Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем день Покрова Пресвятыя Богородицы. Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощного бдения. Всенощное бдение — это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется — всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки…
Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молииши Сына Твоего Христа Бога нашего…
И, молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется — Покров. Она покрывает нас Своим омофором.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Омофор — это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви.
Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески.
Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.
Эта же лента, которая имеет три конца — это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.
Таким образом, омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.
Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. Вы знаете, что существует много праздников, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, как-то особенно близки нам по своему духу, по своему устроению. Всем вам известен наш святитель Николай. Наш — хотя он грек по происхождению, но по духу он настолько близок русскому православному человеку, что на Руси был как русский святой. Он, кстати, именуется в числе русских святых — причислен, как мы говорим, к лику русских святых.
И Покров тоже. В Греции этот праздник не отмечается так, как у нас — как великий праздник. Хотя явлен был там. Но видел это явление Андрей, Христа ради юродивый — славянин по происхождению. И в этом — удивительное свидетельство непостижимых путей Промысла Божия. Славянское семя, павшее на греческую землю, произрастило такого подвижника особого рода, Христа ради юродивого, Андрея. И ему, славянину, можно сказать русскому человеку, было открыто предстательство Матери Божией за род христианский.
Во всех этих примерах — непостижимая Премудрость Божия.
Mиp весь, земная, мирская мудрость кичится. Но Бог избрал немудрое мiра (1 Кор. I:27), как говорит апостол Павел. Именно в этом смысле для славян, православных русских людей было характерно как бы отвержение земной мудрости. Ведь вот другие изобретали всякие особые усовершенствования, вводили в хозяйство новшества. А мы этим не увлекались. Нет, были и на нашей земле изобретения и некие достижения, но преимущественно было духовное видение всего, что происходит. Поэтому в некотором смысле, как говорят теперь, Россия отстала от Европы. Но отстала — это не значит, что в худом смысле. Есть такое выражение: он, говорят, отстал от пьянства или от какого-то еще порока. Значит, отступил от него. В этом смысле можно сказать и об отступлении славян — что они во главу угла поставили духовное начало. И потому Господь благословлял простые труды, ибо упование было, прежде всего, на помощь Божию, а не на, выражаясь современным языком, химию и технику. Ведь особых, поражающих своей оригинальностью, новшеств на Руси не было. В земледелии были, прежде всего, соха, лошадь. В труде была, как изображается иногда, отсталость. «Отсталость» страны, которая должна была к 1922 году выйти на первое место в мире по всем показателям. Если вдуматься во всё это, иногда приходит такая мысль: не то ли самое юродство это было? Которое для других было юродством, но удивительным образом Господь через духовность благословлял простые труды и давал такое искусство, что люди одним топором могли сделать то, для чего теперь нужна масса технологий — например, чтобы какую-нибудь ложку сделать. Это знамение того, что всё совершает, прежде всего, благодать Божия. Когда народ отступил от благодати Божией и забыл о благодатном Покрове, ударился в достижения человеческого разума, он в течение нескольких десятков лет всё разрушил, испакостил, и мы свидетели тому, к чему приходят люди без благодати, без помощи Божией.
Покров Пресвятыя Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.
Уже в начале этого века один человек, военный врач, тоже увидел видение. Ему явился святитель Иоасаф Белгородский, святые мощи которого недавно были возвращены Церкви, и сказал, чтобы молились Божией Матери, что только Она может умолить Бога и избавить от грядущих бедствий — а уже была война 1914 года, преддверие 1917 года и так далее. И, удивительно, когда он стал возвещать эти истины, уже в то время — как свидетельство отступления от истинной веры, которое уже началось, — его упрятали в психбольницу, как безумного, то есть это как раз было юродство.
Он говорил:
— Думаете, количеством штыков или зарядов можно победить? Нет, только милостью Божией, помощью Божией, благодатью Божией может быть победа.
И вот как раз это напоминает нам каждый раз праздник Покрова — что мы живем и будем жить только предстательством Матери Божией, благодатью Божией. Прежде всего на это нужно уповать. Во все времена, во всех обстоятельствах, особенно в обстоятельствах в земном смысле слова беспросветных и безнадежных, нужно прежде всего вспоминать о том, чем мы, собственно, живем и движемся и есмы (Деян. XVII:28). То есть — Святым Духом, благодатью Божией. Прежде всего к этому нужно прибегать. Вопрос ли питания — благословение Божие пятью хлебами насыщает пять тысяч. Вопрос ли выздоровления, эпидемий каких — множество есть свидетельств исцелений. Опять же святитель Николай — день его рождения празднуется 11 августа по новому стилю, этот день называется Николай Зарайский. Праздник этот установлен в городе Зарайске — это моя родина — после того, как во время холеры вокруг города обошли крестным ходом с образом святителя Николая и эпидемия прекратилась. Иконы Божией Матери вы знаете: Владимирская, Донская, Казанская… Матерь Божия не раз спасала Россию от нашествия врага, даже целых полчищ вражеских, которые готовы были растерзать нас. Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы укрепляли свою веру и никогда не падали духом.
И сегодняшний праздник Покрова должен служить нам тем подкреплением, которое нам необходимо в нашей жизни. То, что витает, как говорится, в воздухе, слышится вокруг, о всяких страхах, ожиданиях чего-то — нужно все это отбросить и положиться на волю Божию, на милость Божию. Не будем предаваться суетным волнениям. Марфо, Марфо, не волнуйся, едино есть на потребу. Господь и это знает, знает наши нужды земные, и если нам нужно, то пошлет, умножит то, что есть. Как сказано, святые верою… угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. А некоторые из них претрени быша, искушении быша, убийством меча умроша, да лучшее что улучат (См. Евр. XI:33-40). То есть, вот тут-то как раз — утешение и ответ на все волнения. Если Богу угодно, Господь укрепит. Если здесь нам уже нет сил, неспособны мы преодолевать искушения, Господь, по милости Своей, заберет отсюда. Пусть это будет каким-то Ему ведомым образом кончина, но кончина.
Когда-то эти слова так именно, просто сказал наш тогдашний настоятель, батюшка отец Сергий, Царство ему Небесное. В те времена — уже скоро двадцать лет будет со дня его смерти, так что, видите, идут уже десятки лет — было все хуже и хуже в духовном смысле. Церковь все больше залавливалась, были всевозможные преследования. Казалось, что дальше будет еще хуже. Ведь такое уже было: церкви закрывались, разрушались, все уничтожалось, духовенство почти всё пересажали. Потом стало еще хуже — началась война, полная разруха, нравственное, духовное разложение. И вдруг — началось возрождение. Но потом — опять гонения. Было даже высказывание: мол, последнего попа покажут по телевизору… Казалось, уже всё. И я, помню, спросил:
— Ну, уж, батюшка, конец, наверное, скоро?
Он говорит:
— Да кто еще знает… Один Бог знает. Еще, может, сто лет. У Бога столько средств — всё вот так (он перевернул ладонь) может повернуть.
И повернул.
Кто бы мог подумать о том, что будут открываться храмы везде? Представления не имели. Нет, я, конечно, думал: «Да, у Бога все возможно…» Но представить себе такое реально, конечно, не мог. Когда же говорили еще раз о конце: «Батюшка, а как же быть-то в те времена?» — он сказал:
— Если Господь оставит, даст силы. А если не оставит, значит, неспособны мы те времена выдержать.
Да ведь это на самом деле так. Если мы в этих обстоятельствах не можем жить в любви и мире, то мы неспособны быть никакими мучениками. Это всё самообман. Евангелие, которое читается мученикам, начинается такими словами: Си заповедаю вам, да любите друг друга. И дальше: Аще Mip вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от Mipa бысте были, Mip убо свое любил бы… (Ин. XV:17-19). Если мы в этой жизни не можем жить в любви и мире, вы думаете, мы сможем во время гонений быть в любви и мире? Нет, не сможем. Сказано: Друг друга предадят, — предатели будут. Если мы без всяких страхов предаем друг друга, то что говорить о тех временах, когда, действительно, будут еще и страхи?
А если нет, если превозможем, то все это опять же не по самоуверенности — мол, я что-то могу, — а по благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.
И потому в сегодняшний праздник Покрова помолимся, чтобы Господь дал нам силы, по предстательству Матери Божией.
А мы, Промыслом Божиим — в Ее храме. Господь сподобляет нас быть под особым Ее Покровом. Она, конечно, над всем мiром его простирает, но над теми, кто в Ее храме — особенно. Поэтому не будем падать духом ни в отношении себя самих, ни в отношении своих близких, ибо предстательство Матери Божией всемогуще.
Аминь.
Комментировать