Апологетика

Источник

Париж, 1957 г.

Содержание

Аннотация

Введение Борьба веры и неверия Отрыв от Церкви Рационализм Значение веры для человека Вера соединима со знанием, с культурой Основные темы апологетики Вопрос о Церкви Религиозные кризисы Часть I. Христианская Вера и Современное Знание 1. Общие Основы Христианского Понимания Мира Священное Писание, как источник христианской истины Основные идеи Библии о мире сводятся к следующему: Различие 1-й и 2-й главы в книге Бытия Грехопадение прародителей Поврежденность природы вследствие грехопадения прародителей Рассказ о потопе Глубина христианского учения 2. Вера и разум Значение веры в познании мира и человека Оценка разума в христианстве Ограниченность нашего разума Участие веры в познании Возможность чудес Реальность чудес Чудо воскресения Спасителя Невозможно отвергать реальность воскресения Христа Нельзя противопоставлять знание вере 3. Бог и Мир Разбор внехристианских учений о соотношении Бога и Мира Бог – Творец мира Натурализм Неприемлемость чистого натурализма Агностицизм Пантеизм О бытии Божием Доказательства бытия Божия Системы деизма и теизма 4. Происхождение Мира и Развитие Жизни Современные учения о вселенной Земля, как небесное тело Особенности земли Самодеятельность земли Возникновение жизни Учение Ч. Дарвина Критика дарвинизма Участие Бога в жизни земли О четвертом дне творения 5. Появление Человека на Земле Человек и до-человеческая природа Данные палеонтологии Данные эмбриологии Психические отличия человека Духовное развитие есть только у человека Развитие речи в человеке Появление огня 6. Появление Человека на Земле Спор между моногенизмом и полигенизмом Единство человеческой психики Единство в эстетической жизни Единство в моральной сфере Единство в религиозной сфере Коренное единство человечества Единство в развитии материальной культуры Когда человек появился на земле? Потоп Правда библейского повествования о потопе 7. Зло в мире Тема о зле в человеке Объяснение зла из неведения Объяснение зла из тяжких социальных условий Дуалистическое решение темы зла Христианское истолкование зла Почему допущено зло? 8. Заключение к 1-й части Библиографические указания к I части Часть II. Христианство в Истории 1. Христианство и Язычество Соприкосновение христианства с язычеством Христианские термины, общие с языческой философией Понятие «рецепции» Смысл «рецепции» Учение о Св. Троице не взято из греческой философии Недопустимость учения о мозаичности христианства История религии, как наука Новейшие течения в истории религии 2. Историческая Реальность Христа Нелепость отрицания исторической реальности Христа Рационализм, как источник сомнений в исторической реальности Христа Иудейские источники о Христе Внехристианские источники о Христе Почему так мало исторических свидетельств о Христе? Христианство, как свидетельство о реальности Христа Христианство и языческие мистерии 3. Языческие Мистерии и Христианство Язычество, как религиозный факт Смысл мистерий Египетские мистерии Греческие мистерии Мистерии Митры Значение мистерий 4. Языческие Мистерии и Христианство Символизм в язычестве Реальность воскресения Христа Внехристианские учения о посмертном существовании Персидское учение о посмертном существовании Египетские учения о бессмертной жизни «Воскресение» в мистериях «Воскресение» Диониса Сравнение языческих мистерий с христианством Основные черты христианства 5. Рецепция внехристианского материала Вхождение христианства в историю Развитие тринитарного догмата Развитие христологического догмата Различия в развитии христианства и язычества Почитание Божией Матери в христианстве Языческий культ Матери земли Развитие христианского богослужения Праздник Рождества Христова Христианская Евхаристия 6. Христианство в Истории Парадокс христианства Историческая сторона в христианстве Христианство не всецело исторично Библиография к II части Часть III. Христианство как Церковь 1. «Бесцерковное Христианство» Как возможно «бесцерковное христианство»? Индивидуальные причины отхода от Церкви Упадок церковности Возврат к Церкви Вера в Церковь Давление исторической обстановки на церковную жизнь В чем обвиняют Церковь? 2. Церковь и Свобода Духа Христианское понятие свободы Свобода во Христе Церковь, как авторитет Авторитет и власть Секуляризм не есть путь свободы Внерелигиозное построение науки Проблема свободы в религиозном сознании 3. Социально-экономические проблемы Неустранимость в христианстве социальной темы Ответственность Церкви и ответственность клира Отношение к богатству в Новом Завете Отношение к богатству в ранней христианской общине Развитие социальной темы в истории христианских народов Социальный идеализм вместо христианства Безрелигиозный гуманизм Христианская мораль Евангельская основа в социальном идеализме 4. Церковь и Государство Отношение к власти в первые века христианства Идея «симфонии» Церковь и государство на Востоке Принцип теократии Западная теократия Извращение идеи теократии на Западе «Симфония» 5. Единство Церкви Понятие «единства Церкви» Теория «ветвей» Единство Церкви и ее истинность Церковные Разделения Проблема единства Церкви в католическом истолковании Протестантизм Экуменическое движение Разделения в Церкви – ее крест 6. Заключение о Христианстве, как Церкви Церковь связана с историей Надо нести крест Церкви Творческие задачи Церкви в мире Библиография: Приложение I. Жизнь после смерти Дохристианские учения Анализ аргументации Платона Учение Православной Церкви Можно ли вступить в общение с усопшими? Данные христианской антропологии о жизни после смерти Библиография Приложение II. Начала христианской морали Отличие христианской морали от языческой и ветхозаветной Новозаветная мораль; ее общие черты Понимание христианской морали в различных исповеданиях Моральные черты в нашем «естестве» Отношение к себе Отношение к семье, к собственности и к социальному строю Церковь и право Церковь и государство Заключение Библиография Приложение III. Разделения в Христианском Мире Правда Православия Что стоит между нами и католиками? Церковные группы, отделившиеся от Римской церкви? Дробление протестантизма Разделения в русской Церкви Внехристианские религиозные движения Библиография  

 
Аннотация

«Апологетика» Зеньковского – классический труд по защите христианства перед лицом современных проблем и вопросов. Зеньковский в «Апологетике» защищает христианство перед лицом современных сомнений по следующим пунктам: христианство и современное знание (вера и разум, происхождение мира, жизни и человека), христианство в истории (христианство и язычество, их мнимое тождество, их различие, рецепция язычества христианством), христианство как Церковь («бесцерковное христианство», свобода Духа и Церковь, актуальные проблемы современности).

Зеньковский пишет во введении к «Апологетике»: «Борьба веры и неверия проходит через всю историю христианства. Так было уже тогда, когда сам Господь был на земле и всей своей жизнью и личностью светил миру, но как раз этот свет, исходивший от Христа, и возбуждал у людей, возлюбивших тьму больше света, противление, критику. Не раз ведь случалось, что те, кто приближался ко Христу, потом покидали Его, уходили от Него. Путь веры и тогда требовал и чистоты сердца и готовности идти за Господом во всем, – и те, кто подобно Пилату, не жили для истины и были к ней равнодушны, – и еще многие и многие, приблизившись ко Христу, потом отходили от Него. Путь веры был и остается путем всецелой отдачи себя Богу, как высшей Правде; иначе говоря, путь веры труден для тех, в ком нет внутренней целостности. Бывает, конечно, и так, что у людей встают добросовестные сомнения, вытекающие из ограниченности нашего ума, из трудности вместить в наше сознание то, что превосходит силу разумения у нас. Но добросовестные сомнения, часто неизбежные для тех или иных умов, сами по себе не греховны, – греховными они становятся тогда, когда мы, поддаваясь им, перестаем искать истину в ее полноте, успокаиваемся духовно и застываем в своих сомнениях, – т. е. погружаемся в духовный сон. В таком духовном сне, при котором замирают высшие запросы духа, сейчас пребывают многие, – и причина этого лежит в той духовной неправде, которая развилась и созрела в человечестве в последние века. Без преувеличения можно сказать, что вся современная культура, с ее техническими достижениями, усыпляет нас духовно, заглушает запросы духа, – и мы, как ветхозаветный Исав, продаем свое духовное первородство за «чечевичную похлебку», за те мелкие и поверхностные наши увлечения, которые содействуют нашему духовному усыплению. Но почему же вся система современной жизни и культуры действует так на нас?»


Источник: Апологетика / В.В. Зеньковский. – Минск : Белорусская Православная Церковь, 2010. – 528 с. ISBN 978-985-511-164-2

Комментарии для сайта Cackle