Во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится, и святым Ангелом питается, сущий святейший Храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго входом Ея (Стих. на Вел. вечер. служ. Введения).
Святая Церковь совершает ныне празднество Введения во храм Пресвятыя Богородицы, — когда Она с введением в храм земный в чистом, — приснодевственном духе Ея от Духа Святаго введена была в храм духовный, таинственный — уготовитися в храм Божественной чистоты и непорочности для воплощения Бога-Слова. Прилично нам воззреть оком благоговейнаго внимания на предшествовавшия и последовавшия обстоятельства введения Богоотроковицы, и на то, как она провождала время девственнаго воспитания в храме Господнем, последуя в сказании о введении благочестивому преданию святыя Церкви.
Часть 1-я. О введении Пречистыя Девы во Храм
Святые родители преблагословенвыя дщери, — Иоаким и Анна, когда просили Господа о разрешении неплодства их, то дали обет посвятить Господу имеющий произойти от них плод.
Посему когда Господь благословил разрешить неплодство их благословенным плодом, они, по трехлетнем возрасте богоизбранныя дщери, вознамерились исполнить обет свой — навсегда посвятить дщерь свою в дар Богу. Для сего, как поведает нам благочестивое предание, украсив трехлетнюю дщерь свою царским благолепием, созывают в Назарет, где имели жительство, лик целомудренных дев, лик священников и приближенных от рода своего, не богатаго по внешнему состоянию, но происходившаго, по ясному свидетельству Писания, или от царскаго дома Давидова, или от Архиерейскаго племени Ааронова. Уготовив все нужное сопутствие для препровождения дщери своей во Иерусалим, мирно совершают трехдневный путь от Назарета до Иерусалима.
Восприяв в предместии града потребное успокоение от пути, в следующий день в святолепном чине устрояют шествие по стогнам Иерусалима на Сионскую гору ко храму Господню. Непорочныя девы с возженными светильниками предшествовали преблагословенной Отроковице; святые родители, Иоаким и Анна, водя за руки дщерь свою, шествовали посреди; за ними следовали во множестве сопровождавшие их ближние и знаемые. Как восходящая заря, является на чистом небосклоне: так Богоотроковица, блистая ввутреннею Боголепною красотою, просиявшею и во внешнем Ея образе, являлась в шествии своем среди благолепнаго сопровождения.
Толико знаменательное шествие было предметом удивления для жителей не только дольнаго, но и горняго Иерусалима; святые Ангели удивлялись сему шествию, как воспевает св. Церковь: Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева входит во святая святых. По истинне удивлялись; ибо зрели в Богоотроковице Самим Богом избранный сосуд чистоты, уготовляемый для приятия тайны древних, великих советов Божиих.
Таково и долженствовало быть введение Богоотроковицы в храм Господень и по самому прообразованию во свидетельство истины исполнения. Ветхозаветный кивот, вмещавший в себе манну и жезл Ааронов прозябший и служивший прообразованием Богоневестныя Девы, был торжественно принесен на гору Сион во град Давидов пред лицем всего Израиля. Подобало и одушевленному Кивоту Божию, пред.збранному носить в себе небесную манну душ наших и произрастить спасительный жезл крепости нашей — Христа, подобало и Богоизбранной Отроковице в боголепной чести внити во храм Господень. Ветхозаветному Кивоту в веселии и ликовании предшествовал благочестивый царь Израильский, Богоотец Давид. А одушевленному Кивоту, — Пресвятой Деве благодатно предшествовал Царь царствующих, и Господь господствующих Духом Своим Святым, как святолепно воспевает ныне св. Церковь: во святых святая и непорочная Святым Духом вводится[1]. Шествие Кивота ветхозаветнаго совершаемо было при торжественном пении во органех, песнех мусикийских, псалтырех, в гуслех и кимвалех (1Пар.15:16). Достойно было воистину, дабы и шествие в храм Пресвятыя Девы было прославляемо радостным пением целомудренных дев и ублажаемо всеродным благословением и Ея святых, и всех благочестивых родителей, как и воспевает ныне св. Церковь: радуются Иоаким и Анна духом. и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его[2]. И как Богоотроковица, входя в храм Господень, вводила с собою в мир невидимую благодать Божию, то, при шествии Ея во храм, по истине в горних, премирных кругах св. Ангели воспевали небесные гимны в честь Ея, как и воспевает ныне св. Церковь: Дева, священное сокровище, вводится в дом Господень, благодать совводящи, Юже воспевают Ангели Божии.
Когда Богоотроковица с сопровождавшими Ее приблизилась к храму Господню: тогда в сретение Ея, как повествует Феофилакт, вышли из храма служившие в нем священники, и приветствовали Ее богодухновенными вещаниями. При чем оба родители в полной духовной радости вручали Богу, Богом дарованную им дщерь. Особенно святая Анна, как говорит св. Тарасий, приведши Богоотроковицу к преддверию храма, в восторге святаго веселия вещала к Ней: гряди, дщи, к Даровавшему мне Тебе! гряди Кивоте освящения, к благоутробному Владыке! гряди, Ковчеже Слова к храму Господню! Возглашала и к Захарии, как возвещает святый Герман. приими, о пророче! Богом дарованную мне Дщерь, и введ насади Ю в горе святыни!
Когда введена была Богоотроковица в самый храм, где, по числу псалмов степенных, устроены были пятьнадесять степеней для восхождения к святилищу, и праведные родители поставили трехлетнюю Дщерь свою на первую из степеней; тогда Она, быв движима Божественною силою, Сама о себе, яко на крылех востекла по степеням и стала на самой высшей. Все бывшие видя, с какою скоростию трехлетняя Отроковица востекла на горнюю высоту святилища, единомысленно возносились к благоговейному помышлению, что сия дивная Отроковица, силою обитающей в ней благодати, преестественным путем безпреткновенно востечет на высоту богоподобнаго, для обыкновенных людей недостижимаго совершенства. При сем особенно Боговидным оком взирал на Богоотроковицу великий Захария. По прозрению Духа Святаго, видя Божественное предназначение Ея, посему запечатлевая приведение Ея ко Господу, он вземши за пречистыя руце, по свидетельству св. Германа, так вещал Ей: гряди исполнение моего пророчества, — гряди совершение обетований Господних, — гряди печате и явление Его завета, — и вниди в радость Господа Твоего! Тако приведенная и тако восприятая, по тайному Божию строению, преблагословенная Отроковица введена была Захариею в самую внутреннюю Скинию, глаголемую Святая святых, находившуюся за второю завесою, где был Кивот завета со всех сторон окованный златом, приосеняемый разпростертыми крылами Херувимов славы; введена необычно, по Божественному предзнаменованию, яко нерукотворенная Святая святых, в нюже вниде воплощением великий Архиерей, прошедый небеса, да в человеческом естестве принесет самого Себя в жертву для очищения грехов всего мира. Там Богоотроковица, пришедши в возраст, ежедневно приносила молитвы свои Богу.
Часть 2-я. О пребывании Пресвятыя Девы во Храме
Праведные родители, посвятив Дщерь свою в храме Господнем в духовный храм и в благоприятный дар Господу, принесли в веселии благодарственныя жертвы и всесожжения, и приняв благословение от Первосвятителя и всего священнаго собора, возвратились в дом свой со всеми своими ближними, славя и благодаря Бога.
Преблагословенная Дева — со времени посвящения Ея Господу во храме — неисходно пребывала в особенном притворе храма, где, как во обители, пребывали девы, посвящавшия себя на служение Богу чистотою и непорочностию жизни. Во все знаменитыя празднества посещали Ее родители, а всего чаще посещала святая матерь Ея. Она сама желала научить дщерь свою слову Божию и богодухновенным Писаниям, и обучить потребным и приличным рукоделиям. каковое святое желание свое и самым делом исполнила. Юная дщерь ея, как свидетельствует св. Амвросий, с преспеянием возраста преуспевала в разумении священнаго писания, и искусный приобрела навык во всех честных, приличных рукоделиях, как то: в прядении волны, льна, в швении риз, особенно священных, относившихся к Богослужению. Посему и Божественному Сыну своему своими руками премудро устроила хитон, как о нем говорит св. Епифаний словами Писания, не швен, но свыше исткан, — весь сверху до низу тканный (Ин.19:23).
Впрочем важнейшую часть времени Пресвятая провождала во Святая святых. По преданию церковных учителей, Она воспитывалась при храме до дванадесятаго возраста жизни. И по свидетельству блаж. Иеронима, такой был обыкновенный порядок жизни Ея: Она пребывала во внутренности святилища с утра даже до третияго часа дни, от третияго часа возвращаясь в притвор дев, занималась приличными рукоделиями до часа девятаго; от девятаго опять возвращалась на молитву, и пребывала в молитве, в поучении слову Божию и богомыслии до того времени, пока являлся Ангел, приносивший Ей небесную пищу, которую Она вкушала для поддержания своих телесных сил. приносимую же Ей от общей трапезы в чувстве любви препровождала для раздаяния нищим и странным. Так пречистая, провождая жизнь девственную, трудолюбивую, богомысленную, ангелоподобную, уготовлялась к приятию Бога-Слова.
Достигши совершеннаго возраста, Она достигла и совершеннаго преспеяния в духовных подвигах, в посте и молитве, в бдении и самоотвержении, в безмолвии и смиренномудрии, в преданности и любви к Богу, — и чем далее восходила путем жизни своея, — тем обильнее разкрывались и в большей силе являлись в Ней дары Духа Святаго, как свидетельствует Георгий Никомидийский: день от дне растущей Ей леты, растяху в Ней и дары Духа Святаго, и пребываше со Ангелы. О святой жизни, каковую Богоотроковица провождала в храме Господнем, блаж. Иероним так вещает. «если бы кто спросил меня, говорит он, какова была жизнь Пречистыя Девы во храме Господнем, ответствовал бы я: Самому — то Богу известно, и неотступному Ея хранителю, Гавриилу Архангелу, часто приходившему к Ней с другими Ангелами, и духовно с Нею беседовавшему». Таким образом преблагословенная Дева молитвенно беседуя с Ангелами во Святая святых, непрестанно была воскриляема к чистоте Ангельской; и, по свидетельству богодуховенных учителей, первая предпочла девство паче супружества, и уневестившись Богу, денно-нощно служила Ему в нетлении девственной чистоты духа и тела. Тако Пресвятый Дух благоволением Бога Отца уготовлял Приснодеву в селение Богу-Слову!
И это краткое очертание образа жизни Приснодевы, воспитывавшейся в храме Божием в Матерь Бога-Слова, сколько преднаписует правил, уроков, наставлений для родителей, для детей, для брачных и безбрачных. Преднаписует спасительное наставление для родителей, дабы они тщились испрашивать себе чад паче молитвою у Бога, а родивши еще паче старались второе родить их благочестивым воспитанием в учении и страхе Господнем. преднаписует поучительный урок для детей, дабы они были вполне послушны благой воле родителей своих и с летами тщились возрастать в разуме, вере и благочестии; преднаписует христианское правило для живущих в брачной жизни, дабы провождали жизнь в воздержании, трезвенности, непорочности во образ таинственнаго, — святейшаго союза — Христа с Церковию, преднаписует законоположение и для безбрачных и для дев, и для всех, подвизающихся в след Приснодевы тещи в Царство небесное путем обетной, иноческой чистоты и непорочности, дабы на сем богомудром пути, по примеру благословенныя Девы, прилеплялись они паче всего к дому Божию, вселялись умом и сердцем во внутренней сени храма Господня, пребывали в посте, молитве, душеспасительном труде; поучались молчанию, собранности, кротости и смиренномудрию, и тако в тишине и безмолвии тщились проходить по среди житейских обуреваний. Все же вообще всякаго возраста и состояния, благоговейно обнося в мыслях и чувствованиях наших посвящение трилетствующия Богоотроковицы Богу, Ея воспитание в храме Божием, Ея пребывание в святилище со Ангелами и таинственное уготовление в Матерь Бога-Слова, — будем всеми мерами подражать чистому и святому житию Ея, — будем в основании сердца нашего юные насаждать семена, возрастные возращать, а совершенные летами приносить плоды благочестия, чистоты, смирения и преданности в волю Божию. Тогда Господь, по молитвам Пренепорочныя Матере Своея, и нас введет в храм благодатнаго пребывания с Ним, и в нас сотворит Себе обитель со Отцем и Духом своим Святым (Ин.14:23). Аминь.
1852 г. В домовой церкви (на бдении).
Источник. Слова к тобольской пастве, говоренныя в продолжении 1852-1856 годов Евлампием, Архиепископом Тобольским и Сибирским. Том I. — Казань: Издание книгопродавца Ивана Дубровина, 1860. — С. 190-197.
Примечания
[1] На вел. вечер. ин. стихиры.
[2] На вел. вечер. стих.
Комментировать