Успенский пост

Литература по теме

1427 августа

Успе́нский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно). Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы, которым и заканчивается 28 августа.

uspenskij post – Успенский пост

Общая характеристика

Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту. Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» (Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания).

«Спасы»

На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенский пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь.

К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

На Преображение в 48 главе Типикона есть такое указание: «Необходимо знать, что мы имеем предание от святых отцов есть виноградные гроздья, там, где они растут, начиная со спасительного праздника Преображения, приняв благословение от иерея. А если кто из монахов съест виноград до этого праздника, то в наказание да не будет есть грозди в течение всего августа, потому что презрел заповеданный отцами устав. Пусть и другие монахи от этого научатся повиноваться уставу святых отцов. То же касается и смокв и прочих овощей (и фруктов) по мере их созревания». По аналогии с «плодом лозным» на Руси стали приносить для благословения начатков яблоки – самый доступный и созревший к 19 августа плод.

29 августа совершается воспоминание перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Существует традиция приносить в этот день для благословения начатки урожая орехов.

azsaints 137 dlja sajta – Успенский пост

Происхождение Успенского поста

Указания на Успенский пост встречаются в источниках IX в., а что касается, собственно, Типиконов, впервые указание на Успенский пост обнаруживаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Константинопольский собор 1166 г. окончательно утвердил двухнедельный срок поста перед праздником Успения. Сам праздник Успения, как и большинство Богородичных праздников, основываются на Предании, поскольку в Евангелии нет ни слова об Успении Божией Матери. Есть мнение, что самый ранний известный текст об этом событии называется «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы». Датирован он V в. Автор подписался именем известного святого, чтобы придать значимость своему тексту в эпоху начала культа Пресвятой Богородицы. Предполагают, что этот текст послужил основой для богослужебных текстов праздника, составленных Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским, а также лёг в основу некоторых иконографий Пресвятой Богородицы (Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы). Однако, согласно другой версии, праздник установлен с древних времен, а дошедшие до нас упоминания о нем относятся к IV в.

Особенности богослужения

В будние дни многодневных постов, в число которых входит и Успенский пост, уставом (Типикон, гл. 9) предписывается совершение аллилуйных служб. На утрени вместо «Бог Господь» в дни, когда по месяцеслову положена служба «без знака», поётся «Аллилуйя» со стихами из Псалтири. Читается молитва Ефрема Сирина, что роднит такие богослужения с великопостными. Также при совершении аллилуйных служб устав не предусматривает совершения Божественной Литургии. В современной приходской практике редко где можно встретить совершение аллилуйных служб Успенским постом, несмотря на то, что священноначалие высказывало пожелание возродить на приходе этот древний обычай (Богослужебные указания за 8 июня 2015 года). В том числе, речь об этом шла на Поместном Собора 1917/1918 гг. в Москве.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka