Мы в храме, построенном на том месте, где некогда стоял дом Симона Кожевника.
Я уже сказал, что с этим местом связана удивительная история. Если у вас есть желание, выслушайте ее:
Один из краеугольных камней иудейской религии – вопрос о чистоте и нечистоте. Весь мир делится на чистое – кошерное и нечистое. Многие вещи, продукты и проч. являются нечистыми. Правоверный иудей должен тщательно следить, как бы не совершить что-то запретное и не нарушить закон о чистоте (этот закон называется кашрут).
Прикосновение к крови, к мертвому, к чему-то языческому, к некоторым животным, запрещенным Самим Богом, считалось нечистотой. Но христианство приносит с собой совершенно новый взгляд на мир. Все чисто, все едины перед лицом Божиим. Разделение людей, разделение в творении – уничтожено.
Об этом преодолении раздробленности много пишет Ап. Павел. Вот, например, что говорит Апостол о преодолении разделений с язычниками: «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными… что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2, 11-16).
Как в отношении людей, так и в отношении пищи запреты упразднены! Апостол Павел, сам вчерашний иудей, очень глубоко это прочувствовал, если иронизирует над иудейским кашрутом и увещевает христиан жить: «не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 14-15).
В Иоппии (ныне Яффо) и произошло знаковое событие: Господь показал Апостолу Петру, который все-таки придерживался иудейских предписаний о чистоте, что настало новое время.
Вот что об этом мы читаем в книге Деяний Апостольских:
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и рассказав им все, послал их в Иоппию.
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил.
А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10-я глава).
Почему Господь отменил эти предписания, это деление на чистое/нечистое? Вспомним, когда Бог дал заповедь о кашруте? Когда формировался иудейский народ. Окруженный языческими племенами, испытывающий соблазн уклониться в языческие верования, подпасть под обаяние языческих культур, народ нуждался в неких «ограничителях» его свободы. Вот таким ограничением и стали предписания Божии. Прежде всего, это запрет на общение с иноплеменниками. Цель запрета на общение с иноплеменниками – помочь иудеям не потерять свою религиозную идентичность.
Другие запреты преследовали иные цели. Например, пищевые запреты преследовали ту цель, чтобы заповеди Божии всегда были перед глазами человека! Еда – это то, с чем мы соприкасаемся постоянно, по нескольку раз в день. Как система определенных упражнений (например, дыхательная), которую нужно совершать каждый день, а то и каждый час, всегда с человеком, так и система пищевых ограничений накладывает определенную дисциплину на душу человека. Он всегда памятует о Боге и Его заповедях.
Пусть примитивно, да, но человек и сегодня не очень-то развит. И сегодня мы молитву утром и вечером называем «правилом». Потому что если этот термин убрать, если позволить людям молиться, как им подсказывает сердце, то многие и молиться перестанут.
Но Пришествие Христово открывает новые духовные перспективы. Человечество стало взрослее, сознательнее, ответственнее. Для взрослого человечества – совершенные заповеди и вся правда о Боге, мире и человеке!
Прикосновенье к Святой Земле
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
Все фотографии галереи