Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлое воскресение мы беседовали о самом плохом жителе города Иерихон, о Закхее и вы помните, чем закончилась эта история. Сегодня мы будем беседовать о самом хорошем прихожанине и самом плохом прихожанине Иерусалимского храма. Евангелие от Луки 18 гл., 9 ст. и ниже. «Сказал, также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу».
Итак, притча о мытаре и фарисее. Она была рассказана для тех людей, которые считали себя праведными, а вот то, что они уничижали других, это и проистекало из того, что они считали себя праведными, то есть, они считали себя лучше других людей, они считали себя лучшими людьми и таким образом согрешали перед Богом. Пророк Исаия пишет о таких людях: ваша праведность, как запачканная одежда. И вот эта притча: два человека вошли в храм помолиться. Ну, мы знаем, что те, кто ходят в храм помолиться, это прихожане. Прихожане бывают разные — молодые, старые, пожилые, совсем юные, дети, мужчины и женщины. А здесь вошли два: один из которых был самый образцовый прихожанин, а другой самый плохой. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Но мы знаем с вами, кто такие мытари: Закхей был мытарь, это коллаборационисты, предатели собственного народа, враги Божией веры. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Это образцовый прихожанин. Удивительно благочестивый человек. Настоящий церковный человек. Постится два раза в неделю, из всего, что приобретает десятую часть отдает в Дом Божий! Многие приходы хотели бы иметь побольше таких прихожан : удобных в общении, дисциплинированных, не создающих никаких скандальных проблем. Люди с большой буквы. религиозный истеблишмент. А кто там еще пришел? Мытарь же, стояв вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но ударяя себя в грудь говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешному.
Я уже объяснял, кто такие мытари, мы видим, что этот человек понимает, что он не такой как фарисей, стоящий по среди храма. Он в отличии от фарисея стоит далеко от алтаря, от святая святых, поближе к выходу, там . где был предел Соломонов, куда язычников пускали. Он умоляет Бога: «Боже! Будь милостив ко мне грешному». Он не считает себя праведным, он не может поблагодарить Бога за то, что он, например, не вор, он не может поблагодарить Бога за то, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей. У него много проблем у этого мытаря, он может только надеется на Божие прощение. Казалось бы все ясно. Господь, если Он будет судить по делам, то, конечно, правы фарисеи, книжники, саддукеи по внешним делам, по показным делам, то, что называется витрина, за которой ничего не видно. Далее Господь говорит: Сказываю вам, что сей, т.е., мытарь, плохой прихожанин, пошел оправданный в дом свой более, нежели тот. А почему? Разве это справедливо? Фарисей жертвует на храм, фарисей он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, не какой-нибудь там предатель. А почему так? Пошел оправданным тот, который точно был плохим верующим, точно был нарушителем закона, сам это осознавал.
Чтобы нам ответить на этот вопрос, коснемся темы, которой я очень часто касаюсь. Нам всем необходимо проводить ревизию своих добрых дел. И если мы хотя бы однажды в жизни проведем ревизию своих добрых дел, мы увидим порочность наших добрых дел. Святые отцы обращали на это внимание. Ведь человек, когда он идет на исповедь, он думает о своих грехах. Но почему он не думает о добрых делах, в которых и скрываются причины многих грехов. Смотрите! Благоразумный разбойник помолился на кресте и был спасен. Мы молимся утром и вечером, в течении многих лет, к спасению еще не приблизились. Но молитва — это доброе дело. Мария Египетская исповедалась и причастилась один раз и ей хватило на сорок лет. Мы исповедуемся раз в неделю, иногда два раза в неделю, причащаемся достаточно часто. Причастие — это доброе дело. Этот мытарь пришел в храм, наверняка он редко ходил в храм, такой неорганизованный человек, но Бог принял его молитву. Ревизия добрых дел совершенно необходима. Да, молитва доброе дело, но если бы мы молились бы, как благоразумный разбойник, тогда это было бы спасительное дело. Да, исповедь и причастие это великое дело, но если бы мы исповедовались и причащались как Мария Египетская, и можно найти тысячи примеров из жития святых отцов, когда Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Ведь эта притча рассказана для тех, кто был уверен, что они праведные. И с пренебрежением, с брезгливостью смотрели на остальных людей. Подлинная праведность, как учит блаженный Иероним: мы становимся праведными только тогда, когда исповедуем, что мы грешники и только тогда, когда спасение свое ищем не в своих делах, поступках или заслугах, но только в милосердие Христовом! Фарисей пришел со своей праведностью, с человеческою праведностью и не получил оправдание Божие. Мытарь считает себя грешником. Мытарь смиряется, не превозносится и Бог отпускает грехи этого человека.
Может быть эта история вообще связана с древними евреями и к нам не имеет никакого отношения? Вы знаете, даже поверхностный анализ этой истории показывает, что она обращена к христианам, причем БУДУЩЕГО, то есть, когда она произносилась, она была обращена к христианам будущего. Откуда мы это видим? Фарисей постится два раза в неделю. Евреи не постятся два раза в неделю. У них строгий пост один раз в году, Йом-Киппур — судный день, мусульмане не постятся два раза в неделю. Единственная религия, где постятся два раза в неделю — это христианская религия! И Христос знает, что Матфей запишет эту притчу, произнес ее так, как произнес. Это не для того, чтобы обличить древних лицемеров, это для того, чтобы дух смирения проник внутрь нас. Да, ты не грабитель, но почему? Потому, что свет Евангелия наставил тебя. Да, ты не прелюбодей. Почему? Господь дал тебе силы справится с этой проблемой. Да, ты не обидчик. Почему? Потому, что ты смирился и решил — лучше быть обидимым, чем обижать других.
Поистине, если что-то мы имеем доброго, мы это имеем от Бога. Как апостол Павел пишет: что ты имеешь такого, чего бы ты не получил? Фарисей этого не осознает. Он видит причины праведности самого себя. И источник праведности его — сердце. А Господь Иисус Христос говорит: из сердца исходит блуд, нечистота, грабеж, коварство, злодейство. Только Бог властной силой своею может совершить освящение человека, изменение человека, но это начинается с самоуничижения человека. И если мы не переживаем самоуничижения, то не происходит преображения в нашей жизни. А зачем помогать человеку, который считает что он самодостаточный? Христос пришел спасать НЕЧЕСТИВЫХ. Он пришел спасать ГРЕШНЫХ. И осознавая это, переступая церковный порог, со страхом Божиим и верою, мы проявим смирение этого человека, мытаря, этого «плохого прихожанина » и не будем подражать «хорошему» прихожанину, фарисею, который видел источником добродетелей, благости и праведности самого себя.
Оканчивая эту проповедь, я опять напоминаю вам слова апостола Павла: что ты такое имеешь, чего бы ты не получил? И вспоминаю слова Христа Спасителя, который говорил: без Меня не можете делать ничего! И последнее, вспомните, те из вас, которые молятся по канонику, в конце молитв вечерних сказано: все, что ты сделал доброго в течении дня — припиши Богу, а все, что ты сделал плохого — припиши себе. И так, поистине, Бог гордым противится, смиренным дает благодать.
Спаси Христос!
Комментировать