Хрестоматия по сравнительному богословию

Источник

Учебное Пособие Для III Курса Духовной Семинарии

Содержание

Предисловие

I. Введение. Общие принципы отношения православия к инославию Николай Глубоковский, профессор С.-Петербургской Духовной Академии. Православие по его существу Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Отношение церкви христовой к отделившимся от нее обществам Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии 1 2 3 4 II. Папский примат и папская непогрешимость Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Есть ли у Христа наместник в церкви? Николай Арсеньев, профессор Свято-Владимирской Семинарии. Православие. Католичество. Протестантизм Василий Болотов, профессор общей церковной истории. Притязания римского епископа на главенство в церкви вселенской: римский епископ как папа Дмитрий Огицкий, магистр богословия. Сущность римского католицизма Протопресвитер Иоанн Мейендорф, доктор богословия. Рим и православие: по-прежнему ли существует проблема «авторитета»? Протопресвитер Александр Шмеман, доктор литургического богословия. Византия Дмитрий Огицкий, магистр богословия. Первый ватиканский собор (1869–1870) Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии. Post Vaticanum II III. Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви Владимир Лосский, доктор богословия. Исхождение святого духа в православном учении о троице Архимандрит Плакид (Дезей), доцент Свято-Сергиевского богословского института. Блаженный Августин и «филиокве» Протоиерей Иоанн Романидис, профессор догматического богословия. Филиокве Алексей Лосев, доктор филологических наук. Filioque как основа латинского платонизма (аристотелизма) Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович), доктор богословия. «Филиокве» и нетварная энергия святой троицы по учению святого Григория Паламы Глава из книги «Тайна Святой Троицы по святому Григорию Паламе» IV. Католическая сотериология Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении Владимир Лосский, доктор богословия. Искупление и обожение Николай Арсеньев, профессор Свято-Владимирской Семинарии. Православие. Католичество. Протестантизм Дмитрий Огицкий, магистр богословия, Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии. Римско-католическое учение о спасении Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), доктор богословия, академик С. -Петербургской АН. Несправедливость учения римской церкви об индульгенциях Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), доктор богословия, академик С. -Петербургской АН. Замечание о чистилище Монах Савва (Тутунов), кандидат богословия. Современная римско-католическая сотериология V. Католическая мариология Владимир Лосский, доктор богословия. Всесвятая Владимир Лосский, доктор богословия. Догмат о непорочном зачатии Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви Протоиерей Сергий Булгаков, профессор догматического богословия. Католический догмат непорочного зачатия богоматери Епископ Афанасий (Иевтич), доктор богословия. Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина Архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (Львов). О латинском догмате непорочного зачатия VI. Католическая сакраментология, этика, аскетика Дмитрий Огицкий, магистр богословия, Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной Академии. Особенности римско-католического учения о таинствах Алексей Лосев, доктор филологических наук. Прочие латинские догматы и молитвенная практика Диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Православие и католичество в опыте молитвы VII. Некоторые аспекты современной жизни католической церкви Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, церковного права и церковной истории. Высшее управление римско-католической церкви Александр Попов, кандидат философских наук. Проблемы современного социального учения католицизма Приложение. Энциклики папы Иоанна Павла II Протоиерей Валентин Асмус, магистр богословия. Архиепископ Марсель Лефевр и католицизм XX векаПриложения Основные принципы отношения русской православной церкви к инославию Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием Коротко об авторах  

 
Предисловие

Настоящее издание представляет собой первый в современной отечественной издательской практике опыт систематического собрания текстов по преимуществу русских, но также и зарубежных православных богословов, философов, историков XIX–XX веков по одному из ключевых разделов сравнительного богословия. В предложенных ниже вниманию заинтересованного читателя публикациях многообразно и с естественной вариативностью подходов освещаются ключевые проблемы, встававшие перед православной традицией в связи с необходимостью давать церковную оценку тем специфическим аспектам вероучения, каноники, церковной жизни римского католицизма, сформировавшимся в древности или возникшим уже в Новое время, которые в своей совокупности на протяжении уже почти тысячелетия (после трагедии отпадения латинского Запада в 1054 году) отделяют некогда первую среди равных Римскую Церковь от единства любви и общения Вселенского Православия.

После вводной части, в которой освещаются в публикациях Н.Н. Глубоковского и патриарха Сергия (Страгородского) общие принципы отношения Церкви к инославию, следуют традиционные для сравнительного богословия разделы, посвященные:

1) рассмотрению формирования идеи папского примата и догмата о папской веро- и нравоучительной непогрешимости;

2) католической триадологии в аспекте учения о Filioque (исхождении Святого Духа от Отца и Сына);

3) католическому учению о спасении в его общих принципах юридизма, частных доктринах последствий первородного греха, сверхдолжных заслуг, чистилища и практике индульгенций;

4) католической мариологии с ее новейшими, не известными Древней неразделенной Церкви догматами непорочного зачатия (1854 года) и телесного вознесения (1950 года) Девы Марии;

5) католической сакраментологии (учению о Таинствах), этике и аскетике.

В заключительном разделе дана подборка текстов по ряду актуальных проблем сегодняшнего дня Римско-католической церкви, включая раскол традиционалистов, связанный с именем Марселя Лефевра, и латиноамериканскую теологию освобождения.

В приложении приводится новейший авторитетный документ нашей Церкви по рассматриваемой проблематике – Постановление Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «Об отношении Православной Церкви к инославию».

Хрестоматия адресована как специально студентам Духовных школ (предложенный в ней материал соответствует программе III курса Православных Духовных Семинарий по сравнительному богословию), так, безусловно, и широкому кругу читателей, интересующихся богословской проблематикой и стремящихся опереться на знание современной православной богословской традиции в ее многообразии, но и с присущим ей ныне, как и в прежние века, внутренним принципиальным единством, тем consensus patrum – согласием отцов, которое отделяет подлинное церковное богословие и от либерального конфессионального индифферентизма (с его формулой о перегородках, не достигающих до небес), и от псевдоконсервативного ригоризма (с его бойким и радостным анафематствованием и посыланием даже до ада всех без исключения инославных). Ключевыми словами при подборе текстов Хрестоматии были вдохновенные глаголы святителя Григория Богослова, изреченные им о норме отношения членов Вселенской Церкви к тем, кто пребывает в отделенных от нее сообществах:

«Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Протоиерей Максим Козлов, профессор МДА

* * *

При подготовке к изданию настоящей Хрестоматии развернуты сокращения слов; орфография и пунктуация в работах XIX века приближены к современным нормам. Сохранена большая часть авторских особенностей написания (транскрипции) западных имен и иноязычных терминов. Примечания без подписи принадлежат авторам статей; примечания, обозначенные Ред., принадлежат редакторам публикаций первоисточников; примечания, помеченные Изд., подготовлены к настоящему изданию. Пояснения к текстам, переводы терминов и библиографических ссылок с иностранных языков, заключенные в квадратные скобки, сделаны также нами.

Издатели


Источник: Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. пособие. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. - 847 с.

Комментарии для сайта Cackle