«Мой путь к вере был ровным» <br><span class=bg_bpub_book_author>Иван Зорин</span>

«Мой путь к вере был ровным»
Иван Зорин

‒ Расскажите немного о себе.

‒ Меня зовут Зорин Иван Андреевич, мне 25 лет, не женат. Родился в Питере, окончил школу с углублённым изучением английского, учился в техническом вузе. Пробовал реализоваться в технической сфере, но безуспешно – подлинный интерес со временем обозначился к искусству, в частности, к кино. Окончательно – после того, как оказался на съёмках короткометражки и долго наблюдал за процессом изнутри. Работаю не по специальности, занимаюсь самообразованием, вскоре возможно поступление в гуманитарный ВУЗ.

Православным христианином стал около 2-х лет назад, это был сознательный шаг, к которому я подходил постепенно. Среди моих родственников нет людей воцерковленных. В детстве, правда, отец знакомил меня со Священным Писанием, и это значительно подготовило меня к дальнейшему принятию Православия, однако, уверенное представление о нём у меня сложилось после продолжительного общения с одним глубоко воцерковленным человеком.

Мой любимый писатель – Достоевский; ещё в школе я «на одном дыхании» прочёл ряд его наиболее сильных произведений, и этот опыт также сильно облегчил мне знакомство с Православием. Ведь его книги открывают нам глубины ужасного и прекрасного в человеке, а это напрямую связано с тем, что о нём говорит наша вера.

‒ Как Вы стали православным христианином, что вас подтолкнуло к принятию Православия?

‒ Был экзистенциальный кризис. То есть, вкратце, фон был таков: ничего не приносило удовлетворения ‒ ни одно дело не зажигало интерес, способный придать направленность жизни; не было ясных целей, представления о будущей профессии. Были «друзья», рядом с которыми удобно было впустую тратить бесценный дар жизни. Я плыл по течению ‒ в том смысле, что был комнатным ребёнком, перед которым жизнь до поры не ставила серьёзных задач, требующих серьёзного приложения ума и воли. Не искал, не задумывался ‒ до поры. Школа ‒ значит, надо; институт ‒ тоже надо, раз так родители сказали.

Это удобная позиция для того, чтобы раз навсегда успокоиться в духовных поисках, остановившись на современном теплохладном атеизме удовлетворённого жизнью потребителя. Но, слава Богу, этого со мной не произошло ‒ всё то время я ощущал внутреннюю пустоту, которую не заполнить никакими человеческими схемами и объяснениями. И внешняя сторона жизненной бессмыслицы, как теперь вижу, была только следствием этой духовной пустоты.

Я слушал много рока, ходил на концерты. На меня сильно повлияли песни «ДДТ» и «Алисы», в которых поётся о Боге, Православии. И не только на меня, а на сотни таких же ищущих молодых людей – что не может не радовать.

‒ Что изменилось в вашей жизни после того как Вы стали православным христианином? Как ваши близкие отреагировали на принятие Вами Православия?

‒ Я стал православным христианином не так давно, внешних изменений не особо много. Отказался от дурных привычек и дурного общества, заметно улучшились отношения с родными. Вообще, я только в начале Пути и Вере моей ещё расти и расти. Как известно, по делам, как по плодам, судят о человеке. Дел пока маловато. Умножится вера ‒ умножатся и дела.

Главное внутреннее изменение ‒ обретение доселе незнакомого внутреннего покоя.

Близкие отнеслись к принятию мной Православия положительно, так как, хоть не живут полноценной церковной жизнью, всё же, в целом, благосклонно относятся к Церкви.

‒ До принятия Православия, был ли у Вас опыт пребывания в иных традиционных религиях или сектах, может быть Вы были атеистом, если да, то как Вы оцениваете свой опыт?

‒ До Православия я не был ни в другой религии, ни атеистом, ни сектантом. Правда, ещё в детстве, когда я много времени проводил с дедом, к нему как-то зачастили Свидетели Иеговы. Он, прожив всю жизнь атеистом, под конец её стал испытывать религиозный голод, и охотно слушал их, и меня сажал рядом. Я был мальчик вежливый, дедушке не перечил и благочинно высиживал, но беда в том, что к середине занятия приходилось сдерживать непрестанный зёв, порождаемый непроходимой скукой от их речей. После каждого занятия я неизменно забывал весь материал, которым Свидетели собирались меня просветить. На этом мой опыт пребывания в секте исчерпывается.

‒ С какими сложностями Вы столкнулись на первых этапах своего воцерковления, какие сложности возникают у Вас сейчас из-за Ваших религиозных взглядов?

‒ Сложностью для меня был отказ от своей воли ‒ смирения, без которого движение по Пути невозможно. К примеру, курение. Я продолжал потакать этой греховной привычке, давно зная уже это её обозначение, понимая, что упорно продолжаю грешить, безвольно медля со своим исправлением. Правда, я не раз пытался бросить, но без искренней, глубокой молитвы всё было тщетно. Я чувствовал себя слабаком, обманывающим себя и Бога. Тогда я стал в молитве просить Господа о помощи, понимая, что сам не справлюсь. Вскоре в который раз убедился, что Он слышит нас и Духом Своим поддерживает наши добрые начинания. Лишь после этого я уверенно почувствовал, что привычка в прошлом.

‒ Были ли у Вас сомнения в истинности Православия как духовного пути, если они были, то в чём заключались и как Вы их преодолели?

‒ Мой путь к вере был ровным. Хоть и не всё в церковной жизни поначалу было мне ясно, было стойкое интуитивное ощущение истинности выбранного пути. Не понимая ещё толком, о чём поёт хор и что я скажу на исповеди, я безошибочно чувствовал, что место, в котором я нахожусь – уникальное и незаменимое в моей жизни. Благодать – как её передать словами?

‒ Что значит быть православным христианином?

‒ Быть православным христианином ‒ держаться в жизни следующего:

1) Веровать всей душой и разумом в Единого Бога, Троицу Единосущную и Нераздельную, то есть принимать указанное в Никео-Цареградском Символе веры.

2) Регулярно участвовать Таинствах Исповеди и Евхаристии. А также ‒ в свой черёд ‒ в остальных Таинствах, установленных Церковью.

3) Жить регулярной молитвенной жизнью (церковные службы, молитвенные правила, вообще ‒ непрерывная молитвенная связь с Господом), соблюдать установленные Церковью посты.

4) Жить по заповедям. Свои дела и поступки соизмерять с голосом Церкви.

‒ Могли бы Вы кратко перечислить иерархию своих жизненных ценностей?

1) Духовная жизнь

2) Семья, близкие

3) Профессиональное становление

4) Увлечения: спорт, чтение, кино, поездки за город

‒ Что Православие вам дало, и чего Вы лишились став православным христианином?

‒ Приобрёл: твёрдые жизненные ценности (см. отв. на вопрос №7, п.4). Картина мира из уныло серой преобразилась в строго поляризованную, с чёрным и белым (добром и злом) ‒ полюсами. Веру, помогающую в жизненных неурядицах ‒ именно она помогает увидеть в них испытания, через которые я призван стать сильнее и лучше; через них ‒ свою вчерашнюю слабость и глупость, злобу и эгоизм. Любое отклонение от комфортного, сытого покоя ‒ от мелкой бытовой ссоры до длинной томительной разлуки ‒ благодаря Вере получает новое смысловое измерение. И повод заглянуть прежде всего в себя в поисках корня всей несправедливости, которая есть в твоей жизни.

Обрёл внутренний покой, какого раньше не знал. Он приходит с верой и молитвой в сердце, и с чётким сознанием того, что Бог всё видит, знает и никогда не бросит тебя, если уповаешь на Него.

Лишился только плохого – кое о чём я уже написал выше. С дурными качествами души, правда, посложнее будет, чем с сигаретами – труднее искоренить, лично мне. Но с Божией помощью всё возможно, нужно лишь не останавливаться.

‒ Как Вы оцениваете современное православное сообщество, какие видите его достоинства и недостатки?

В-целом, то, что я вижу сегодня в Церкви, ‒ радует. Налицо опровержение укоренившегося стереотипа о преобладающих в храмах бабулях. Например, на воскресных и праздничных службах в Свято-Троицком Измайловском Соборе (прихожанином которого я являюсь) всех поровну – и стара, и млада. В один солнечный осенний день меня приятно удивил состав прихода Церкви иконы Божией Матери «Державная» – детей, резвящихся на околохрамовой территории после службы, хватило бы на детсадовскую группу, а то и две.

Замечательно, что Церковь имеет собственные СМИ, а также свой голос на светских телеканалах, в интернете. Всегда с интересом смотрю передачи с участием о. Всеволода Чаплина, изобилующих, как правило, горячей полемикой и зашкаливающими эмоциями некоторых его оппонентов. Вообще, отрадно, что есть плеяда известных в обществе церковных имён, ассоциирующихся прежде всего с их проповедью. Это говорит о непрерывном диалоге между активной православной частью общества, и его светской частью.

Главный недостаток сегодняшнего церковного сообщества в России – его малочисленность. Нас очень мало в сравнении с общей массой, которая верит во всё что угодно, исключая Единого Бога. (К слову, это корень множества проблем и бед общества во всех сферах его бытия.) Конечно, это закономерно для постсоветской действительности. Я считаю, сегодня от нас зависит, будет ли решена эта проблема.

‒ Как Вы относитесь к людям, отрицающим Православие?

‒ Это заблуждающиеся люди и несчастные, независимо от того, сознают они это или нет. Для православного человека, имеющего, помимо основных чувств, и духовное зрение, очевидно, что движет людьми, агрессивно и подчас безапелляционно выступающими против Церкви. Но православных отличает любовь к людям, и к этим в том числе.

Так уж вышло, что один такой человек оказался в числе моих друзей. После усвоения концепции одной секты образ Церкви в его сознании напоминает то, что советские СМИ рассказывали про «хищников империализма» ‒ мало общего с реальностью, зато сразу ясно, где враг. Понятно, что человек обманут, и нужно помочь ему разобраться и прийти к Истине.

‒ Пытаетесь ли Вы заниматься миссионерской деятельностью и если да, то как Вы это делаете?

‒ Это я и пытался делать, переписываясь с ним в сети. Сейчас мне объективно не хватает знаний для миссионерской деятельности, а интернет ‒ диалог оставляет время подумать, найти необходимые ссылки, цитаты. Я задавал ему наводящие вопросы на различные темы – о понимании Бога и религии, человеческой свободе, связью с Богом… Вопросы, в ответах на которые не сомневаюсь сам, но для друга они не столь безоблачны, хоть он и может полагать обратное. Главной моей целью было помочь ему задуматься, посеяв сомнения в некоторых его утверждениях – точнее, утверждениях этой секты, которые он с довольным видом повторяет.

К сожалению, с первого раза не получилось. Судя по всему, не хватило знаний о своей Вере, а также молитвы за этого человека. Но не ошибки ли помогают нам делать выводы и двигаться вперёд?

Иван Зорин

Источник: православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»

Комментировать