Первое в мире христианское крещение
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!..»
Как и всегда впоследствии Апостолы с каждым народом говорили на понятном ему языке, так и здесь они обращаются именно к иудеям. Самое главное, что Апостолы возвещали, входя в синагоги – что вот этот распятый человек Иисус и есть тот самый обещанный вам вашими пророками Христос, Мессия, Царь Израилев, Спаситель мира:
«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями,... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».
И этому «все мы свидетели.
Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
Проповедь дошла до сердец. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ...
Итак, охотно принявшие слово его крестились».
Вот первое известное нам полноценное христианское крещение, когда одновременно с покаянием совершилось и прощение, и принятие Святого Духа новообращенными.
Не рассказывается, как именно это происходило, какие молитвы при этом читались. Как совершать крещение, Апостолы были научены Иисусом Христом и наставлены Святым Духом, и поначалу не записывали, во избежание кощунственного подражания. Они устно сообщали это «верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2), то есть своим преемникам, епископам и пресвитерам церквей, которые по их проповеди возникали по всей земле.
Неизвестно также, совершалось ли крещение полным погружением в воду. Думается, если бы это было принципиально и существенно, это было бы указано. Известно только, что в Иерусалиме не было обширных водоемов для купания, вроде Днепра, где можно было бы совершить столь массовое крещение.
Можно с уверенностью предположить, что это совершилось не в Иордане, потому что, во-первых, до Иордана от Иерусалима довольно далеко, а также – чтобы новое, полное, благодатное Крещение не ассоциировалось бы с минувшим, неполным, приготовительным крещением Иоанновым.