На вопросы отвечает священник Петр Коломейцев, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии, заместитель декана факультета психологии РПУ Святого Иоанна Богослова.
– Гомосексуализм, транссексуализм и др. считаются нарушением психики, возможно, скоро из раздела психиатрии это уберут. Тем не менее, как относиться к таким людям, как к больным, извращенцам, людям, которым нужна помощь?
– Наша главная трудность в том, что, с одной стороны, мы должны чётко понимать всю опасность этого явления, а, с другой – иметь сострадание к людям с такими девиациями. И ни в коем случае, наши слова не должны восприниматься, как сигнал к травле. Исторический опыт показывает, что в результате яркой негативной реакции на подобное явление, люди с такими отклонениями воспринимаются обществом с ореолом мучеников, а придерживающиеся традиционных взглядов выглядят мракобесами. И на этой волне растёт популярность тех или иных девиаций. Поэтому в освещении этих проблем необходима крайняя деликатность.
Мы ни в коем случае не должны отрицать, что люди страдают по-настоящему, что им плохо. И мы должны им помочь. А для того, чтобы понять, как им помочь, нужно выяснить, что это за явление, откуда его корни, как оно появляется, и какие пути помощи существуют.
– Как Церковь относится к ЛГБТ-движению?
– Западная модель толерантности, то есть терпимости, исходит из следующего положения: нужно любить всех людей, быть к человеку терпимым из христианских побуждений, нельзя подвергать его гонениям. А потом эта логика дает сбой. Как это сделать? Чтобы принять человека со всеми его недостатками, нужно просто изменить наше отношение к этим недостаткам, и принять их в качестве нормы. Наша православная нравственная позиция учит другому: люби грешника, но ненавидь грех. Эта позиция более терапевтическая. Врач ненавидит болезнь, а любовь врача к пациенту выражается не в том, что медик меняет своё отношение к недугу. Болезнь для него остаётся врагом, и он с ней борется.
Богословские дискуссии в Амстердаме во время ЛГБТ фестиваля показали позицию сторонников ЛГБТ: Христос пришёл распяться за этих людей, значит, он их принимает такими, какие они есть, любит, не отвергает. В ответ на это хочется добавить: Христос пострадал не только за ЛГБТ, но и за разбойников, и за блудников, и за мытарей, и фарисеев, за всех! Но не для того, чтобы все такими же и оставались. Конечно, можно согласиться, что Господь не отвергает этих людей, но Он не призывает их оставаться такими же. Господь не осудил женщину, пойманную в прелюбодеянии, но и не сказал: продолжай! А сказал: «Иди и больше не греши».
Протягивать человеку руку помощи по западному образцу толерантности – значит дать человеку дальше спускаться по ступеням греха. Это не любовь и не забота о человеке.
В своё время западную общественность возмутило то, что сказал Святейший Патриарх Алексий Второй, будучи в Париже. Отвечая на вопрос гомосексуалистах, он подчеркнул: есть клептоманы, мы их не отвергаем, но не пропагандируем это поведение. Поведение всё равно остаётся социально неприемлимым. Людей, подверженных недугу, принимаем, как страждущих и нуждающихся в помощи. И тут же обрушились на него такие слова: что вы ЛГБТ-персон тоже считатете больными, в то время как это нормальные люди? И в СМИ появился такой заголовочек: «ты из леса, дикая тварь, убирайся в свой лес!»
Преследование за девиантное сексуальное поведение в Европе было очень сильным, и теперь маятник качнулся в обратную сторону. Отсутствие в секулярном обществе христианского терапевтического подхода (разделять болезнь и болящего, грех и грешника) вынуждает принимать девиации за норму во всём обществе.
ЛГБТ-движение. История, роль СМИ, помощь людям с девиациями
– Отец Пётр, вы сказали, чтобы понять эти девиации, надо узнать историю, корни. Не могли бы немного рассказать?
– Когда-то было гей-движение, потом оно превратилось в ЛГ-движение, затем – ЛГБТ. Теперь же аббревиатура выросла до ЛГБТКИАП. На самом деле история ещё длиннее.
Есть хорошее слово – софрония (буквально сомыслие), что с древнегреческого переводится как целомудрие и благоразумие. Целомудрие означает строгую нравственность, духовную и телесную чистоту и непорочность. Это – моральная добродетель, включающая в себя строгий контроль сексуальных желаний. Благоразумие – добродетель, сопряженная с внутренней целостностью, цельностью, которую нарушает грех, греховные помыслы, из-за которых разлаживаются отношения человека с Богом, возникает конфликт между душой и телом, человеком овладевает противоестественное стремление ко злу. По-гречески это состояние именуется «схизофрения», что означает: расколотое сознание или шизофрения. Когда происходят расколы, разломы, то вместо софронии наблюдается расколотое сознание. Слово спасение – сотерия (от греческого слова «сома» – тело) – означает восстановление цельности, «целение».
И первый раскол произошёл между репродуктивной деятельностью человека и его сексуальностью: произошел отрыв, они стали существовать параллельно. Если сегодня сказать, что секс является частью репродуктивной деятельности, покрутят у виска. Скажут: вы что, это же две разные вещи, или как в Одессе говорят, две большие разницы!
Что же происходит в результате этого отрыва? Меняется всё: эстетика, эталоны. Посмотрите, какой был канон женской красоты, что понималось под сексуальной привлекательностью? У женщины хотелось видеть соответствующие формы, подчеркивающие ее детородные достоинства: красные губы, розовые ногти – показатель хорошего гемоглобина, её фертильного здоровья. Этот образ сменяет другой: черные губы, синие ногти. Трупный вид, эстетика некромана! Вместо округлых форм появляется образ актрисы Твигги – девочки-прутика. Ее вес был 40 кг при росте 166 см. Раньше бы врач сказал о такой женщине: анорексичная, не очень здоровая, её надо лечить, откармливать, но ее внешность стала примером для подражания и привела к массовому психозу, известному как Твигги-синдром. Многие девушки казались себе недостаточно привлекательными. Постепенно их «старания» соответствовать стандартам приводили к тому, что любой кусочек пищи вызывал рвоту. Сегодня анорексия – одна из серьёзных проблем в мире.
Следующий раскол происходит между биологическим полом человека и его сексуальными желаниями. Очевидно, что Господом задумано так, что биологический пол человека предполагает и его соответствующее гетеросексуальное поведение. Только разнополые супруги способны создать гармоничную семью, рожать и нормально воспитывать детей.
Следующий раскол идёт между биологическим полом и сексуальной направленностью, и появляется такая проблема, как гомосексуальность. Возникает ЛГ-движение и не останавливается на этом, потому что возникает третье направление – бисексуальность. Есть люди, которые, как оказывается, испытывают влечение и к женщинам, и к мужчинам. А если к этому прибавляется конфликт со своим полом, то происходит полная путаница. Таких людей, несогласных со своим полом, и желающих его изменить, трансгендерами. Некоторым из них достаточно сменить форму одежды, что кстати и отмечено церковными канонами как грех – ношение одежды не своего пола. Другие же идут на более радикальные перемены, включающее гормональное и хирургическое вмешательство. Если говорить о трансгендере и его сексуальных предпочтениях, то наблюдается, как минимум, три типа – это транссексуал гомосексуальный, гетеросексуальный и бисексуальный, то есть он (она) испытывает влечение к противоположному полу, к своему и к обоим полам. Есть примеры девушек, которые сменили пол и стали интересоваться не женщинами, а мужчинами, то есть стали мужчинами-гомосексуалистами. И вдобавок завели детей. Спрашивается, зачем были все эти пляски с бубном? Не проще ли было оставаться обычной женщиной, выйти замуж и родить детей? Нет, нужно было менять пол, потом, став мужчиной, выяснить, что влечёт к мужчинам, родить от этого союза ребёнка.
Два пола неразрывно связаны между собой – биологический и социальный. Социальный пол – это та роль (мужская или женская), которую человек исполняет в семье и обществе. Это осознание человеком себя: мужчиной или женщиной. Это то, что принято называть мужественностью или женственностью. И, хотя сегодня все меньше и меньше остается чисто мужских и чисто женских занятий, социологи говорят, что и у женщины-летчика, и у мужчины-кулинара социальный пол сохраняется неизменным.
У нас нет названия для социального пола. И, хотя мы употребляем такие понятия как женский род, мужской род, слово «род» не очень подходит, поэтому приходится заимствовать иностранное слово для социального пола – гендер, которое переводится как «род».
Следующий раскол происходит между гендером и полом – неприятие своего социального пола. Новое явление в этой бесконечной череде девиаций – это квиры, люди, которые не хотят быть ни мужчиной ни женщиной, они хотят быть бесполыми. О себе они обычно пишут или говорят «они». Почему именно так? В английском языке нет среднего рода, есть she или he, поэтому для обозначения среднего рода выбрали «they». Может быть, если бы у нас такое движение зародилось, то использовалось «оно».
Квиры – новое явление. Можно попытаться проследить, почему возникло это самоощущение и против чего люди протестуют. В обществе постоянно навязываются определённые стереотипы мужественности, женственности и сексуальной привлекательности, которые подвергаются большой коммерциализации. Девушка видит, что образ настоящей женщины обойдется ей в немалую копеечку и потребует много времени и усилий. Это и подвергать ноги депиляции, маникюр и педикюр, косметика, уход за кожей, фитнес, диета, походы в парикмахерскую, приобретение модной одежды и постоянное пребывание в тренде. Всё, от кончиков пальцев до корешков волос, требует такого ухода и содержания, денежного вложения, что вызывает резкое отвращение. Ну не хочется заниматься всем этим. И то же самое касается мужчин! Пищевые добавки, занятия бодибилдингом. Эталоны мужественности, которые предлагаются, тоже не всем под силу: нараститить объём мышечной массы, кубики на животе. Не каждая девушка согласна быть соблазнительной кошечкой, не каждый юноша – брутальным мачо. В результате человек решает: не хочу быть ни женщиной, ни мужчиной, буду квиром – радостно решает он. Это протест против стереотипов, которые навязываются обществом.
Ещё в аббревиатуру ЛГБТКИАП совершенно неправильно внесли интерсексуалов – людей, у которых вследствие неправильного внутриутробного развития есть признаки обоих полов. Это совершенно другой случай с устоявшейся практикой решения этой проблемы – собирается комиссия из эндокринолога, психиатра, психолога, генетика, хирурга, уролога, которая определяет предварительный пол. Чаще всего родителям советуют дать нейтральное имя ребёнку – Саша, Женя, Валя. После завершения полового созревания делается окончательный выбор. Коррекция идет в сторону того пола, черты которого превалируют. Бывают случаи, когда пол, который казался при предварительном определении наиболее вероятным, оказывается ошибочным. И тогда происходит дальнейшая коррекция в сторону наиболее выраженного пола. Но это случаи, которые никогда не вызывали никаких нареканий с церковной точки зрения.
Следующими в этой аббревиатуре значатся асексуалы. Асексуальность не является нарушением, она свидетельствует о низком уровне полового влечения, которая определяется термином половая конституция. У людей бывают разные физические силы, разная интеллектуальная мощность и разная половая конституция. Половая конституция у человека может быть мала, но это не приводит его к психологическим проблемам общения в контактах с другими людьми и обществом. И уж совсем неправильно относить к сексуальным меньшинствам монахов и монахинь, избравших аскетический образ жизни. Совершенно нет никаких нарушений в том, если у человека нет стремления к семейной жизни, и он живет другими интересами.
Последними в списке сексуальных меньшинств стоят пансексуалы. И чем же пансексуал отличается от бисексуала? А тем, что он испытывает влечение еще и к трансгендерам, и к квирам.
– Раньше меньше встречалось подобных отклонений. Могут ли СМИ, реклама провоцировать распространение принципов меньшинств?
– Да, могут. Существует много негативных тенденций, поддерживаемых СМИ, которые могут закрепиться в обществе. Стремление уравнять в правах традиционные семьи с ЛГБТ-парами привело к исчезновению таких понятий как мать и отец, вместо которых ввели родителя номер 1 и родителя номер 2. Если начать проводить ревизию человеческой культуры и дальше, то сказка про старика и старуху наверно прозвучит так: «жили-были престарелый номер 1 с престарелым номером 2»… Если мы всю культуру начнём так переделывать, то лишим детей базовых понятий, которые составляют часть мировоззрения человека, и деформация которых способна пошатнуть всю психику. Ни в одной мировой религии не существует бесполого мира. В китайской философии два общемировых начала – мужское и женское. Все мировые религиозные системы едины в этом: построены на цисгендерной парадигме. Традиционное общество держится за эти мировоззренческие константы, потому что в противном случае это грозит психическим расстройством. Нельзя отменить весь опыт человечества выстраивания отношений, нельзя отредактировать всю ментальность человечества, всю его культуру, историю, литературу и искусство, стереть образы мифов, былин и сказок. И самое главное, что невозможно лишить сознание этой цисгендерной парадигмы. И поэтому, если ребёнок воспитывается в другой, бесполой парадигме, то он постоянно будет находиться в недоумении: либо с миром что-то не то, либо с ним самим что-то не так.
– Как можно помочь людям с сексуальными расстройствами такого типа?
– Людям, подверженным девиациям, трудно существовать в обществе. По разным подсчетам их количество составляет от 2 до 7% от общего числа людей. Разумеется, они не могут ощущать себя мейнстримом. Это либо приводит их к выводу о собственной ущербности, либо они занимают агрессивную позицию, заявляя, что эти данные – следствие фальсификации церковников, и что мир на самом деле не таков, что нужно этому гетеросексуальному обществу объявлять войну, и исправлять, уничтожать гетеросексуальную культуру под корень (Майкл Свифт, «Манифест гомосексуалистов», февраль 1987 года). Таким образом, в среде сексуальных меньшинств развивается гетерофобия, являющаяся негативным явлением, провоцирующим в ответ гомофобные настроения в обществе.
Если агрессия сексуальных меньшинств не направлена на общество, она уходит вглубь и направляется на самих себя, вот почему в их среде чаще случаются суициды. Как быть обществу в такой ситуации? Кто должен уступить в этом противостоянии? «Уступить должен тот, кто сильнее. Уступить в интересах более слабого меньшинства. Большинство должно проявить какое-то великодушие» – так нам говорят рыцари толерантности.
Взрослому человеку можно было бы осознанно подыграть им, демонстрируя принятие девиации как нормы для всего общества, но что будет с подрастающим поколением большинства? Мы обрекаем их на пребывание в двух взаимоисключающих парадигмах. Нельзя учить одновременно геоцентрической и гелиоцентрической астрономической картине мира. Мы обрекаем их на шизофрению, на расколотое сознание, на психические и психологические проблемы, потому что сама жизнь, история и культура будет говорить об истинности гетеросексуальной картины мира.
Что делать в таком случае? Не нужно отказываться от нашего терапевтического подхода (любить грешника, но ненавидеть грех), нужно помогать этим людям, создавать группы помощи и взаимопомощи, подобные программе «12 шагов». Такие группы могут создаваться в рамках движения «Преодоление-Х», где они могут получать помощь.
Вот цитата с сайта «Преодоление-Х»: Я не говорю, что это путь для каждого <…> но он дал положительный результат для меня и некоторых других людей <…> на этот путь сошел Христос, и разделил его со мной, и спас меня, даровав положительный результат. Мы лишь можем делиться чем-то своим, смиренно признавая отличие своего пути от того, другого, то нас окружает и свидетельствовать о чудесах Божьей любви, милости и благодати».
Если бы на Западе научные исследования в этой области не были запрещены и половые расстройства не считались бы нормой, общество достигло бы больших результатов, особенно в Америке и Англии, где научные исследования в этой области были особенно продуктивными. Ещё долгое время эти работы сохранят свою актуальность, но сейчас такого рода исследования не финансируются. Чтобы помочь этим людям, общество могло бы добиться стимулирования научной деятельности по широкому кругу этих проблем, оплаты из бюджета психотерапии. Это была бы реальная помощь. Есть же в обществе понимание проблем алкоголиков и наркозависимых, понимают, что им надо помогать.
Недопустима в церковной среде травля «грешников-содомитов, чье место в аду». Во-первых, потому, что Церковь никого не осуждает, всякий суд и воздаяние есть прерогатива Бога. Во-вторых, Господь призывает любить даже своих врагов, а здесь мы имеем дело со страждущими людьми. В-третьих, каждый страждущий, приходящий в Церковь, может рассчитывать на Божью милость и спасение, потому что в этом воля Божья. Господь говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6: 37), и «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин 6: 39).
Очень важно, чтобы человек без боязни приходил в храм с любыми, даже очень тяжёлыми грехами. Бывает досадно, когда страждущий так и не доходит до исповеди из-за придирок к внешнему виду, которыми его встречают в храме. Хорошо бы, чтобы все, делающие такие замечания, понимали, что важнее: спасение человека или приятное их глазу наличие платка и отсутствие штанов.
Должна быть доброжелательность. Если человека в храме не принимают, изгоняют, то это равносильно тому, что его толкают с обрыва. Если у больницы стоит человек, а ему говорят: «Ты куда идёшь? Ты сначала поправься, а потом приходи, зачем с температурой пришёл, вот будет нормальная температура, тогда и приходи, будем лечить». Это же нонсенс! Должно быть понимание, что храм – это лечебница, и если честно признаться, то мы все в какой-то степени больные, и каждый от своей болезни лечится.
Кстати, о брюках. Церковный запрет на ношение женщинами брюк на самом деле выглядит по-другому: нельзя рядиться в одежду не своего пола, потому что это протест против той природы, которую дал тебе Господь. Вместо благодарности Богу, получается бунт против Себя и своего Творца. Упрекая сегодня женщину в ношении женских брюк, мы тем самым упрекаем ее в трансвестизме, что на самом деле ей, скорее всего, и не свойственно.
«Нельзя занимать позицию гонителя…»
– Наверное, при помощи таким людям нужно немало терпения и такта?
– Нельзя занимать позицию гонителя людей с девиациями. Они должны почувствовать, что Христос их ждёт и готов оказать им помощь в преодолении их проблем. Священнику необходимо дать понять человеку, что соблюдение заповедей, нравственное совершенствование – не закрыто для него, и что не стоит зацикливаться на своей проблеме. Она может быть решена вместе с Богом на путях приближения к Богу и общего духовного возрастания.
Тем, кто работает с такими людьми, необходимо помнить, что сексуальные расстройства – это не блажь и не пресыщенность, что человек реально страдает и нуждается в помощи и поддержке. Человек, не понимающий этих проблем, будет испытывать колоссальные трудности при работе с такими людьми. Секрет успеха групп анонимных алкоголиков в том, что они не допускают на свои собрания людей, которые не в теме. Одна женщина и сказала, что постоянно скандалит с мужем. Она ему часто повторяет:
– Что ты сделал, я занимаюсь и тем, и этим, а ты что же?
А он ей в ответ:
– Да я 10 лет не пью!
Женщине смешно:
– Подумаешь, подвиг! Я что ли 10 лет пью, я тоже не пью!
Муж хлопнул дверью и на несколько дней пропал.
Именно так и происходят срывы. Нельзя такие вещи говорить. Для её мужа – это настоящий подвиг, а она его обесценивает. С точки зрения нормального человека отказаться от гомосексуальных желаний и предпочтений очень легко – ведь он же сам от них отказывается без труда!
Люди, сами прошедшие путь преодоления своих девиаций, своих детских травм и страхов, способны помочь гораздо лучше, чем человек без опыта, но вооружённый Писанием, грозящий Содомом и Гоморрой за наличие этих проблем. Он может усугубить ситуацию. Девиация – это проблема и проблема настоящая. Поэтому не стоит пренебрегать помощью православных психологов и других специалистов, работающих в этой области.
– Нередко сторонники ЛГБТ-движения, защищая свой выбор, говорят, что и в древности «такое» было…
– Любят апологеты ЛГБТ говорить, ссылаясь на Платона и других, что подобное явление историческое и древнее. Но это лукавство. Философ говорил о любви в высоком смысле, и любовь мужчины к женщине он ставил на низшую ступень в силу её биологической обусловленности. А любовь ученика к учителю, уважение мужчины к мужчине он ставил выше, потому что в их отношениях нет того, что диктуется сексуальным влечением. На самую же высокую ступень он ставил любовь к знаниям.
Нам могут сказать, что в православной церкви к лику святых причислены 12 преподобных жен, которые подвизались в мужских монастырях под мужскими именами и в мужских одеждах. Вот, говорят нам, они сменили свой пол, и Церковь это приняла. Но на самом деле, никто этого не знал, их подлинный пол открывался только после смерти. Почему те 12 женщин так поступили? Женские монастыри сильно отличались от мужских. Там не было такого духовного уровня, не было такой последовательной аскезы, как в мужских монастырях. В те времена женщина считалась недееспособной, все важные решения за нее принимали её законные представители. Если женщина поступала в монастырь, то её законные представители: муж, отец, брат могли ее оттуда забрать. И монастырь не имел права удерживать. Именно поэтому, скрываясь от этого преследования, эти 12 жен и спасались в мужских монастырях.
Говоря о статусе недееспособности женщин, вспомним «Пёструю ленту» Конана Дойля. Почему отчим хотел убить своих падчериц накануне их замужества? Он был законным представителем девушек, распорядителем их капитала, а после венчания всё переходило в руки мужа.
Ксения Петербургская носила одежду своего мужа. Она не чувствовала себя мужчиной, она переживала за своего мужа, хотела посвятить свою жизнь его спасению.
Жанна Д’Арк, причисленная западной церковью к лику святых, никогда не бунтовала против своего естества, оставалась женщиной, молилась своим святым покровительницам.
– А первые женщины офицеры?
– И первые женщины-офицеры времён Наполеона тоже оставались женщинами. Исключением, может быть, была легендарная кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова, носившая имя Александра Андреевича Александрова, штаб-ротмистр уланского полка. Но там ситуация была драматическая. Мать Дуровой не хотела девочку и за все, как считала мать, девчачьи глупости жестоко ее наказывала. А однажды мать вышвырнула ребёнка из экипажа за плач. Девочку подобрали казаки. В конце концов, отец Дуровой отдал её на воспитание дяде, казачьему атаману. Но у казаков была традиция носить бороды, и бритобородый казак воспринимался чуть ли не содомитом, поэтому она перешла к уланам. Была превосходным кавалеристом, была очень хорошим писателем. Пушкин познакомился с ней и стал её сочинения публиковать в «Современнике». Судя по ее работам, она была, как бы мы сейчас сказали, феминисткой. Она писала о неравном положении женщин в обществе. С возрастом у неё появлялись разные чудачества. Например, её сын просил благословения на брак и написал «маменька», она, прочитав это слово, сразу же сожгла письмо. И только, когда сын обратился к ней «милостивый государь Александр Андреевич, благословите на вступление в брак», благословила. Её странности объясняются архиэкстремальными условиями. Будучи ребёнком, она была полностью лишена нормальной семьи и воспитывалась в мужском военном коллективе. Она до конца жизни старалась носить офицерский мундир. По-видимому, ей не удалось реальзоваться полностью как женщине, несмотря на замужество и рождение сына, но зато она потрясающе реализовалась как военный, как защитник Родины и была награждена Георгиевским крестом, была на приеме у императора, в честь которого Дурова носила имя «Александр». Но что самое интересное, женщина-офицер, выполняя множство поручений, ни разу не пролила чужой крови, шашкой никого не зарубила, из пистолета никого не застрелила, хотя сама была однажды ранена в ногу.
Утверждение, что просто эти люди родились «не такими», как остальные – не подтвердилось. Мы не можем сказать, что для смены пола существуют какие-то биологические предпосылки. Такая позиция не нашла естественнонаучного подтверждения, не нашли ни гена гомосексуальности, ни гена, отвечающего за психологическое восприятие своего пола. Бывают некоторые особенности внешнего вида, обусловленные гормональным статусом человека, но они не играют решающей роли. Есть маскулинные (мужеподобные) женщины, с растительностью на лице и на ногах, но с нормальным цисгендерным сознанием, есть женоподобные мужчины – «облако в штанах» с высоким голосом, которые тоже полностью сохраняют цисгендрность. А среди гомосексуалистов встречаются гипермаскулинные мужчины. Между прочим, мода на майки в дырочку, чтобы через них были видны рельефы мышц, растительность, брутальность, зародилась именно в среде гомосексуалистов.
Девиации – результат травм, нанесённых в обществе, и поэтому общество несет ответственность за то, что эти явления происходят, и кому, как не обществу, эти проблемы решать. Попытка свалить все на природу – это самоустраниться от помощи этим людям.
– Вы сказали, что Церковь не запрещает коррекцию пола, когда ребёнок родился с признаками обоих полов. А как быть транссексуалам – благословляется ли в их случае операция?
– Нет, Церковь не благословляет такие операции.
Если бы всё было так просто, и люди были бы счастливы и безмятежны после смены пола. Мы видим, что часто это приводит к ещё большему страданию и депрессиям. Есть высказывание одного врача, который занимается подобными операциями: «У нас есть задача – в многомиллионном мегаполисе уничтожить преступника, и мы выбирам средство – ядерная бомба. В результате преступника уничтожили, но экологичность этого выбора ужасна, так как мы с преступником похоронили весь город. То же самое можно сказать про процедуры по смене пола (хирургические, фармакологические, гормональные вмешательства). Решаем одну проблему, но столько всего громим. Это неэкологичный подход к проблеме». А когда его спросили, что же в таком случае надо делать, хирург сказал, что вместо десятков врачей, которые занимаются этой проблемой, достаточно прибегнуть к услугам одного хорошего психотерапевта.
Решение о смене пола – это результат глубокого отчаянья. Человек не хочет быть самим собой, это значит, что ему очень тяжело в этом мире. Смену пола можно назвать самоубийством, уничтожением себя, как цисгендерной персоны. Это всё равно, что в омут с головой.
Профилактика девиаций у подростков
– Кто больше не доволен своим полом?
– Интересно посмотреть на статистику. Как вы думаете, кто больше хочет сменить пол – женщины или мужчины? В России и в развивающихся странах – женщины, а в развитых – мужчины. В развитых странах мужчины чувствуют за женщиной больше преференций. Если женщина открыла дверь мужчине, то её не обвинят в харассменте (сексуальные предложения или намеки обесценивающего характера и психологическое давление на представителей слабого пола, непристойное домогательство). А если, к примеру, во время переговоров, начальник попросил женщину-коллегу сварить всем кофе, то посыплются обвинения: «Это харассмент, эксплуатация на сексуальной почве». То есть сам начальник или коллега-мужчина должен пойти и сварить кофе.
Вот ещё пример, демонстрирующий преимущества женщин над мужчинами на Западе. В небольшом офисе есть только один туалет на всех. И выяснилось, что какой-то мужчина воспользовался этим туалетом стоя. Ему сделают строгое предупреждение. А почему? Потому что он или рискует забыть поднять диск и забрызгает его, или, подняв, забудет потом его опустить. И даже если он всё правильно сделает: диск поднимет, потом опустит, всё равно ему сделают замечание – а вдруг он в следующий раз забудет? И поэтому, когда спрашивают, а как же мужчина должен поступать? Ответ: сидя, «как все нормальные» люди.
Эти преференции у женщин появились, потому что раньше было отвратительное отношение к дамам. Равное избирательное право для женщин появилось во Франции – в 1945 году, а в Швейцарии – в 1971 году. Вследствие дискриминации женщин ситуация как маятник качнулась в противоположную сторону. Феминизм на Западе зародился в силу разрушения традиционного патриархального общества и жестокой эксплуатации женщин, занятых на производстве, но получавших меньшую зарплату. Секуляризация общества и размывание глубинных архетипов привело к тому, что женщин вовлекли в соревновательное противостояние мужчинам. Такое противостояние невозможно представить в традиционном обществе на Востоке: в Китае, Японии, или Израиле, где просто признавалось, что мужчина и женщина – разные, каждый уважаем в том обличии, в котором его создал Господь, каждое обличие ценно по-своему.
В Европе, Америке мужчины чувствуют, что у женщин больше прав и подсознательно стремятся занять такое же положение. А в развивающихся странах, наоборот, глобализация, внедрение западного образа жизни, требующего равноправия, вынуждают женщин чувствовать социальную несправедливость, и поэтому женщин, желающих сменить пол, больше, чем мужчин.
Усталость от гендерных проблем приводит к индифферентизму – к бесполому существованию. На севере Италии отдыхает много семейных пар с детьми из Германии, потому что в Германии общие нудистские пляжи. В банях Германии есть один женский день в неделю – для женщин-мусульманок. А мужского дня не предусмотрено. В Италии даже в кафе рядом с пляжем нельзя входить в купальнике или в плавках. Если женщина после пляжа хочет зайти в храм, ей предлагают флизелиновое парео, чтобы прикрыть ноги и плечи. А в Германии наступает какая-то бесполая эра.
Наблюдаются серьёзные проблемы у детей. Мальчик решил, что он девочка. Поменять пол до 18 лет он не может. Ему разрешают ходить в девичий туалет и девичью раздевалку. А девчонки против, потому что видят – это мальчик. А мальчика никто не может заставить ходить в мужской туалет и раздевалку. Приходится делать общую раздевалку и туалет. Общество само себя загоняет в угол.
– Как быть родителям ребёнка, подростка с такими девиациями?
– Психологи говорят, что из 100% подростков 65% не свернут с намеченного природой пути, а остальные подвержены риску появления девиаций, но из этих 35% только 1% становился гомосексуалистами. Сейчас 3-7%, в разных странах по-разному. То есть, есть тенденция к росту численности этой группы, а это значит, что в обществе есть факторы, стимулирующие это увеличение.
Если процент риска попадания под поезд будет даже полпроцента, мы будем стараться его исключить совсем: будем ограждать пути, оборудовать подземный или наземный переход. Почему же не стараться уменьшать эти риски появления девиаций в обществе?
– Есть ли профилактика гомосексуализма, транссексуализма и пр. отклонений?
– Ребёнок должен понимать, что мужчина и женщина разные. И это хорошо. ребёнок должен знать, что одно не хуже и не лучше другого. В воспитании детей должны присутствовать оба родителя – и мать, и отец. Иначе у ребенка будет дефицитарное развитие. Отсутствие в семье или неучастие в воспитании одного из родителей одинаково плохо – и для мальчика, и для девочки.
Текст: Александра Грипас
См. подробнее: Преодоление X – Сайт о преодолении гомосексуализма, лесби-влечений и других проблем, связанных с полом.