<span class=bg_bpub_book_author>архиепископ Елпидифор (Бенедиктов)</span> <br>Поучение в Неделю святых жен-мироносиц

архиепископ Елпидифор (Бенедиктов)
Поучение в Неделю святых жен-мироносиц


За торжественным празднованием во славу воскресшего Господа Иисуса Христа святая Церковь непосредственно совершает ныне празднество в честь святых жен-мироносиц. Почему? Потому, конечно, что они первыя прияли от Ангела радостную весть о воскресении Господа, первыя сподобились узреть Воскресшего, и первыя явились провозвестницами воскресения Христова самим Апостолам. Но что было причиною, что Господь святых жен-мироносиц сподобил первых быть причастницами радости своего воскресения? Нет сомнения, что причина сему заключается в душах и сердцах святых жен, в их жизни и делах и особенном отношении к Господу Иисусу. Не будем раскрывать всей их жизни и всех деяний, о коих говорят священное Писание и церковное предание: обратим только внимание на тот их поступок, который чтенное ныне Евангелие представляет взорам нашим и по которому оне получили имя Мироносиц. И этот один поступок составляет величайшую их славу, и для нас представляет много поучительнаго и назидательнаго.

Иисус Христос, котораго святыя жены сопровождали в странствованиях Его по земле иудейской, от Котораго, как ученицы, поучались истинам спасения, и которому служили от имений своих, вземлется от среды живых, по приговору ослепленных завистию и злобою первосвященников и старейшин народа иудейскаго осуждается на смерть, пригвождается ко кресту, и наконец полагается во гроб. При этом все, даже приближеннейшие Его ученики, разсееваются, как овцы, неимущия пастыря, забывая божественнаго своего Учителя и заботясь о своей только безопасности. Что же среди такого страха и смятения — что делают святыя жены-мироносицы? Оне приготовляют драгоценныя ароматы и миро и идут ко гробу — воздать последний долг свой умершему Учителю, помазать Его тело. Масти — драгоценныя; но святыя жены не жалеют издержек на приобретение их. Не страшит святых мироносиц еще не разсеявшийся мрак нощный, среди котораго оне предпринимают путь свой ко гробу; не ужасает их стража воинская, которою окружен был гроб. не удерживает их злоба и угроза врагов Господа Иисуса, еще при жизни Его заповедавших, чтобы отлучаем был от сонмища всякой, кто только осмелится явно обнаружить свою к Нему приверженность (Ин.9:22). Что же слабых жен делает столько мужественными и безстрашными? Что так неудержимо влечет их ко гробу Умершаго? Не есть ли это любовь пламеннейшая и чистейшая, крепкая яко смерть (Песн.8:6), которой, по слову Апостола, ничто не может погасить, ни скорбь и теснота, ни смерть, ни живот, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая (Рим.8:35, 38, 39)? Умер возлюбленный Учитель; но Он жив в любящих сердцах их. И чего бы они не принесли Ему, чем бы не пожертвовали? Но Умершему ничего более уже не нужно, как только миро и ароматы: и святыя жены приносят Ему эту последнюю и единственную в настоящем случае жертву любви и усердия. За таковую-то неизменную и живейшую любовь и преданность жен-мироносиц Господь и удостоил их первых явлением Своим по воскресении, первых восприял в радость Своего воскресения, и Церковь прославляет их, как избраннейших из жен, и представляет в пример для подражания не женам только, но и мужам всем.

И как нам, братие, подобно святым Мироносицам, не любить Господа нашего Иисуса Христа всем существом нашим, всею крепостию души и сердца нашего? Как не искать Его всеми помышлениями на всех путях наших. Как не устремляться к Нему всеми желаниями и чувствованиями нашими? Он на небе; но всегда и с нами, благотворя нам, подая дожди с небссе и времена плодоносна (Деян.14:17). Он столько возлюбил нас, что предал себя на смерть за грехи наши, чтобы даровать нам жизнь вечную. Он выну ходатайствует о нас пред Богом Отцем своим, подает Духа Святаго всеосвящающаго и вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2Пет.1:3), чтобы всех нас привести в наследие уготованнаго Им для нас Царствия небеснаго. И что еще? Он, всеблагий и всещедрый, в святейшем таинстве Евхаристии подает нам в пищу и питие самое честное тело и самую честную кровь Свою, да, приобщаясь безсмертной сей трапезы, причастимся блаженнаго купно с Ним безсмертия. После всего этого, что соделал и делает для нас, ради нашего спасения, дражайший и сладчайший нам Спаситель, — что есть у нас, чем бы мы не должны послужить, чего не могли бы мы принести Ему? Не принесем ли Ему в жертву и души и тела наши? Не предадим ли Ему всецело самих себя и весь живот наш. Теперь Он — Господь наш уже не во гробе, а на престоле славы: не миро и ароматы, как погребенному, а живая любовь и дела, служащия к прославлению имени Его, яко живущаго во веки веков, суть жертва Ему от нас благоприятная. Благодать, милосердие, кротость, воздержание, терпение, смиренномудрие и все другия христианския добродетели, а в случающихся грехопадениях немедленное и искреннее раскаяние и исправление: — вот что мы должны, вместо мира и ароматов, приносить воскресшему Господу и Спасителю нашему, и мы наследуем блаженный жребий ублажаемых нами Мироносиц.

Святыя жены-мироносицы с миром и ароматами поспешили ко гробу Господа Иисуса, как повествуют Евангелисты, с самаго ранняго утра, когда мрак нощный еще не разсеялся, когда едва начинало только разсветать. Чему это научает нас. Тому, что мы жизнь свою и каждый день в жизни должны начинать делами веры и любви ко Господу. Пробуждаемся мы от сна нощнаго? Первая мысль, первое чувствование, первое слово, первый вздох наш должны обращаться и устремляться ко Господу Богу; в молитве должны мы возблагодарить Его всеблагаго, что Он сохранил нас здравыми и невредимыми в нощь прешедшую, и призвать Его благословение на день предстоящий: Его благословение благопоспешит нам во всех делах наших дневных. С другой стороны, самая жизнь наша должна начинаться и освящаться служением Богу. Едва только начинает разкрываться душа и смысл в детях. первыя понятия, какия хотят внушить им, должны быть понятия о Боге-Творце, Промыслителе и Спасителе нашем. С самых юных лет в душах и сердцах наших должна быть внедряема любовь ко Господу; с самых ранних дней должны мы напитываться духом веры и благочестия, упражняться в христианских добродетелях. Кто от юности своей сердцем познает и возлюбит Господа Бога и добродетель, тот и во всю жизнь свою надежнее соблюдет в себе этот верный залог всякаго блага временнаго и вечнаго, земнаго и небеснаго. Напротив, когда сердце изсохнет уже от зноя палящих страстей, заростет тернием различных порочных наклонностей и навыков. тогда, если и пожелаете, напрасно будете сеять в таком сердце семена веры и благочестия; они не произрастут и не принесут плода. А какая участь человека без веры и добродетели? Самая жалкая и горестная и во времени и в вечности! От юности убо да возлюбим Господа Бога и Спасителя нашего всем сердцемь своим. да служим Ему и словом и делом во вся дни живота нашего; да взыщем Его всего крепостию души и сердца на всех путях жизни нашей: и обрящем Его, яко не далече от единаго когождо нас суща.

Труден для нас этот подвиг. много препятствий для добродетели и внутрь и вне нас. Плоть наша со страстьми и похотьми весьма рано возстает на нас и густым мраком облегает дух наш, чтобы он не видел Солнца правды; мир с своими соблазнами и искушениями, с первых дней наших, повсюду разстилает сети, полагает камни претыкания, чтобы запинать нас на пути добродетели. Чтоже? При таких трудностях должны ли мы оставаться на распутиях мира и не стремиться ко Господу Богу, не идти к Нему путем веры и благочестия, уступая своим страстям, увлекаясь соблазнами, устрашаясь и избегая трудностей? Посмотрите еще на святых жен-мироносиц. И для них доступ ко Господу, лежавшему во гробе, много был затруднен и какбы загражден вовсе камнем велиим зело, и их это препятствие не мало смущало: однакож оне идут исполнить святое желание сердца своего. И чтоже? Приходят ко гробу, и — камень уже отвален от гроба: — Ангел отвратил то затруднение, котораго оне особенно страшились. Да не страшимся, братие, и мы никаких трудностей на пути добродетели. Имея в сердце твердую веру и живую любовь ко Господу, одушевимся только искреннейшим желанием и непреклонною решимостию благоугождать Господу и ходить по путям заповедей Его. Тогда и для нас все преграды на путях сих, все камни соблазна и претыкания будет отстранять Ангел наш Хранитель; и сам великаго совета Ангел — Господь наш будет вспомоществовать нам всесильною Своею благодатию, для которой нет ничего невозможнаго.

Святыя Мироносицы паче меры и чаяния своего были награждены от Господа за свою горячую любовь и усердие к Нему. Оне шли к умершему, а сретили Его уже воскресшим. шли со скорбию и слезами, а услышали от Него: радуйтеся. Да сретит и нас Господь таким же словом радости, когда и мы придем ко гробу своему и отсюда предстанем престолу славы Его. И Он непременно так встретит нас, если только мы, подобно Мироносицам, послужим Ему от дней своих первых до последних, пребудем тверды в любви к Нему и верны в исполнении Его заповедей. Аминь.

Источник: Поучение в неделю святых жен-мироносиц, Преосвященнейшаго Елпидифора, епископа Вятскаго и Слободскаго. // Христианское чтение, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: В Типографии Королева и Комп., 1855. — Часть I. — С. 252-258.

Комментировать