- Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?
- Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?
- Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?
- Как согласуется идея всепрощения Божьего с христианским прощением и непротивлением злу силой?
Всепроще́ние –
1) форма проявления Божественного милосердия, ниспосылаемого в мир;
2) дар Божий; освобождение человека от власти греха, оправдание его перед судом Божественной Правды.
3) высшая степень милосердия, проявляемого человеком в отношении недоброжелателей, обидчиков.
Если Бог желает всем людям спасения и готов к всепрощению, то не значит ли это, что все унаследуют Царство Небесное?
Бог, будучи Сам в Себе бесконечной Любовью и всесовершенным Добром, желает спасения каждому человеку.
Сын Божий незадолго до Крестных Страданий и смерти возвестил, что когда вознесен будет от земли, привлечет к Себе всех (Ин.12:32), вне зависимости от гражданства, национальности, пола, возраста, уровня образованности, социального положения.
Но значит ли это, что все вообще люди получат прощение?
Конечно же, нет. На данный счёт Мессия высказался ясно и определенно: нераскаянные беззаконники будут отделены от праведников (Мф.25:32) и пойдут в муку вечную (Мф.25:46).
Но можно ли считать Господа всепрощающим, если известно, что спасутся не все?
И можно, и нужно. Всепрощение Божье нельзя интерпретировать как акт внешнего, безусловного юридического избавления всех грешников от ответственности за грехи. Подобное всепрощение, если бы оно и действительно состоялось, было бы сродни всепопустительству. Ведь при таком положении вещей многие люди, вместо борьбы со своими страстями, напротив, скорее стали бы отваживаться на грех.
Благой и Премудрый Господь готов простить всякого грешника, но не безусловно, а через очищение, освящение, освобождение его от власти греха. Для этого Он основал Свою Церковь, призвал в неё все народы, вручил ей необходимые благодатные средства и непрестанно печётся о ней (Мф.28:19-20).
Итак, Бог хотя и желает всем людям спастись, однако не навязывает спасения силой, вопреки личным намерениям и стремлениям людей. Он ждёт от нас добродетельной жизни. Добродетельность же есть свободное и осознанное, а не принудительное делание добра.
Все те, кто действительно ищут прощения, имеют, по милосердию Божьему, основания и возможности возродиться новым (духовным) рождением в вечную блаженную жизнь, оставить беззаконие и обратиться к Добру.
В этом отношении Христос достаточно чётко провозгласил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
Стало быть, не спасется тот, кто не хочет слушаться Бога, отказываться от греха, бороться с пороками, преображать свою жизнь. Грозное определение Страшного Суда явится для такого человека не результатом недостаточности высшего Божественного милосердия, а результатом его собственного душевного расположения (см. подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
Не означает ли призыв к всепрощению (в том числе к прощению врагов) запрет на борьбу с врагом?
Пример милосердия по отношению к враждующим людям не раз являл Сам Господь. Во времена Ветхого Завета Он неоднократно призывал иудеев, отступивших от веры и впавших в злостное идолопоклонство, к покаянию. При этом Бог обещал омыть и очистить их от скверны даже самых страшных, заскорузлых грехов (Ис.1:18).
Во времена Нового Завета Воплотившийся Сын Божий также призывал Своих учеников и последователей к прощению обидчиков. Искупление, совершенное Им через Крестные страдания и смерть, распространялось, в том числе, и на Его врагов (Ин.12:32).
Между тем, как в дохристианские, так и в Новозаветные времена, прощение Богом врагов было связано со стремлением обратить их от беззакония к праведности, от темного, погибельного пути к светлому, спасительному: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3).
В случае упорного нежелания грешников обращаться от зла к добру, Бог грозил им суровыми карами.
Подражая Спасителю, Церковь всегда изъявляла готовность проявлять милосердие к врагам: как раньше, так и теперь двери Церкви открыты для всех.
Любой хулитель Христа, враг и гонитель веры имеет возможность быть принятым в её спасительное лоно. В этом проявляется всепрощение по отношению к врагам. Однако, сказанное не означает, будто Церковь должна спокойно взирать на тех своих врагов, которые не желают отбросить грехи и приобщиться к Добру.
Так, на протяжении всей своей истории Церковь боролась с еретиками и раскольниками. Правда, в этой борьбе главным средством служило не воинское облачение и оружие, а проникновенное слово.
Но известны и другие примеры, когда Церковь, в лице своих пастырей, благословляла христиан на кровопролитную воинскую брань. Так было перед Куликовской битвой, так было во время нашествия Наполеона.
Брань с врагом, в том числе не на жизнь, а на смерть, не противоречит Божественному призыву к милосердию и всепрощению: христианское милосердие не должно способствовать торжеству зла.
Сам Господь Саваоф, желая избавить сынов Израиля от напастей, делал это не безусловно, но ставя каждого перед нравственным выбором: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19).
Как согласуется идея всепрощения Божьего с христианским прощением и непротивлением злу силой?
Идея о всепрощении Божьем сопряжена с учением о таких Божественных свойствах как Любовь, Благость, Милосердие. В отношении к людям эти свойства обнаруживаются в том, что Бог всем без исключения желает только добра, готов изливать столько благости, сколько люди способны воспринять по свой сущности и духовно-нравственному состоянию.
Иногда идея о всепрощении интерпретируется и раскрывается в том смысле, что все люди, уверовавшие во Христа как в Бога и Спасителя, будут автоматически спасены. Иногда она рассматривается под более широким углом: все люди вообще рано или поздно наследуют Рай, вне зависимости от праведности или греховности. Согласно этой версии, мучения грешников после Страшного Суда будут носить временный характер; тяжесть и продолжительность мучений будет соответствовать уровню их греховности. На сегодняшний день такая эсхатологическая позиция отстаивается, главным образом, представителями ряда инославных общин, а также отдельными авторами, отождествляющими себя с Православием.
Однако, такая точка зрения не поддерживалась святыми отцами (за крайне редким исключением) и никогда не звучала от лица Вселенской Церкви. Всепрощение Божье нельзя отождествлять с попустительством. Бог Милостив, но это не значит, что Он никого никогда не наказывает. Другое дело, что Его наказание всегда бывает связано с Любовью, Премудростью, Благостью, Милосердием, всегда направлено к пользе наказуемого.
Призывая Своих учеников к прощению обидчиков, Господь, вместе с тем, учил их готовности терпеть и переносить оскорбления и обиды. В этом контексте становятся понятны слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Именно так поступали Христа ради юродивые, блаженные, гонимые святые, страдальцы, бессребреники, мученики за веру.
Разумеется, озвучивая такую возвышенную заповедь, Бог не имел в виду, что она должна исполняться верующими с безусловностью; что христиане, вне зависимости от текущих обстоятельств, должны равнодушно и сверхтерпеливо взирать на всё, что ни совершают по отношению к ним или их ближним злодеи и нечестивцы, что они совершенно не вправе одергивать их, противодействовать их преступным порывам при помощи личных усилий или же сил общественного правопорядка, вооруженных сил.
Бог учил через апостолов: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Повторим ещё раз: если покается, прости. Сам Христос показал нам пример благочестивого противления силой, сделав бич из веревок и изгнав нечестивцев из Храма (при этом опрокинув столы меновщиков и рассыпав их деньги) (Мф.2:15).
На протяжении своей длительной истории Церковь не раз призывала, воодушевляла и благословляла христиан на вооруженную борьбу. Множество сберегаемых в народной памяти имен защитников веры и (или) Отечества принадлежит прославленным Богом святым.
Литература по теме
- Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение архиеп. Аверкий (Таушев)
- Христианское отношение к власти и насилию прот. Валентин Свенцицкий
- Христианство и войны
Комментировать