<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Valerian_Krechetov/' target='_blank' title='Валериан Кречетов, протоиерей'>Валериан Кречетов</a></span> <br>О духовной мудрости

протоиерей Валериан Кречетов
О духовной мудрости


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие о том, как Господь изгонял нечистую силу. И эта нечистая сила возопила: «вем Тя, кто еси, Святый Божий». Это было после того, как Спасителя не приняли в своём отечестве. И вот эта последовательность событий евангельских, – она замечательна. Потому что когда люди даже не принимают, то всё равно истинность свидетельствуется, – как говорят, «от противного».

Одним из примеров истины – свидетельства «от противных» – является Крест Христов. То есть, даже те, кто и носит его, – иногда они даже и не понимают, какая в нём заключена сила, и почему крест именно вызывает такую злобу и раздражение других людей. (То есть, человек может – надевать на цепочки и носить что угодно, – и никто даже не обращает внимания, – когда же человек надевает крест, то сразу же обращают внимание и начинаются по этому поводу высказывания: «Что это ты крест надел?!!») Или, например, (я не раз этот пример приводил всем), – как само слово «безбожник», – это есть свидетельство истины бытия Бога. Потому что если взять это слово грамматически, то само слово имеет корень, приставку, суффикс и окончание. Это грамматика элементарная! Так вот: корень этого слова – Бог. И поэтому те, кто себя именовали «безбожниками», – они невольно вынуждены были всё время признавать Бога. – Если убрать корень, оставить только приставку, суффикс и окончание, то они ничто собой не представляют: потому что нет сущности. Кстати, и так называемый «атеизм» по-гречески: «а»-отрицание, «теос» – «Бог». «Атеисты» – это «безбожники». Так же, как «аморальный» – это тот, для которого не существует морали. Для него своё собственное хотение есть мораль. И таким образом, атеизм – по сущности – своей есть отрицание сущности Божества. Противостояние Ему. Борьба с Ним. (Если борются, то, ведь, с «чем-то». «Ни с чем», – бороться невозможно, бессмысленно. – Если говорить, что ничего нет, то, тогда, с чем ты борешься?!)

…Есть такое изречение народное, что «если Господь захочет наказать, – отнимает разум». Так вот, так называемый «атеизм» – это есть отрицание. Но отрицание, как попытка уничтожить, разрушить, – это процесс не созидательный. Было что-то сделано, что-то построено, – это разрушают. А что дальше? Как говорят: любая гипотеза или теория должны иметь положительную сторону. Если она только разрушает, то что в ней хорошего? – Что она предлагает вместо того, что разрушено? Ничего?! – Но, это же, с точки зрения здравого смысла, бессмысленно! И безумно! Поэтому, ещё пророк сказал: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». Даже противники веры – вольнодумцы – они не могли обойтись без Бога и говорили, что без Него и невозможно просто обойтись. Вольтер (один из более ли менее известных личностей в этой отрицательной области) сказал: «Если бы Бога не было, Его бы нужно было б выдумать, чтобы удержать чернь в повиновении, а аристократию от блуда и разврата». Как фраза построена, если подумать и осмыслить. – Начинается: «если бы Бога не было…». Иначе – он есть?! Если б Его «не было», лишь тогда бы Его нужно было бы выдумывать! – То есть, получается: Он есть, и Он нужен!

Когда начинались, в своё время, лекции всевозможные атеистические, и какие-то «мероприятия» антирелигиозные, то народ наш (о великий русский народ!), – он с большим юмором воспринимал это. Появились объявления и плакаты? Значит, скоро Пасха или какой-нибудь праздник приближается. …Если устраивают воскресник или субботник, – значит в Церкви праздник. Потому что в противовес этому делают всё!

Святые отцы так это и отметили: «всякому доброму делу должно что-то мешать», – на него должно что-то набрасываться. Иначе это не доброе дело. Своих-то, ведь не бьют! Вот в настоящий момент я говорю эти слова, – ребёнок кричит (в храме громко плачет младенец). Думаете, просто так кричит?! – Нет. Это чтобы не слышали. Чтобы отвлекались вниманием! Чтобы, этот важный момент люди пропустили…- Это не случайность, нет! В своё время, кажется, Паскаль сказал (кстати, Паскаль принял монашество в конце жизни своей): «Случай – этот псевдоним, под которым Бог действует в мире». То есть, случаев-то нет! Я не раз замечал, когда я говорил проповедь: мысль приходит – не от себя! – это Господь посылает! Самому, даже, интересно, что говоришь! Я говорю, и вдруг во время проповеди входит кто-то в шапке, ходит по храму, никто ему никаких замечаний не делает, – это значит: внимательно слушают, видимо. А меня это начинает отвлекать. Это постоянно было. Потом, когда я перестал обращать внимание, перестали ходить (потому что, вроде: не действует это).

Всё очень просто. Жизнь христианская – настолько она наглядна, что, как любил говорить – Царствие Небесное моему родителю! – мой батюшка: «Христианство – это жизнь!» Это не философия, это не какие-то там умственные рассуждения, – это конкретная жизнь!

Когда человек увлекается чем-то (скажем, рыбалкой, нумизматикой, – как говорят, – «хобби»), – это понятно всем. Когда человек начинает ходить в церковь, да ещё молиться, – тут уж некоторые вздрагивают. Это раздражает: «Опять пошёл? А чего он пошёл?! Что он там делает?!» Когда человек идёт на футбол и ничего там не делает или сидит перед телевизором, (как говорят: «коровничает», глазеет, и ничего не делает), – многих это не волнует. Но когда он стоит с молитвами перед иконами, то это начинает раздражать. – Это ли ни свидетельство от противного! И это как раз есть наглядное свидетельство евангельской истины. По этому-то и определяются все богоугодные дела. – Как святые отцы заметили: «Приступаешь работать Богу, приготовься к искушениям». Если какое-то дело делаешь доброе – и никто тебе не мешает, никого это не раздражает – значит Богу оно не угодно. (Потому что, если бы оно было угодно Богу, враг обязательно мешал бы). Он старается всякому богоугодному делу помешать, или не допустить ему совершиться. Ну, если уж совершилось, то, хоть потом пнуть. Хоть в спину, но пнуть копытом. И это факт. Человек собирается идти в церковь. – Начинаются какие-то «обстоятельства» Звонки, кто-то опоздал, что-то забыл… Приходит в церковь, – тут своё: начинает отвлекаться. Только, чтоб не молился! Только, чтоб не стоял, не слушал, о чем говорится в церкви. Ну, а если человек все же добрался до храма, если он как-то тут сколько-то выстоял, то уж потом-то нужно что-то сделать, чтобы он как можно быстрее всё растерял…

Есть замечательный обычай (у нас почти полностью забытый), – когда люди приходили из храма (обычно радостные, утешенные), то входя в дом говорили: «Бог милости прислал!» Потому что действительно, сами получали милость (ведь быть в храме-то – это милость! Ведь, кто не ходит в храм, он просто лишает себя этой милости, – только и всего!). Ну, а кто по обстоятельствам не мог, поэтому ему и приносят те, кто был в храме.… Говорят: «Бог милости прислал!» Бог милости прислал: меня сподобил быть в храме, а со мной – тебе прислал милость. – Какая красота-то! Какая любовь-то Божия! И вот, он приходит, а на него, значит, «рычат» дома: «Где тебя носило?!» – и тому подобное… Это проверено неоднократно.

Я вспоминаю первые свои годы служения священнического (молодость, по милости Божией, какая-то ревность – что-то разъяснять, проповедовать…) Так вот, бывало, я с кем-нибудь поговорю – венчаться, креститься… Прихожу домой, – меня встречает сразу же – Царство Небесное! – моя тёща: «Где ты, дети тут передрались!?» – А их много было, – семь человек, – конечно, передрались. То есть, я там проповедую, а он тут их лбами стукает… – чтобы, когда пришёл, я получил бы, значит, соответствующее «вознаграждение». Но самое замечательное что? Когда иду,- думаю: «Ну ладно, сейчас приду, – наверное, там что-то творится…» Вхожу: тихо. Когда приготовился, значит, (ну, уже «уготовихся и не смутихся»), – какой смысл тогда? Нужно, когда не готов! Когда ему – удар в спину, или там «подножку», как говорят… – Вот, тогда! Ну, чисто бесовская работа!

Так вот, это реальная жизнь. Совершенно реальная. Повседневная наша жизнь, обычная наша жизнь. И душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. То есть: удивляться нечему, что дома, как говорится, «дым коромыслом», когда ты в церкви или что-то делаешь доброе… Нет, это естественно! Значит, правильно. Значит, всё нормально идёт.

Кажется, отец Александр Ветелев, (Царствие Небесное!) – один из наших старцев, наставников, профессор Московской духовной Академии, – когда ему говорили: «Батюшка, у меня ничего не ладится…» – Он говорит: «О, это хорошо!» – «Чего ж, – спрашивают, – хорошего-то?!» – «Ну, когда ладится, – это очень странно. Едва ли это может нормально быть, потому что это уже должен быть совершенным человек»… Ну, иногда Господь отодвигает, покрывает, – пока ещё слаб, ещё не набрался некоторого опыта, вроде бы – получается… Но это не значит, что ладится! А вот, когда не ладится, значит, – нормально, значит ты можешь уже… То есть уже можешь что-то делать в духовной области, – и Господь тебе такую возможность даёт. Он тебе постоянно помощь посылает (незаметно, – но она есть, – благодать!)

Мне недавно пришлось слышать одно высказывание кого-то из старцев. У нас говорят: «Вот, я раньше так молился, так всё хорошо… – А сейчас у меня всё ничего не ладится». А почему ж раньше-то было?! «А раньше, – говорит этот старец, – пока ты был ещё слаб, с тобой молился Ангел-хранитель. И поэтому то, что ты чувствовал, или какое было состояние, – это потому, что рядом с тобой Ангел был. – К нему-то никто не приблизится! (»Яко ангелом своим заповесть, сохранити тя во всех путех твоих…«) – А теперь Ангел немножечко отодвинулся, – говорит: «Ну, давай! Я с тобой сколько трудился, – давай сам!» – Давай: шажки делай молитвенные. И начинаешь спотыкаться уже, качаешься, падаешь… А-а, ну, вот это-то как раз, ты молишься… – То молился с тобой Ангел-хранитель: тебя на ручках носил, поддерживал. А теперь ты начинаешь молиться! Ничего, этому не смущайся… Смущаться этому не приходится. Наоборот: нужно радоваться. Значит, по милости Божией (всё равно, Господь не оставляет, конечно, – потому что сам ты ничего не сделаешь!) уже что-то тебе позволено делать самому (в некоторой степени, то есть).

Поэтому, ныне покойный – Царство небесное! – отец Иоанн Крестьянкин замечательно сказал: «Если ты страдаешь или телесно, или душевно, – то обрати внимание: все в разной степени страдают или душевно или телесно, – без страданий не прожить. Больше того, если ты обратишь внимание, будешь внимательным, увидишь, что больше страдают лучшие люди. Значит, вот, ты и попал в число тех, кому позволено страдать, дабы духовно совершенствоваться». То есть, тебе уже позволено что-то потерпеть. Если раньше не терпел, тебе ещё не позволяли. (Как ребёнку, пока он не умеет ничего совсем, его совсем одного нельзя оставить,- он разобьётся, сам себе повредит… Когда он что-то может, тогда ему позволят: «Деточка, теперь можешь делать»). И Отец Небесный говорит: «Деточка, теперь можешь немножечко потрудиться. Ну, я тебя поддержу, конечно, – чуть с поддержкой, – ну можешь уже что-то сам». Ну, а сам начинаешь, соответственно, ковыряться… кувыркаться…

Ну, и вот, видите, – какая красота такая духовная! Как всё просто, оказывается, всё ясно, – всё на своих местах. Поэтому апостол Иаков ещё говорил: «Радуйтеся, егда во искушения впадаете различныя». Радуйтеся! «Искушения соделывают терпение». То есть, ты начинаешь приобретать навык. А именно какой навык? Навык – как в этих обстоятельствах себя так вести, чтобы и самому стараться не грешить, и других на грех не навести. Вот, ведь, в чём заключается мудрость терпения.

Тот же отец Иоанн Крестьянкин приехал как-то к батюшке отцу Сергию, иеромонаху Серафиму, и мы с ним там, в коридорчике, встретились. Я выхожу, а он вдруг меня спрашивает:»Ты читал апостола Иакова, знаешь слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости»? Ну, по милости Божией, я с детства в Церкви, поэтому эти слова-то мне были знакомы, конечно… Да ещё и семинария, Академия кое-что дала… Я говорю: «Батюшка, да помню, вроде бы…» «Ты думаешь, – говорит, – что это – Соломонова что ли мудрость-то? – Нет. Это терпение!»

Терпение! То есть, как раз духовная мудрость – это терпение. И вот как раз духовная мудрость-то, – она и даёт возможность правильно всё увидеть и, с Божией помощью, правильно поступать. Потому что иногда: не видим, не замечаем. Видим совсем не то. Смотрим не в ту сторону. – Ну, прежде всего, нужно смотреть на себя, – с этого нужно начинать. Потому что всё, что случается с человеком, имеет, прежде всего, отношение к нему самому. С тобой же случается, значит, ты же участвуешь! Если тебе кто-то такой поперёк всё делает, вспомни премудрость Соломонову: «строптивым пути посылаются стропотные»… Если тебе без передышки приходится чем-то заниматься, – «Пути ленивых постланы тернием»… Скажешь: «Да, что ж такое! Да сколько же это можно?!» Ну, а сколько можно… Как в моей любимой притче: когда одного спрашивают: «как у тебя так всё складывается, вроде бы, так нормально?» А он говорит: «Да это просто очень. – Нужно терпение» – Ему говорят: «Да, что ж, терпение? – Какое терпение? Терпение-то разное бывает: иногда терпишь-терпишь, – какой толк от этого?! Это всё равно, что воду решетом носить!» – «Да, как сказать, – говорит, – а ты дождись зимы». Потерпи: дождись зимы!

Вот борешься даже со своими грехами… Святые отцы эту притчу сказали другими словами: «Когда мы грехи не оставляем, то грехи нас оставляют». То есть приходит зима (ну, сначала осень, конечно, бывает, а потом и зима), – и смотришь: уже ноги не ходят, глаза не видят, уши не слышат… Куда уж там куда-то хотеть… (Обратите внимание: на дискотеках, ведь, стариков-то нет, почти. Там у них уже зима началась , у «молодых» – ещё весна: поэтому всё бурлит…)

Есть в сокровищнице премудрости православной Церкви и святых отцов повествование. Один ученик говорит старцу: «Отче! Вот ты говоришь, всё правильно, всё хорошо. Но потом, – говорит, – ничего не остаётся у меня в голове: ухожу и всё забываю… Какой же толк от этого?!» (Вот опять: «какой толк»). А старец говорит: «Ну вот, два кувшина стоят. Тот, крайний правый, – возьми, налей в него воды и вылей». Через некоторое время опять говорит: «Опять в тот же самый налей и вылей». И вот он в течение дня или какого-то времени ученик наливал и выливал из него воду. «Ну, принеси оба», – говорит старец. Принёс. «Какой чище?» – «Ну, который полоскал, конечно!» – «Вот, так и ты!», – говорит. Есть такое выражение: «мозги прополоскал», «полощут мозги». – Вон, откуда это: из святых отцов всё это идёт.

Поэтому, вроде бы, ничего и не остаётся, но если чаще будешь в храм, всё будет чище. Прополощет Господь душу! Аминь.

Комментировать

4 комментария

  • Евгения, 19.08.2015
    Спаси, Господи!

    Слава силе Твоей, Господи!

    С праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа! Ответить »
  • Дмитрий, 07.09.2016
    Здравствуйте, по незнанию поставил среднюю оценку, а проповедь очень понравилась, как изменить на отлично? ID записи 120. Спасибо. Ответить »
  • Елена, 07.09.2016
    Спаси, Господи! Я нашла ответ на многие, волнующие меня, вопросы. Читала и плакала, потому что всё, о чём написано в проповеди, вижу в своей жизни! Многое поняла. Спасибо! Слава Богу за всё! Ответить »
  • ЛЮДМИЛА, 23.08.2017
    БОЛЬШОЕ СПАСИБО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ!СПАСИ ГОСПОДИ!🙏😊 Ответить »