Эта книга Одена не самая одиозная, в ней перемешаны разумные мысли об ограничении числа кесаревых сечений с опасными рекомендациями рожать дома, даже без акушерки, и даже после кесарева сечения, и некоторым налетом Нью Эйджа, например:
(цитата — из рассказа пациентки Одена):
«…Рассказав вам историю своих первых родов кесаревым сечением, я тогда спросила вашего совета, как мне родить нормально во второй раз. Вы задумались на мгновение и сказали: „Запритесь в ванной и не пускайте туда никого, даже акушерку. Все будет хорошо“….
…Когда я забеременела во второй раз, я очень серьезно отнеслась к тому, чему вы учите женщин: я забыла все, что знала о родах. Я обратилась к своей женской сущности, ни на кого не надеялась и не сдерживала себя (на картине первобытная жизненная сила, прорывающаяся сквозь меня, изображена белым зигзагом). Рожая на свет Люка, я изгибала спину и «рычала». Я почувствовала, что воплощаю в себе всю дикую природу рычащего льва. Через несколько минут родился Люк. Нормальные домашние роды были для меня завершением того урока, ради которого я и решилась рожать. И я уже никогда не была прежней…»»
Совет рожать дома даже после кесарева сечения
«Моим первым опытом VBAC во внебольничных условиях был случай с молодой мамой, которая намеревалась рожать первого ребенка дома, но в результате отправилась в больницу, послушавшись совета «умных людей», которые в один голос твердили об опасности первых родов в домашних условиях. Это были затяжные роды, и из-за слабой родовой деятельности пришлось сделать ей кесарево сечение. Готовясь ко вторым родам, она решила доверять себе, а не советчикам. Мне она позвонила около десяти часов вечера, еще до начала активных схваток. Я решил, что лучше буду спать в свободной комнате у нее дома, чтобы не ехать на роды глубокой ночью. Едва заснув, я был разбужен тем специфическим звуком, который сопровождает «рефлекс изгнания плода»
«…Исторически первой путь к научному познанию любви проложила этология — наука о поведении животных и человека.
…Вот еще один пример простого вопроса, которым люди никогда раньше не задавались: «как связаны между собой различные ипостаси любви?» Мы обозначаем одним и тем же словом множество самых различных ситуаций, но каковы связи между любовью материнской, отцовской, сыновней; плотской, романтической, платонической, духовной, братской, не говоря уже о любви к родине, к природе, к Матери-Земле? Это еще один случай, когда биология дает нам ответ на еще не заданный вопрос. Наши сегодняшние знания позволяют утверждать: о какой бы ипостаси любви мы ни говорили, к ней причастен гормон окситоцин.
…Идеи, высказанные этологами, ныне нашли подтверждение в исследованиях, посвященных влиянию на поведение ряда гормонов, участвующих как в процессе родов, так и в различных проявлениях любви.
…Мы живем в эпоху, когда человечеству нужно вырабатывать принципиально новые стратегии выживания. Мы все острее чувствуем, что традиционные стратегии изжили себя. Мы должны ставить вопросы, которых еще никто не касался, например: как развить в человеке любовь к Матери-Земле?».
«…При обзоре Банка данных выясняется, что у людей, у которых в той или иной форме нарушена способность любить (других людей, или самого себя), в прошлом непременно обнаруживаются неблагоприятные факторы в родах или ближайшем к ним периоде.»
Глава из статьи: Проект «Мишель Оден в России»: как сделать человека животным
Приведем мнение об абортах и «гуру» естественного родовспоможения, доктора Мишеля Одена.
Но сначала – несколько слов о нем самом:
«всемирно известный врач-акушер, … Человек-легенда, преобразивший мировую акушерскую практику. Преподаватель, постоянно читающий лекции врачам-акушерам, акушеркам и родителям на четырех континентах. … Автор программы подготовки к зачатию» [174].
Некоторые предложенные Оденом полезные приемы для рожениц, облегчающие им боль, домашние акушерки сочли основанием для того, чтобы возвести этого врача на пьедестал непререкаемого авторитета в самых разных областях, далеко выходящих за рамки медицины. Да и сам он вполне вошел в роль пророка цивилизации нового типа. Существует международный проект «Мишель Оден в России» [175].
М. Оден встречается с преподавателями и студентами медицинских институтов и колледжей, с социологами и демографами из МГУ им. М. В. Ломоносова [176], поучает их, издает книги, которыми зачитываются беременные женщины («Девочки, читайте Одена! Чудо-книга!!!»).
Так вот, оказывается, мсьё Оден совсем не против абортов по результатам пренатальной диагностики. Главная проблема, считает он, – диагноз, чтобы прервать беременность на раннем сроке [177].
Оден разработал сложную программу подготовки мужчин и женщин к зачатию, предусматривающую регулярные периоды сброса и набора веса в течение полугода, прием специального, повышающего температуру тела коктейля из экзотических компонентов, посещение паровой бани, сауны и физические упражнения [178].
Оден запугивает потенциальных родителей, что если не выполнять такую программу, которая предохраняет якобы от загрязняющих факторов, воздействие последних отразится на всей жизни «неправильно» зачатого ребенка. В условиях роста числа экологически вредных факторов в ближайшем будущем, отмечаемого М. Оденом, и в атмосфере запугивания семейных пар тем, что они якобы недостаточно защитились от этих факторов, зачатие может превратиться в очень сложную проблему. Такой метод, поэтому, вполне может пополнить арсенал средств снижения рождаемости. Недаром члены Римского клуба очень ценят и уважают Мишеля Одена [179].
Привлекательны для глобалистов и вполне ньюэйджевские взгляды Мишеля Одена, которыми он в своих книгах щедро делится с читателями:
«…именно сегодня мы остро осознаем потребность в том, чтобы выработать почтительное отношение к Матери-Земле, развивая и другие проявления способности любить. В истории человечества настал переломный момент, когда все наши прочно укоренившиеся убеждения и ритуалы, касающиеся перинатального периода, теряют свои эволюционные преимущества. Наступила эпоха, когда получили развитие экологическое сознание и научное познание любви, когда человечество может и должно перейти к новым стратегиям выживания» [180].
«Новый взгляд на человека как на обезьяну, приспособленную к жизни на морском побережье, представляет собой столь радикальную альтернативу современному пониманию природы человека, что потребуются многие годы, чтобы к этой идее привыкнуть» [181].
В этом году вышла книга Одена «Функции оргазма: прямой путь в трансцендентность», в которой он решение реальных проблем репродуктивной медицины переводит в плоскость «экстатических/оргазмических состояний» (к ним он относит также роды и лактацию). По его мнению, человечество находится в переломном моменте своей истории, и спасти его может оргазм, сопровождаемый выбросом «коктейля гормонов любви» и имеющий мистическое измерение [182].
В другой своей книге, «Научное познание любви» (перевод-калька этого названия – «Сциентификация любви» – лучше бы отразил мировоззрение автора), Оден рассматривает сексуальность, мистицизм, смерть и молитву в качестве измененных состояний сознания. Читателям он приводит в пример факты «общения с духами» рожающих женщин из языческих племен, и свои заключения о «физиологии» молитвы, которая якобы должна уменьшать у человека активность неокортекса:
«Молитва – это способ достичь той реальности, с которой связаны четвероногие млекопитающие. … Молитва — способ возвратиться к нашим корням, к состоянию обычного млекопитающего» [183].
«Бег трусцой, например, повышает уровень эндорфинов; молитва, медитация, йога, акупунктура могут действовать так же». [177].
Поучения Мишеля Одена духовные акушерки у нас в России делают ориентиром для своей практики. Например, такое:
«Нас многому могут научить частные случаи, например, когда совсем юная мать рожает без чьего-либо присмотра, запершись в своей ванной комнате» [183].
На Конференции в Ярославле (см.выше) было с гордостью заявлено, что эталон домашних родов – это «роды соло», в которых принимают участие только те, кто участвовал в зачатии [164].
Однако за рубежом идеи и наукообразную деятельность М.Одена подвергают критике [184,185, 188], а все движение за домашние роды многие считают шарлатанством [184, 185, 186,187, 188].
Представление Одена (почерпнутое им, в частности, и из опытов на крысах) о том, что все поведение человека определяется правильной секрецией гормонов, на одном из самых посещаемых сайтов ресурсов Интернета для родителей вполне справедливо названо биологическим детерминизмом [185].
Такое мировоззрение было распространено в 1-й половине прошлого века, в основном среди евгенистов, но потеряло привлекательность, когда нацисты довели его до логического конца [185].
Согласно взглядам адептов детерминизма и сциентизма, например, прочность брака обеспечивается секреторным выбросом «гормонов любви» у юноши и девушки, влюбившихся друг в друга с первого взгляда. И своего младенца мать якобы может полюбить только после физиологической секреции окситоцина в ходе естественных родов [185].
Американский публицист, акушер-гинеколог и многодетная мать, Amy Tuteur, называет такие утверждения не только научно абсурдными, но и оскорбительными для женщин, родивших путем кесарева сечения, или усыновивших ребенка. Она предлагает Мишелю Одену принести им свои извинения [188].
Примитивность биологического детерминизма очевидна, так как это мировоззрение не учитывает социальные и культурные влияния на человека, наличие у него разума, свободной воли и данного Богом нравственного закона, которые позволяют ему как личности господствовать над инстинктами и стремиться к стяжанию любви как высшей добродетели.
Автор: Соколова Нина Александровна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН, ответственный редактор двух научных журналов: «Физиология человека и животных» (выпуск «Эндокринная система. Размножение. Лактация») и «Клиническая эндокринология»
Комментировать