Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Врач

Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (4Цар. 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2Пар. 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны ⇒ исцеление от болезней и ⇒ воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Быт. 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии. То, что их услуги оплачивались, следует из Исх. 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иов доверял Богу больше, чем «бесполезным врачам», как он называет своих друзей (Иов. 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Ис. 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления «дщери народа», т.е. Иудеи (Иер. 8:22).

Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (Мк. 5:26; Лк. 8:43). Иисус приводит поговорку о В., который должен исцелить самого себя (Лк. 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (Мф. 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, – В. по профессии (Кол. 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и ⇒ «составляющие масти» (мази), которые нередко заменяли В.

Несмотря на то, что в Библии говорится о некоторых ⇒ болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Ис. 1:6; Ис. 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции – вино (Лк. 10:34). К этому прибавлялось лечение мазями и бальзамом (Иер. 8:22; Иер. 46:11; Иер. 51:8); упоминается и глазная мазь (Откр. 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Иез. 30:21), которая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Ис. 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), которые должны были помогать от бесплодия (Быт. 30:14); листья в качестве лекарства названы в Иез. 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1Тим. 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (Мк. 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1Цар. 16:16), а в Притч. 16:24 говорится о «приятной речи», которая «сладка для души и целебна для костей». Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Дан. 4:12.20; Мк. 5:3; Лк. 8:29).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle