Исцеление в контексте Христианского мировоззрения

Исцеление в контексте Христианского мировоззрения

протоиерей Димитрий Моничев
(8 голосов4.5 из 5)

Нет человека, который бы не задумывался о своем здоровье. Задумываются и врачи о целях и смысле своего труда. Верующие в Бога люди, знают, что всё в мире, созданном творческим повелением Божиим, «да будет» целесообразно и полезно (Быт.1:3).

При сотворении мира Дух Божий созидал космос, из хаоса сообщая ему животворящую силу (Быт.1:2). Вот первооснова жизни, ключ к пониманию того, что жизнь есть священный дар Божий. Это было ясно и понятно людям на протяжении тысячелетий, но последние два века много сил потрачено было на то, чтобы доказать, что нас создал «господин случай», что человек есть лишь тело, лишь некий механизм.

Сегодня видим результат такого подхода. Раньше не имевший особой врачебной помощи русский крестьянин доживал до глубокой старости. Сегодня в России средняя продолжительность жизни составляет 69,8 года 64 — у мужчин и 75,6 — у женщин, и это при наличии развитой медицины . «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23), значит, Господь сотворил человека, не подверженного болезням и смерти. О том, что Адам до грехопадения не был подвержен каким-либо разрушительным процессам, болезням и их следствию — смерти, ясно свидетельствует святоотеческое толкование Священного Писания.

Святой Григорий Синаит, достигший своей преподобной подвижнической жизнью высот божественного видения, пишет: «Тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинуясь, суете, по Писанию, тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:20-21 )».

Святой Симеон Новый Богослов пишет: «Адам был создан с телом нетленным… как царь бессмертных, над нетленным миром» .

Причина же тления, то есть болезней, старения и смерти — первородный грех.

Когда, прельщенные дьяволом, прародители человеческого рода Адам и Ева ослушались Бога и нарушили заповедь, тление одержало верх над естеством, и человек стал смертен. «Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною» .

Итак, мы ясно видим, что причина болезни и смерти заключается в грехе. Посредством болезни стало возможно смирение человека и его исправление. Бог через болезни наказывает, то есть научает человека, воспитывает его. «Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их» (Лев.26:16). «Пошлёт Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор.28:21) Господь всегда, наказывая человека болезнью, напоминает об истинной её причине — грехе. Когда Спаситель встретил в храме исцелённого Им расслабленного, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

____________

1 Григория Синаита Главы о заповедях и догматах, и угрозах и обетованиях, — ещё же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и ещё — о безмолвии и молитве. URL: // http://hesychia.in.ua/gr_sin_03.htm

Иногда Господь попускает болезни для того, чтобы человек превозмог их, вышел победителем над диаволом, явил бы своё достоинство царя всего тварного мира. Так подвержен был проказе многострадальный Иов. «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения). И сказала ему жена его: ты все ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри. (Сколь ясно здесь показана причина смерти!) Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (Иов.2:7—10).

Вместе с многострадальным Иовом любящие Бога люди смиряются под крепкую руку Божию, и в своих болезнях не безумствуют, хуля Бога, но вместе с царем и пророком Давидом молятся: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день, сетуя хожу» (Пс.37:2-7).

В Священном Писании очень чётко выражена мысль, что исправление человека, вера в Бога позволяют излечиться от болезни, однако эта же болезнь легко может поразить стоявшего в истине, но соблазнившегося на грех человека. Так Господь, избавивший от проказы Неемана через пророка Елисея, наказывает за сребролюбие, обман, вымогательство слугу Елисея Гиезия. В праведном суде Своём Господь говорит устами Пророка: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» (4 Цар.5:27).

Слово «наказание» означает научение. Господь, попуская болезни, не желает их и тем более не желает нашей смерти. Господу угодно наше покаяние, исправление, исцеление и обретение жизни вечной. Поэтому, как только с глубоким смирением и покаянием человек прибегает к Богу, позволяет через причащение Святых Христовых Тайн действовать в себе Врачу душ и телес наших Христу, исправляя и спасая нас, врачуются наши дух, душа и тело.

После того, как посредством церковных таинств исцеляется душа человека, не возникает более препятствий к телесному излечению.

Имея возможность исцелить человека сверхъестественно, Господь желает, чтобы один человек явил свою любовь к другому посредством врачевства. Для этого Господь наделил разумом человека, чтобы он мог познать многосложный мир — космос, познать столь же многосложный организм человека — микрокосмос, и, используя природные, сотворённые Богом вещества, составляя из них лекарства, опираясь на свои знания, но более всего на помощь Божию, мог лечить болезни.

О врачах мы читаем уже во времена Иосифа: «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля» (Быт.50:2). По мнению многих специалистов, искусство врачевания возникло в Египте, так что и Моисей был научен ему. Египет, по словам Плиния, изобиловал болезнями. Геродот сообщает, что в Египте каждый врач имел свою специальность и лечил только один род болезней. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в книге «Бытие» говорится о врачах во множественном числе.

Евреи также были причастны врачебному искусству. Библия повествует: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иер.8:22). У другого пророка читаем: «Сын человеческий! Я уже сокрушил мышцу фараону, царю египетскому; и вот, она ещё не обвязана для излечения её и не обвита врачебными перевязками, от которых она получила бы силу держать меч» (Иез.30:21).

Не только о врачах и исцелении повествует Библия, но и о тех естественных средствах — лекарствах, которые приготовляли лекари, используя природную сокровищницу. Так, о целебных свойствах елея повествует пророк Исайя: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягчённые елеем» (Ис.1:6). И в другом месте говорит Пророк: «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (Ис.38:21). Пророк Иеремия также свидетельствует о знании евреями лекарственных средств: «Никто не заботится о деле твоём, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя» (Иер.30:13).

Несомненно, что успех врачевания зависит, прежде всего, не от лекарств и знаний врача, а от той благодатной силы, которую дарует Сам Господь. Такая сила была дарована Господом двенадцати апостолам. «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней» (Лк.9:1). Сам автор этих слов, апостол от семидесяти и евангелист Лука, был изрядный врач, как читаем у апостола Павла: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный… » (Кол.4:14).

Святой великомученик и целитель Пантелеимон и до обращения ко Христу был искусный врач, но сколь усилилось его врачебное искусство, когда он стал христианином, когда исцеление с призванием имени Господа стало во много крат чудеснее. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение. Многократно усилена эта сила исцеления сейчас, когда мученической кончиной святого Пантелеимона засвидетельствована любовь к Богу святого Врача, прославленного ныне в сонме святых.

Чудодейственная сила врачевства дарована Господом Православной Церкви. Она проявляет себя в Таинстве Елеосвящения. Святой апостол Иаков так пишет об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14—15). Здесь мы ясно видим, что Господь исцеляет всего человека: и душу его, и тело. Не так, как пытаются лечить экстрасенсы, колдуны, шаманы и им подобные. Пытаясь лечить одну плоть, противясь воле Господней, они не преуспевают и в этом, добиваясь лишь временного облегчения и часто вредных только внешних эффектов.

Болезнь — это сигнал для души, находящейся в телесной храмине, объятой греховным пожаром. Не заглушить сигнал, а потушить пожар греховных страстей — вот что требуется, прежде всего, от больного, и православный врач должен ему в этом помочь.

Особенно хотелось бы отметить такое целительное средство, как источники, созданные Богом, о которых поёт пророк Давид: «Ты иссёк источник и поток» (Пс.73:15). «Ты послал источники в долины: между горами текут [воды]» (Пс.103:10). Эти источники, созданные Богом по всей земле, весьма разнообразны по своим целительным свойствам, химическому составу, насыщенности углекислотой, температуре. Библия повествует о термальных источниках: «Это тот Ана, который нашёл тёплые воды в пустыне, когда пас ослов Цивеона, отца своего» (Быт.36:24).

Если это справедливо для всей земли, то особенно — для нашей епархии. Все мы знаем о десятках источников минеральной воды Кабарды, Балкарии, Карачая. Со всего Ставрополья приезжают в станицу Суворовскую поправить своё здоровье местной термальной водой. Всемирную славу обрели холодные и горячие минеральные источники Кавказских Минеральных Вод. Кроме естественных лечебных свойств, они обретают особую благодатную силу регулярно освящаемые Церковью.

Сколь целебна была купальня у Овечьих ворот в Иерусалиме, где исцелялся больной, входящий первым по возмущении воды Ангелом! Однако это не помогало человеку, болевшему тридцать восемь лет и не имевшему возможности сойти в купель, ибо никто не желал ему помочь. Лишь Сам Господь исцелил страдальца. В земле Израильской было много минеральных источников, которыми пользовались для лечения, как об этом упоминает в Иудейских Древностях еврейский историк Иосиф Флавий, но сколь увеличилось число исцелений, когда пришёл «Источник воды живой» (Иер.17:13).

Господь наш Иисус Христос исцелял множество больных, хромых, глухих, немых, прокажённых. Как мы должны быть благодарны за это Господу! «Воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» (Откр.14:7).

Как написано в Священном Писании, человек не всегда имеет за грехи свои дерзновение к Господу и не может сразу же получить исцеление. Но все мы можем, обращаясь к Богу, прибегать и к врачам, как и царь иудейский Аса взыскал врачей (2 Пар.16:12).

Благодаря Господа за Его милость к больным, мы должны благодарить и врачей, почитать их и молиться о них, как написано в книге Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности… Знание врача возвысит его голову… Господь создал из земли врачевства… ими Он врачует чело-века и уничтожает болезнь его… и дай место врачу, ибо и его создал Господь… В иное время и в их руках бывает успех» (Сир.38:1-18).

Если вообще о врачах говорится с таким почитанием и уважением, то сколь большей любви заслуживает врач православный. Особенно яркий пример такого врача являет нам прославленный в лике святых доктор медицинских наук, известный хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Его жизнь, как врача и как архипастыря — это непрерывный подвиг во имя Христа. Вот что он пишет о зависимости исцеления от доверия к врачу: «Состояние духа больного, его доверие или недоверие к врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяет исход болезни».

Действительно, современный врач должен обладать особенными нравственными качествами, которые ярко выявлены. Господом в притче о милосердном самарянине. Притча повествует о том, как иноплеменник-самарянин увидел избитого разбойниками человека, сжалился, перевязал ему раны, возливая масло и вино, привёз в гостиницу, позаботился о нём и оставил деньги на лечение после своего отъезда.

Из этой притчи мы делаем выводы о качествах врача. Во-первых, врач не должен видеть в больном чужого человека: другой национальности, других политических взглядов, другой веры. Ведь человек, избитый разбойниками, был иудей, по всем этим признакам отличающийся от самарянина. Во-вторых, врач должен уметь оказать медицинскую помощь в любых, даже самых неподходящих условиях. Самарянин не просто пожалел человека, но оказал реальное врачевство. В-третьих, врач должен быть готов к самоотверженности, лишиться удобств и покоя ради помощи больному. Самарянин, «всадив его (больного) на свой скот», сам пошёл пешком и отдал на уход за больным часть своего имения. В-четвёртых, врач должен до конца бороться за жизнь больного, как и самарянин не ограничился одномоментной помощью, но до полного выздоровления заботился о больном.

«Был болен, и вы посетили Меня. (…) Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:36,40), — говорит Господь. Служа больным, мы служим Богу, как всю свою жизнь совершал этот целожизненный подвиг Святитель и Целитель, Архипастырь и Хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Автор: Прот. Димитрий Моничев

Литература

1. Библия.

2. Географический справочник. URL: // http://ostranah.ru/ lists/life expectancy.php

3. Григория Синаита Главы о заповедях и догматах, и угрозах и обетованиях, — ещё же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и ещё — о безмолвии и молитве. URL: // http ://hesychia.in.ua/ gr_sin_03.htm

4. Лука (Войно-Ясенецкий) архиепископ. Дух, душа и тело. URL: // http://rudocs.exdat.com/docs/index-273210.html

5. Пантелеимон святой великомученик и целитель. Житиё. URL: // http:// days.pravoslavie .ru/Life/life67 86.htm

6. Симеон Новый Богослов Слова. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novi j_Bogoslov.Slova-1.htm

7. Флавий Иосиф. Иудейские древности. URL: // http ://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti

3 Симеон Новый Богослов Слова. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novij_Bogoslov.Slova-1.htm

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать