Ветхий человек

Литература по теме

Ве́тхий челове́к

1) распространенное в православной аскетической литературе выражение, обозначающее совокупность греховных задатков и наклонностей, обусловленных порчей человеческого естества, индивидуальной и общей греховностью людей, что является одним из следствий грехопадения прародителей;
2) человек, живущий не по нормам христианства, уподобляющийся в нравственном отношении ветхозаветным грешникам.

ot 003 adam and eve are driven out of eden scaled – Ветхий человек
Изгнание Адама и Евы из Эдема”. Г. Доре.

Понятие «ветхий человек» указывает также и на извращенное (нижеестественное, противоестественное) состояние человека, то есть состояние человека, следующего греховным страстям, в противоположность новому человеку.

«Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек» (св. Феофан Затворник). «Ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища» (св. Макарий Египетский).

Употребляя словосочетание «ветхий человек», мы указываем, прежде всего, на испорченную грехом человеческую волю. «Человек один, – учит свт. Феофан Затворник, – но то он живет в самоугодии и страстях, то он посвящает себя Богу и всем Богу угождать ревнует. В первом случае он ветхий, во втором – новый человек». По слову блж. Феофилакта Болгарского, ветхий человек не есть человеческое естество само по себе, но страстное расположение человеческой души, ее порочность: «Ветхий наш человек не естество, а лукавое расположение духа». Ветхий человек называется человеком, поскольку греховные навыки настолько срослись с человеческой душой, что стали как бы ее второй природой. Ветхий человек именуется ветхим, поскольку его основное свойство – тление, так как себялюбивая жизнь в страстях, по слову свт. Феофана Затворника, разлагает, истощает и растлевает человеческое естество, ведет к неправильному функционированию и расстройству его сил.

«Ветхий человек то же самое, что устаревшая во грехах жизнь наша, – говорит св. Фотий. – Человеком же апостол называет ее, показывая, что этим обозначается многовековой и неразделимый с человеком навык греховный. Прежде пришествия Господня и устроения нашего в Нем спасения люди так были поглощены грехом, что, по тогдашним порядкам, без любосластной жизни и непотребных дел, и человек не считался человеком. Эту-то жизнь ради того, что соединились с нею, срастворялись и сращенной с собой имели, называет апостол человеком, как такую, которую мы любили как себя, или даже более чем себя».

Понятие ветхого человека было развито апостолом Павлом, призывающим христиан совлечься ветхого человека с его страстными греховными делами (Кол.3:9), «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф.4:22).

Следуя апостолу, ветхий человек имеет особое греховное тело, которое не подобно телу физическому. Греховное тело ветхого человека состоит из греховных членов, под которыми надо понимать греховные страстные навыки. С этими навыками предстоит борьба христианскому подвижнику, желающему облечься в нового человека.

Цитаты о ветхом человеке

«Как от pодителей больных pождаются больные дети, так и от согpешившего и затемнившего в себе образ Божий Адама pождаются и все дети со склонностью ко всякому греху. Это есть состояние ветхого человека. Hеверующий в Бога человек – это и есть ветхий, естественный человек. А верующий в Бога – христианин, есть новый человек, возpожденный. Каким же образом? – Через таинство крещения в Православной Церкви ветхий, естественный человек возpождается в новое создание Божие, не в том смысле, конечно, что ему дается новый образ Божий, а в том, что естественный, полученный от pодителей образ Божий, благодатию крещения пpосветляется, очищается, делается чистым отобpажением Божиим в знак чего на кpещенного возлагается чистая одежда с знамением креста».
сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka