Врач -
1) в строгом богословском употреблении — Бог;
2) в широком, обыденном смысле — человек, занимающийся лечебной деятельностью — лекарь;
3) в переносном значении — человек, оказывающий духовную и/или психологическую помощь ближнему.
Во времена Ветхого Завета Бог Сам открыл для Израиля эту сторону Промысла: «Я Господь, целитель твой» (Исх.15:26). Суть данного изречения заключалась в том, что поскольку жизнь всех людей — в деснице Божьей, постольку и здоровье каждого человека зависит от Божьего произволения.
Например, Царь Охозия, занедужив, предпочел вопросить о выздоровлении не Бога, а Веельзевула, и умер (4Цар.1:2,17). Та же участь постигла и Асу: «он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими» (2Пар.16:12-13).
Разумеется, все вышесказанное не означает бессмысленность медицины, равно как и утверждение о том, что Бог дает пищу боящимся Его (Пс.110:5), не означает бессмысленность кулинарного искусства. Что касается врачебной деятельности как таковой, Священное Писание нигде не отзывается о ней негативно, не запрещает её, лишь бы только она не отталкивала человека от Вседержителя, не противоречила Божьим благословениям и судам.
Врач, как и человек любой другой законной профессии, может служить орудием Провидения Божия. Однако Бог может даровать исцеление, не прибегая к посредничеству лекарей.
Так, Иов, доверившись Богу, а не «бесполезным врачам» (Иов.13:4), сделал правильный выбор: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42:12).
Царь Езекия, заболев и приблизившись к смертной черте, обратился с молитвой ко Господу, и был исцелен (4Цар.20:1-5). Напоминанием Езекии о том, что его выздоровление произошло не случайно, служило предварительно явленное через Исаю знамение: «И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней» (4Цар.20:11).
В пользу положительного отношения Бога к целительской деятельности свидетельствует тот факт, что Сам Господь Иисус Христос исцелял многие болезни, в том числе в дни субботнего покоя, чем вызывал неприкрытую ярость у иудейских начальников. В Новом Завете обозначение «Врач» в первую очередь прилагается именно ко Христу: «Он сказал..: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя» (Лк.4:23).
Правда, в отношении Мессии понятие «Врач» подразумевает и более глубокое осмысление: освобождение человека от скверны греха: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12).
В таком осознании и само слово «Спасение» требует интерпретации: «исцеление»: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны”» (Ос.6:1); «ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).
Из молитв утренних: Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти.
Цитаты о врачах
«Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит; в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет».
святитель Тихон Задонский
«Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни».
Сир.38:1–2,4:6–10,12–14
Литература по теме
- Врач Библейская энциклопедия Брокгауза
- Врач Библейский словарь Нюстрема
- Врачевание, врач архим. Никифор (Бажанов)
Комментировать