Мощи – старославянское слово, мощь – означает могила. Воздавая почитание угодникам Божьим, отшедшим душами своими на небо, святая Церковь чествует и оставшиеся на земле мощи или тела угодников Божиих. В Ветхом Завете не было почитания святых мощей, т.к. мертвое тело считалось нечистым. В Новом Завете по воплощении Спасителя возвышено понятие о Человеке во Христе и понятие о телах, как о жилищах Духа Святого. Сам Господь – Слово Божие – воплотился и принял на Себя человеческое тело.
Христиане призываются к тому, чтобы не только их души, но и тела, освященные Святым крещением, освящаемые Церковными Таинствами, становились истинными храмами Духа Святого. Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть Храм живущего в вас Духа Святаго». И потому тела христиан, живущих праведной жизнью или ставших святыми принятием мученической смерти, достойны особого почитания, уважения, чествования.
Почитание святых останков выражается в следующем:
- благоговейном собирании и хранении останков угодников Божиих,
- торжественном открытии и перенесении святых мощей,
- построении над ними храмов, часовен,
- установлении празднеств в память их открытия или перенесения,
- постоянном правиле Церкви полагать в основание алтарей мощи святых угодников или полагать святые мощи в святой антиминс (священный плат), на котором изображен Спаситель, снятый с Креста в окружении Пресвятой Богородицы. В центр антиминса вшиваются св. мощи для совершения Божественной Литургии.
Это естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божьих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить бесчисленными знамениями и чудесами, свидетельствуемыми в продолжении всей истории Церкви. Почитая святые мощи, мы верим в могущественное предстательство и заступничество святых, святые мощи которых находятся перед нашим взором, возбуждают в наших сердцах чувство близости к нам самих угодников Божьих, носивших некогда эти тела.
Читаем «Саровские торжества» о первом прославлении мощей преподобного Серафима Саровского, написанных прот. Василием Бощановским: «Всюду в Монастыре и за Монастырем море голов. Почти все стояли с зажженными свечами. Гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия Святых Мощей Преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Передо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка). Горячие молитвенные возгласы: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас», «Помоги», «Исцели», «Уврачуй» — неслось со всех сторон. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили Преподобного. Стояла в молитвенном восторге святорусская душа. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших Преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего. Святые мощи батюшки Серафима, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца – устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, Преподобный, отче, Серафиме, помоги!»…
В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, став на ноги, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Я, и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли – остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!»
Отец Серафим Саровский говаривал монахам и мирянам: «Когда умру, приходите ко мне на гробик, и я помогу вам». Мощи способны нейтрализовать радиацию, исцелить больных и увечных. Вспоминает больной, готовившийся к операции: «приложился к мощам любимого и высоко чтимого Серафима Саровского и непроизвольно возник вопрос: «Батюшка Серафим, слышишь ли ты, что я к тебе пришел?» И великий русский святой исцелил меня. На мой вопрос он ответил не созерцательной, а действенной любовью. По возвращении домой все справлялись о моем здоровье. Я отвечал: «Операция прошла успешно. Имя великого врача – Серафим Саровский».
Статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть I-я» — 2007 г.
Комментировать