Старческое слабоумие, деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков с затруднением или невозможностью приобретения новых.
В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм.
По данным ВОЗ, в 2015 году во всём мире насчитывалось более 46 миллионов людей с деменцией. В 2017 году это число увеличилось до 50 миллионов. Ежегодно регистрируются 7,7 миллиона новых случаев деменции.
Жить с близким родственником, больным деменцией, непросто. С вопросами мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, руководителю православного медико-просветительского центра Жизнь.
Деменция – это наказание, крест или испытание для человека?
— Есть такое базовое понятие, как достоинство личности: человек, который страдает деменцией, приобретённым слабоумием (или мы считаем, что он обладает таким заболеванием), не лишается своего достоинства. У Бога нет слабоумных! Все люди обладают достоинством, независимо от здоровья, от состояния, в котором находятся.
На какие тревожные звоночки стоит обратить внимание?
— Если вы чувствуете, что с возрастом ухудшается память, сообразительность, то с этим нужно бороться. Нужно движение и зарядка для мозга, ума. Писать мемуары, учить стихи, играть музыку, одним словом заниматься интеллектуальным трудом. Начались эти признаки — чувствуете, что забываете какое-то слово, хотите что-то сказать, но не помните, как называется предмет, запамятовали, например, свет выключить — тренируйте свой мозг, это работает!
Не стесняйтесь записывать, буквально вешать на дверь листочек «выключить свет», «проверить газ». В этом нет ничего позорного, предосудительного; еще не забывать заниматься гигиеной – чаще мыться, причесываться, чистить зубы, ухаживать за собой. Лучше одеваться. Гулять, общаться.
В пожилом возрасте, уже после 50 лет осторожно относитесь к постам. Потому что для работы нервной системы, для её полноценного функционирования нужен белок. По этой причине в преклонном возрасте не рекомендовал бы заменять белок крахмалом (картофель, макароны, хлеб). Это вредно, так как в пожилом и даже среднем возрасте тратится мало калорий. Принцип питания для пожилого: малыми порциями, но чаще. В рацион включаем рыбу, мясо, яйца, бобовые, молочные продукты, фрукты и овощи.
В семье близкий человек, бабушка, свекровь, тёща, начинает себя странно вести. Как быть близким? Где граница между, если так можно сказать, безобидным «чудачеством» и деменцией?
— Нужно понимать: человек может быть и нормальным, в чём-то быть здоровым, а в каких-то секторах своего сознания — нет. В зависимости от степени слабоумия и должно выстраиваться поведение с этим человеком.
Отмечу такую важную вещь, человек в возрасте может раздражать нас. Он из другой эпохи, иначе мыслит, он другого воспитания, и мы не можем понять или не всегда можем понять родственника, который вырос в другое время. Например, это будет проявляться в том, что он (она) не понимает неологизмы, современные новомодные слова, просто не знает их значения. Нам кажется смешным: бабушка или дедушка баночки собирает, заворачивает продукты в бесчисленные пластиковые пакеты…А, возможно, пожилой член семьи вырос в голод, пережил сильнейшие стрессы, может даже чего-то боится, и относиться к этому необходимо со снисхождением и любовью!
Не забывайте также, что у человека в возрасте иногда снижен слух и зрение, и он плохо понимает, что вокруг происходит слышит вокруг невнятное «бормотание», плохо видит и не совсем понимает, что происходит рядом. Ему кажется, что окружающие шепчутся между собой, непонятно, что они делают. Так возникает у окружающих ложное ощущение: это слабоумный. А на самом деле он умен, но у немолодого домочадца нарушена связь с внешним миром. И, когда мы начинаем смеяться, наносим душевные раны близкому. А пожилые люди могут обладать очень обострённым интеллектом, пониманием, способностью рассуждать, и многие знания, накопленные образованием, жизненным опытом, сохраняются у него. Вообще в целом нельзя относиться к пожилому как к слабоумному.
А когда все-таки стоит бить тревогу?
— Бывает, конечно, и крайняя степень болезни, когда человек опасен для себя и для окружающих. В этой ситуации иногда даже нужно говорить о госпитализации или присутствии постоянной сиделки. Госпитализация нужна, когда человек может действительно погубить себя, даже не специально, а случайно: открыть газ или попытаться выйти на улицу через окно или балкон.
В людях после советских времен глубоко сидит опасливое отношение к психиатру — к нему пойти стыдно…
— В Церкви нет регламента на все случаи жизни. Общий подход таков: мы поддерживаем, одобряем медицинскую помощь и разумный, ответственный подход к здоровью. Господь Бог помогает нам и через медиков, лекарства. Но я бы избегал безрассудочно злоупотреблять психотропными средствами, в результате чего человек впадает в полусонное состояние и лежать, как бревно. Лекарства созданы для нашей пользы, но при неправильном употреблении могут принести вред. Оправданно ли это?
Как родственникам правильно строить жизнь с членом семьи, у которого деменция?
— Ни в коем случае нельзя их обижать, нельзя на них кричать, тем более бить, запугивать. Проявление любви и терпения. Мы должны их оберегать. В то же время не должны ждать от пожилого чего-то особенного, выставлять повышенные требования к нему. Родственникам также не нужно погружаться в чувство вины, стараться удовлетворить абсолютно все пожелания близкого, потому что это просто невозможно. Основное, что родные должны делать – это обеспечивать уход по мере возможности. Пожилой домочадец должен быть сыт, одет. Мы должны следить, чтобы он не нанёс себе вреда.
Некоторые совершают ошибки, начиная спорить с пожилым человеком. К чему это приводит? К тому, что больного заряжают на негатив, потом сами же очень сильно страдают. Они проблему не решают с помощью дискуссий, зато создают новые. Больной пожилой человек начинает фиксироваться на своём состоянии. А нужно, наоборот, вызывать положительные эмоции.
Еще один пример… Из жизни, это проверено. Человек лежит в коме с закрытыми глазами, хрипит, пена изо рта идет, не то, что не шевелится, даже пальцем не может подвигать. И, тем не менее, не исключено, что пациент всё слышит и понимает, абсолютно всё! Такое вполне возможно, я говорю об этом со всей ответственностью. Поэтому когда вы начинаете при обездвиженном родственнике обсуждать, что, мол, как к поминкам готовиться, где водку закупать, советуетесь, какое похоронное бюро выбрать…Понимайте, что велика вероятность, что он всё слышит. И какую душевную рану наносите человеку! Также и в случае с пожилым больным: не надо над ним посмеиваться, демонстративно скептически к нему относиться. Вы раните его.
Стоит ли втягивать больного в какие-то дела?
— Особенности человеческой психики таковы: люди не хотят чувствовать себя больными. Трудно жить, когда чувствуешь себя бесполезным. Именно поэтому кто-то вяжет носки, шарфы, кто-то старается готовить, печь. И нужно это поощрять! Если пожилого превращать в бесполезного члена семьи, то причините ему боль. Хочет какую-то работу делать, пусть делает, главное, чтобы была связь с людьми, ощущение необходимости.
Ни в коем случае пожилого человека нельзя изолировать: живёт и пусть как-то живет. Общение, прогулки, вместе сесть почитать, поговорить.
Нужно помнить, что человек дожил до преклонного возраста, воспитывал детей, у него есть заслуги, всю жизнь работал, может, подорвал свое здоровье. Пожилого надо уважать, даже если, как нам кажется, он делает что-то не так. В конце концов, мы тоже, когда были детьми, делали иногда что-то не так, ошибки совершали, и они нас терпели.
Какая еще особенность у людей в возрасте? Малоподвижные эмоции. Человека после 40 или 50, не говоря уже о более преклонных летах, ввели в какое-то эмоциональное состояние, например, обидели, он будет неделю страдать, переживать. И, наоборот, развеселили, подарили цветы, порадовали добрым словом, и он будет несколько дней ходить в хорошем настроении. Надо заряжать положительными эмоциями, вести себя так, чтобы родственник в летах чаще улыбался, говорить ему постоянно хорошие слова.
А для сравнения: у ребёнка подвижные эмоции, то есть они быстро меняются. Наверное, все обращали внимание: малыша чем-то огорчили, он плачет, а через короткое время птичка прилетела к окну — уже забыл и смеётся, веселится. Малоподвижные эмоции – это не плохо и не хорошо, это особенности возраста.
Что делать, если больной не хочет идти на контакт с близкими, даже не доверяет им?
— Случается так, что пожилой человек излишне подозрителен: кто-то ночью к нему проник и отрезал кусок колбасы, украл документы, кто-то облучает его через стену и т. д. Эта подозрительность бывает в разной степени — часто сделать ничего нельзя, и тогда к этим подозрениям, надо относиться спокойно, с понимаем, ни в коем случае не раздражаться так, как вы не будете раздражаться, если человек рядом кашляет. Вы понимаете, что он болеет. Если пожилой считает, что кто-то залез в холодильник и отпил сливок, он начинает прятать от родственников свои вещи, продукты. Нельзя спорить, наказывать, кричать! Постарайтесь найти нужные слова и зарядить положительными эмоциями. Как с ребенком – по-хорошему обойтись, по-доброму.
Но если речь идет о галлюцинациях, слуховых или зрительных, если мысли о самоубийстве, то родственники должны принимать меры предосторожности и привлекать психиатра. Задача близких – смотреть, чтобы больной не нанёс вреда себе и окружающим.
Нередко пациенты не пьют назначенные лекарства психиатром. Как уговорить его?
— Всякий человек свободен, в том числе свободен совершать ошибки. Если больной отказывается принимать лекарства, то не надо их заливать насильно через зонд. Может быть, отказом он наносит себе вред. Да. Но есть достоинство личности и личная свобода. Я бы также не рекомендовал родственникам подмешивать таблетки в пищу больному тайно. Кто-то может и поспорит, это не универсальный совет. Но надо быть осторожными с подобными методами.
При резкой отмене психотропных медикаментов у пациента может быть очень серьезная проблема – возбуждение, апатия, агрессия. Вы будете подмешивать-подмешивать в суп или чай лекарство, а потом вдруг по какой-то причине не получится и мы получим синдром отмены. Конечно, надо с врачом советоваться (любое лечение должно быть под наблюдением специалиста). Как уговорить? Для этого нужно иметь доверительные отношения с пожилым родственником, терпеливо объяснять необходимость приёма лекарства.
Какие молитвы, какие иконы в случае с деменцией? (Например, при раке молятся Образу Пресвятой Богородицы Всецарица).
— Не могу дать универсальный совет. Зависит от собственной религиозной практики, насколько воцерковлён человек. Конечно, важно и нужно поминать на проскомидии.
Что касается религиозной жизни, для плоховидящих людей у нас есть книги с крупным шрифтом. Если у вас нет таких, то постарайтесь распечатать на принтере молитвы, тексты большими буквами, чтобы было удобно читать при плохом зрении. Он будет доволен, почувствует заботу. Есть ещё плейеры с молитвами, церковной литературой, песнопениями. Для работы мозга важны слух и зрение. Поэтому хорошо читать и слушать, да и не только религиозные тексты.
Пожилым людям также хорошо выбираться на церковные службы, чтобы не только священника приглашать на дом. Если есть автомобиль или коляска, хорошо бы отвезти на службу, конечно, если он сам этого хочет.
Можно ли остановить деменцию? Случалось ли Вам наблюдать исцеление?
— С ней можно бороться. Каким образом? Одно из важнейших условий — человек сам должен захотеть и понять, что такая проблема имеется, начинать тренировать мозг, изменить образ жизни. Играть в шашки, шахматы, да даже в домино – и то лучше, чем просто сидеть у телевизора.
Есть такая наука гериатрия, часть геронтологии. Есть технологии, лекарства, режим, процедуры, которые подчинены одному — продлить активную жизнь. В гериатрию вложены колоссальные ресурсы и не только материальные, но и интеллектуальные: учёные работают над этим много лет, имея значительные успехи.
Про лекарства говорить не буду, чтобы не провоцировать самолечение. Сразу же скажу, что чудо-таблетки от старости нет. Есть различные вспомогательные вещества, которые могут человеку помочь, но нужны консультации, наблюдения у специалистов. Это серьёзный процесс, а не так: «здравствуйте, вот вам циннаризин, принимайте по таблетке три раза в день, побольше гуляйте, до свидания». Рассчитывать в этой ситуации надо не на чудо, а на разумный подход. Но, конечно, и духовная, религиозная жизнь помогает человеку продлить полноценную, достойную жизнь.
Прот. Максим Обухов, руководитель Православного Медико-просветительского центра «Жизнь» (life.orthomed.ru). Род. 1964, закончил 1 ММА им Сеченова по специальности «Фармация», рукоположен в 1993 г.
Текст: Александра Грипас
Комментировать