Обзор пособий по Основному Богословию апологетика

Основное Богословие или Апологетика – особое направление православной теологии. Одной из главных задач Основного Богословия является защита истинности православного учения, как единственно спасительного, на основе доводов рационального (философского, естественнонаучного, исторического и т. п.) характера.

Апологеты первых веков истории Церкви публично отстаивали перед иноверцами – не уверовавшими во Христа иудеями и язычниками – само право христианства на существование, отстаивали его истинность. Им приходилось выступать с защитительными речами против представитей самых разных социальных слоев, включая высокообразованных мужей и высокопоставленных представителей государственной власти. Это требовало от апологетов не только специфических знаний и умений, но и немалого мужества, так как раннехристианская Церковь была ненавидима многими и гонима.

Среди памятников раннехристианской апологетической письменности выделяются: «Апология первая» и «Апология вторая» мученика Иустина Философа, «Апология. О почитании Бога Всемогущего» мученика Аристида, философа Афинского, «Речь против эллинов» Татиана, «Прошение к Антонину» святителя Мелитона Сардийского, «Послание к Автолику» святителя Феофила Антиохийского, «О воскресении мертвых», «Прошение о христианах», Афинагора Афинского, «Апологетик», «К Скапуле », «К язычникам», «Против иудеев» Тертуллиана, и др.

С течением времени менялась историческая обстановка, менялся религиозно-культурный фон, и в фокус внимания Апологетики попадали всё новые и новые вопросы, на которые необходимо было отвечать. Так, если в раннехристианские времена сильны были нападки Церковь со стороны язычества, то впоследствии такого рода давление значительно ослабло, зато возникло, а потом и усилилось давление со стороны мусульман. Мусульмане отрицали Божественное достоинство Христа, отрицали троичность Бога по Лицам, не верили в Искупление и многое другое из того, что является предметом веры христиан. И Церковь реагировала.

В этой связи были созданы такие апологетические сочинения как «Беседа сарацина с христианином» преподобного Иоанна Дамаскина, «Диалоги с мусульманами» епископа Феодора Карского (Феодора Абу Курры), «Против сарацин» Евфимия Зигабена (из более поздних, «Письма о магометанстве» А. Н. Муравьева) и др.

В XVIII веке в Европе стали распространяться атеистические воззрения. В рамках атеистической идеологии Бог объявлялся плодом воображения, выдумкой. Отвергая истинность учения Церкви, атеисты-материалисты ссылались на науку, на новейшие научные достижения и, таким образом, выставляли себя глашатаями истины, а Церковь – покровительницей мракобесия, невежества, тьмы. Чтобы дать достойный ответ на новые вызовы требовались и новые апологетические аргументы, и новые методы и приемы апологетической борьбы. Апологетика ответила и на эти новые вызовы.

На сегодняшний день мы имеем множество научных, научно-популярных и просветительских трудов, посвященных опровержению атеистической идеологии, атеистической критики Церкви Христовой. К такого рода трудам принадлежат: «История отношений между богословием и естествознанием» Н. П. Рождественского, «Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия» архимандрита Пантелеимона (Нижника), «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» протопресвитера Евгения Аквилонова, «Православная естественно-научная апологетика» священника Евгения Порфирьева, «Бог есть: как самый знаменитый в мире атеист поменял свое мнение» Энтони Флю, «Православная естественно-научная апологетика» священника Евгения Порфирьева, «Православное учение о Сотворении и теория эволюции» протоиерея Константина Буфеева.

На сегодняшний день Апологетика имеет признанный статус науки. Как образовательная дисциплина Основное Богословие прочно закрепилось в перечне предметов, преподаваемых в духовных учебных заведениях.

В XIX-XX веках было создано множество пособий, представляющих этот предмет в форме систем. Среди них «Руководство по основному богословию» епископа Августина (Гуляницкого), «Христианская апологетика. Курс основного богословия» Н. П. Рождественского, «Лекции по введению в круг богословских наук », читанные студентам СПбДА в 1888–1889 годах архим. (впосл. еп. Таврический) Михаилом (Грибановским), напечатанные в «Православном собеседнике» в 1899 г., «Курс Основного Богословия» протоиерея Д. Тихомирова, «Курс апологетического богословия» протоиерея Павла Светлова, «Основное богословие» протоиерея Василия Рождественского, «Об основных истинах христианской веры: Апологетические публичные чтения» Н. Сергиевского, «Богословие в апологетических чтениях» протоиерея Николая Боголюбского, «Конспект чтений по Введению в круг богословских наук в С. Петербургской Духовной Академии» и «Научно-богословское самооправдание христианства» протопресвитера Евгения Аквилонова, «Курс основного богословия или апологетики» И. П. Николина, «Очерк христианской апологетики: (Основного богословия)» священника Михаила Альбова, «Основное богословие или христианская апологетика» протоиерея Василия Добротворского, «Пособие к изучению Основного Богословия» С. С. Глаголева, «Христианское вероучение в апологетическом изложении» и «Опыт апологетического изложения христианского вероучения» протоиерея Павла Светлова, «Об основных истинах христианской веры» протоиерея Николая Сергиевского, «Апологетика. Научное оправдание христианства» И. Эбрарда.

В 1888 году вышел в свет библиографический справочник по Апологетике (Основному Богословию) Петра Карпова: «Систематический указатель статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию. Помещенных в журналах: “Христианском Чтении”, “Православном Обозрении”, “Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения”, “Православном Собеседнике”, “Прибавлениях к творениям святых отцов”, “Трудах Киевской Духовной Академии”, “Страннике”, “Вере и Разуме”» и “Душеполезном Чтении”». С помощью этого справочника читателю было легче найти работу на интересующую его богословскую тему, конкретный богословский вопрос.

Из числа других справочных пособий назовем: «Новости богословской литературы. Систематический указатель книг и журнальных статей по наукам богословским, философским etc» К. П. Попова в трех выпусках (1904–1906), «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (1891), «Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы» протоиерея Павла Светлова (1907).

В XIX веке стало выходить множество богословских журналов. Они явились одним из важнейших инструментов просвещения масс, и, конечно, одним из важнейших инструментов апологетической проповеди. Особое место занимали издания: «Прибавления к творениям святых отцов», «Богословский вестник», «Христианское чтение», «Труды Киевской Духовной Академии», «Православный собеседник», «Вера и разум», «Православное Обозрение», «Вера и Церковь», «Миссионерское обозрение», «Вопросы философии и психологии» и другие.

Среди более или менее современных учебных пособий по Основному Богословию обозначим: «Апологетика» протоиерея Василия Зеньковского, «Очерки христианской апологетики» Н. Н. Фиолетова, «Основное богословие» свящ. Димитрия Лушникова, «Основное богословие или христианская апологетика» В. П. Леги, «Путь разума в поисках истины» проф. А. И. Осипова.

Среди работ, проливающих свет на историческое развитие Апологетики можно отметить: «Исторический очерк развития христианской апологетики или основного богословия» Н. П. Рождественского, «История апологетики» протоиерея Глеба Каледы, «Апологетическая мысль до IV столетия» Е. Холодова, «Истоки и современность апологетики» Т. Миллер и др.

Комментарии для сайта Cackle