Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие за Божественной литургией, Евангелие от Матфея девятнадцатая глава, с шестнадцатого стиха и ниже. Здесь мы находим следующее повествование: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В этом вопросе богатого юноши мы видим две ошибки: он обращается к Иисусу Христу как к человеку, называя Его Учителем, то есть равви по-еврейски, и в то же время называет Его благим. А, как известно, абсолютно благ — это только Господь Бог. С другой стороны, он задает неправильный вопрос, в котором содержится ошибка всей ветхозаветной церкви: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Сама постановка вопроса крайне неверная.
А действительно, что может сделать человек, чтобы наследовать жизнь вечную? Ничего. Если все сто лет нашей жизни мы будем творить только Богоугодные дела, мы можем заслужить сто лет в раю, не больше, не меньше. Справедливо: сто лет жил праведно — за это сто лет в раю. А тут же речь идёт о вечности: «что мне сделать доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?» Добротолюбие начинается с того, что там говорится, что невозможно путем временной жизни приобрести жизнь вечную. Невозможно с помощью жизни на земле приобрести жизнь на небесах. Ценою тленной жизни приобрести жизнь нетленную. Это просто несоизмеримые вещи. То, что мы можем сделать — и вечная блаженная жизнь. Просто-напросто несоизмеримые вещи.
Что же Господь ответит этому человеку? Господь говорит ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Здесь Христос как бы говорит: ты назвал меня благим, назови и Господом, почему ты говоришь: «Учитель благий»?
Далее, отвечая на вторую часть вопроса, Христос говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Этими словами Христос как бы говорит: «с твоей стороны требуется послушание Моему закону, а спасение всецело в Моей власти». Как апостолы спрашивали Иисуса Христа: «кто может спастись?» Христос им ответил: «человекам это невозможно». Но тут же добавил: «но не Богу, ибо Богу всё возможно». То есть, мы исполняем закон Божий не потому, что через это мы можем заслужить жизнь вечную, ибо ценой временной жизни нельзя заслужить жизнь вечную, но этим самым мы проявляем любовь по отношению к Богу.
«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Юноша говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей: чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».
Вот здесь мы видим диалог между Христом и этим богатым юношей, между Христом и Его учениками. В понимании иудеев богатый — это благочестивый человек. И, когда они узнали из диалога Христа с богатым юношей, что для этого юноши совершенство недоступно, то они озадачили себя вопросом: «так кто же может спастись, если не богатый?» И тогда они спрашивают Христа: «кто же может спастись, если богатый не может спастись?» Христос говорит: «человекам это невозможно».
Таким образом Христос научает нас, что там, где мы можем исполнять Закон Божий, мы должны его исполнять. Но спасение всецело проистекает только от Бога. Иными словами, своим стремлением исполнить Закон, мы проявляем любовь к Богу и покоряемся Его Божественной воле, но только во власти Создателя обеспечить нам спасение или отвергнуть нас от спасения. Православным христианином можно считать только такого человека, который осознает своё несовершенство и не похваляется так, как похвалялся этот юноша словами: «я всё от юности исполнил».
Был другой юноша, по имени Савл, которому тоже казалось, что всё исполнил в Законе Бога. Но, когда Савл стал христианином с именем Павел, позже он записал сам о себе: «я, по закону непорочный, ища оправдание во Христе, оказался грешником». Почему Павел так записал? Он мог не убивать, но он, как мы знаем из книги Деяния Апостолов, одобрял побиение камнями архидиакона Стефана. Он мог не прелюбодействовать, но он мог смотреть с вожделением. Он мог не воровать, но он мог завидовать. И, хотя с точки зрения иудейской нравственности и морали он не убийца, он не прелюбодей, он не вор, но во свете Евангельского учения, всякий, кто гневается на брата своего напрасно, уже человекоубийца, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своём. Таким образом, во свете Евангельского Откровения, вся вселенная становится виновной перед Богом. И вот это осознание своей вины, которую мы не можем никак компенсировать, подталкивает человека в объятие прощающей благодати в струях крови Сына Божия.
И апостол Павел, и другие апостолы понимали, что Закон Божий — это зеркало, которое показывает нам наше реальное состояние. И тот юноша, который говорил, что он всё исполнил, это была его фантазия, некая такая галлюцинация, гордая и надменная: внешне он как бы исполнил, а внутренне он мало чем отличался от остальных людей. Таким образом, как я часто говорю, все мы хорошо законспирированные грешники, но в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. И, когда мы с некой своей претензией приходим к Богу и говорим: «мы всё исполнили», нам надо вспомнить слова апостола Павла, который сказал: «я, по закону непорочный, ища оправдание во Христе оказался грешником». Путь к Богу начинается с осознания своей греховности, и не приходит к Богу тот, кто не считает себя грешником. И Господь наш Иисус Христос, как сказано в Послании к Римлянам, умер за нечестивых. И, далее сказано: едва ли кто умрёт за праведника. А зачем умирать за праведника? Зачем? Это не нужно, это бессмысленно. Поэтому Христос и говорил: «Я пришел спасать не праведных, а грешных».
Трагедия этого юноши заключалась в том, что он не видел своего реального состояния. Ему казалось, он неплохой человек, но, когда Христос задал ему вопрос: «а готов ли ты, неплохой человек, готов ли ты, хороший человек, раздать всё, что имеешь и идти за мной?» И вот здесь, на поверку, оказалось, что он не способен избавится от той зависимости материальных благ, которые тяготели над ним. А он — молодой человек, только в начале жизненного пути, и уже раб вещей, раб греховных вожделений.
Таким образом, братья и сестры, сегодняшнее Евангельское чтение о богатом юноше научает нас не быть слишком самоуверенными, проявлять критичность по отношению к себе и не иметь двоедушие, которое имел этот юноша, который хитрил, называя Господа то учителем, то благим, то Богом, то человеком, не решаясь открыто засвидетельствовать о Христе, что он истинно Господь и Жизнь вечная. Пусть этот нравственный урок вдохновит нас не быть поспешными по отношению к собственной самоуверенности, всегда ставить под сомнение свою, так называемую, праведность и всецело уповать на спасение, которое подаётся нам в струях крови Сына Божия. Как блаженный Иероним учил: «мы становимся праведными тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и когда дело своего спасения всецело возлагаем не на свои дела или поступки, но только на милосердие Божие».
Спаси вас Христос!
Комментировать