужденной, не признающей за собой право на слабость. Если в самосознании человека нет права на слабость, к этой установке по цепочке присоединяются боязнь слабости и ошибок как проявлений этой «недопустимой слабости»; страх быть каким-то не таким в глазах людей и собственных глазах (страх разочаровать других и страх стыда); страх стать ненужным, страх оказаться недостойным любви. Вариантов глубинных мотивов самобичевания много.

Когда у человека есть определенный внутренний баланс или даже внутренняя зрелость, его отношение к ошибкам гораздо спокойнее. Конечно, такой человек не наплевательски относится к возможности ошибиться, он старается избегать их. Но он знает, что даже если ошибется, мир (в первую очередь его собственный) не рухнет! Выработать в себе такую установку порой можно даже самостоятельно, вразумляя себя, напоминая себе о здравом смысле. В этом помогают различные рациональные мысленные установки. Лично мне очень нравятся слова: «Не ошибаются только глупцы и мертвецы».

Благоразумие тут заключается в способности не забывать, что ошибки – это повод учиться, развиваться, опыт, позволяющий делать новые, более верные выборы. Осознание своих ошибок дает возможность покаяния.

Не стоит заниматься разрушением себя: завышенные требования к себе и пустопорожнее самобичевание жутко изнуряют, порой даже истощают психику. Это безответственное отношение к себе, к собственной душе.

А вот когда человек развивает собственную способностью принимать, в том числе себя самого, прощать и надеяться на прощение, верить в возможность быть прощенным, он начинает даже легче дышать! И всё это — навыки психически зрелого, осознанного ответственного человека.

Напомню: настоящая, полная ответственность человека заключается не только в ответственности непосредственно за выбор, решение или поступок, но и в ответственности за их последствия, что подразумевает готовность принять эти последствия и умение принимать их на деле без избыточных страданий, истеричного поиска виноватых и самобичевания.

Беседовал священник Алексей Матвеев

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать