Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читается на протяжении Великого Поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе Поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста. На ряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта долгая служба получила название «Мариино стояние».
Двое этих святых – прп. Андрей Критский и прп. Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.
Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре прп. Саввы Освященного. Там, усердно подвизаясь, он обрел то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир. Достигнув высот духовного совершенства, Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре св. Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.
Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни – Великий Покаянный Канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про нее.
Совсем другая жизнь была у Марии Египетской. Еще в юности она избрала жизнь бесплатной блудницы. Она признавалась позже, что не брала даже денег со своих «клиентов», полагая, что смысл жизни состоит в получении телесных наслаждений. В безудержном сладострастии прожила она 17 лет, до тех пор, пока Господь не открыл ей истинный смысл жизни человека.
Перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в Храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери прямо у входа в храм, в который не могла войти. Искреннее покаяние грешницы было принято: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.
Сразу после этого бывшая блудница удалилась в заиорданскую пустыню, где прожила в молитве и покаянии несколько десятков лет, перенося все лишения и страдания такой жизни. Днем она изнывала от жары, ночью замерзала. Ее терзали голод, внутренние страсти и воспоминания о прежней жизни. После семнадцати лет такой борьбы она почувствовала внутреннюю свободу от страстей и греха. Последующие долгие годы своей подвижнической жизни Мария вкушала небесную радость совершенной молитвы, радость близости Бога.
В таком состоянии ее встретил старец Зосима, ушедший для молитвы в пустыню на время Великого Поста. Ему и поведала она повесть своей жизни – историю великого греха и великого покаяния. Когда Зосима попросил святую помолиться, он с изумлением увидел, что во время молитвы она поднялась от земли и молилась стоя на воздухе.
Кто-нибудь, прочитав историю ее жизни скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам еще погрешить, потом тоже покаемся…». Нет. У нас так не выйдет.
Мария не знала Истину. Ее жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину. Как бы мы не пеняли на «совковое» воспитание, но нам с детства объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо. Совершая грех, мы поступаем против совести.
Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.
Что же общего между св. Андреем Критским и св. Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной длинной службе? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница.
Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нем не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провел ее в непрестанном грехе? Все равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть все сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.
И еще одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждет и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.
Комментировать