Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читается на протяжении Великого Поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе Поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.
Цель земной жизни каждого человека – это спасение своей души в вечности. Православная вера и Православная Церковь содержат всё то, что нужно для достижения этого спасения.
Принятие Закхеева покаяния – дело величайшей милости. Обычно Господь или спрашивал о вере или вызывал покаяние и решимость изменить жизнь. Здесь идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которые целует прежде их проявления.
Напомним слова, которые редакция предпослала первой публикации проповедей митрополита Антония на библейские тексты: «Мы понимаем православность библейской экзегезы прежде всего как ее принципиальную укорененность в проповеди. <...> Проповедь обращена и к религиозному чувству, и к опыту, и к разуму человека, – а только всей полнотой своей личности мы и можем воспринять всю полноту Писания».
Закхей был мытарь и человек богатый, он достиг всего в жизни своей. По тому времени среди народа иудейского он стал тем, что мы называем "персона".
Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем.
Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Он может еще назваться средним и последним.
Услышите меня все те, которые, посредством уничижения Слова, избавились от неразумия, вознесли ум свой от земли и научились мыслить о горнем, – поелику я предлагаю вам обильную духовную трапезу словес...
Возлюбленные! Пусть, подобно органу радования, звучат ныне слова и песни наши.
Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Но как Он предстал?