Со страниц Евангелия
Иерехонский слепец. (Лк. 18:35–43)
В дни праздника Крещения Господня мы многократно слышали: «Явился еси днесь вселенной и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: «Пришел еси, и явился еси, Свет неприступный"». А вскоре, в дни приближающегося Великого поста, будем слышать: «Свет Христов просвещает всех».
В жизни же нашей мы чаще, пожалуй, видим тьму – грех и недостатки окружающих нас. Свет Христов мы видим плохо.
Почему?
Да потому что очи души нашей плохо видят, потому что часто живем мы как духовные слепцы.
Что делать?
Пример Иерихонского слепца, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, может нам помочь.
Этот слепец, сидя у дороги и прося милостыню, услышал, что идет Иисус Христос.
Тогда он начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Лк 18:38). Ему мешали, заставляли молчать, но он продолжал кричать еще громче: помилуй меня (Лк. 18:39). Иисус Христос услышал, остановился, подозвал к Себе слепца и исцелил его.
Вот и нам, духовным слепцам, надо молиться: «Господи, помилуй, исцели душу мою».
Многое мешает молитве нашей – трудности жизни, суета, спешка. Но, как и иерихонский слепец, которому мешали, которого заставляли молчать, будем и мы не обращать внимания на то, что мешает молитве нашей, и молитвой стремиться к Свету.
И еще одно, что должно помочь нам видеть Свет и жить во Свете, – это борьба за чистоту жизни, борьба с грехом, «духовная брань», ибо, по слову Господа, чистые сердцем ... Бога узрят (Мф. 5:8).
«Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, дай нам в Свете Твоем узреть Свет и стать сынами Света».
Закхей. (Лк. 19:1–10)
Каждая неделя приближает нас теперь к Великому посту. В прошлое воскресенье читалось Евангелие об Иерихонском слепце. Думали о слепоте. Какое это несчастье! Но слепота бывает не только физическая, но и душевная. Душевно слепой человек не видит своих грехов и прегрешений, но обычно хорошо замечает действительные или воображаемые грехи и прегрешения других людей. Душевная слепота еще страшнее физической, потому что она сопровождает человека в жизнь вечную за гробом и до Страшного суда. Вот почему скоро начнем мы повторять слова дивной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Евангельское чтение прошлой недели звало нас искать у Господа духовного прозрения.
А сегодня Евангелист опять говорит о Господе в Иерихоне. Но теперь Христа Спасителя встречает в Иерихоне не слепец, а Закхей-мытарь. Мытарь – это часто грешник, сребролюбец и обманщик. Закхей-мытарь был маленького роста. Но ему очень хотелось увидеть Иисуса Христа. Он забежал вперед и влез на дерево, чтобы увидеть проходящего Спасителя.
Христос Спаситель увидел мытаря на дереве, увидел и сердце его, стремящееся ко Господу. И Господь сказал, чтобы Закхей скорее слезал с дерева, ибо Он хочет быть у него в гостях. И Закхей покаялся, отдал половину своего имения нищим, а остальную часть употребил, чтобы вознаградить тех, кого он обидел. Нам тоже хочется увидеть Господа, и мы все такие маленькие духовным ростом, что нам необходимо сделать усилие, чтобы подняться хотя бы немного от земли. А то всякие мелкие земные истории, недоразумения, обиды так пленяют наши души, что мы забываем небо, забываем Господа, и только стравляем себя проходящими земными историями. Приближается Великий пост. Надо обновиться, подняться хотя бы немного от земли к небу, увидеть Господа и принять Его в свою душу в Таинстве Святого Причащения. Аминь.
Мытарь и фарисей. (Лк 18:1–14)
Вчера на клиросе раскрылась большая, тяжелая, толстая книга. Эта книга преисполнена духовным богатством. В ней вся духовная история рода человеческого от сотворения мира до Страшного суда. Эта книга прекрасна не только по содержанию, но и по музыке, если можно так сказать, тех песнопений, которые в ней заключаются.
Эта книга называется Триодь Постная. Она вся обращена к нам, к нашей душе. Она зовет нас проснуться, обновиться, подняться хоть немного от земли к небу. Это духовный колокол, это набат. Мы слышали вчера первые слова этой книги: «Не помолимся фарисейски, братие». Фарисеи – это законники, это исполнители закона, в этом можно им подражать, и не в этом их грех. Фарисеи считают, что они лучше других, что они понимают лучше других, они гордятся и тщеславятся, они презирают, уничижают, осуждают других. И Триодь говорит: нельзя молиться по-фарисейски, осуждая, укоряя других и воображая о себе. И сейчас же дается пример, как надо молиться. Эго молитва мытаря. Мытари – часто грешники, обманщики, обидчики. И один такой мытарь вошел в церковь помолиться. Он знал, что он грешник, он даже не смел поднять глаза к небу, но он каялся, просил прощения, умолял Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Перестать осуждать других, понять, что сам ты грешный человек, обратиться к Богу со смиренной молитвой, зовет нас Церковь с первых страниц Триоди.
«Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.
Блудный сын. (Лк. 15:11–32)
Не только гордость мешает покаянию, исповеди. Иногда бывает такое состояние, что не смеешь подойти к исповеди или из-за множества долголетних грехов, или из-за того, что на душе – страшный грех, который, думаешь, Господь Бог не простит.
Ответом на эти смущения и является богослужение второй, подготовительной к Великому посту Недели – Недели о блудном сыне.
Сегодня читалась такая притча. Было два сына у отца. Один взял свою долю имения отца и ушел в далекие места. Там он жил блудно, распутно, все прожил. Начался голод. Чтобы прокормиться, блудный сын стал пасти свиней и хотел с ними питаться, но и этого ему не позволяли. Тогда он вспомнил отца, у которого много слуг, и решил пойти к отцу и попросить взять его, как наемника. Вспомнил, решил и пошел. Отец еще издали увидел блудного сына, сжалился, побежал ему навстречу и обнял. А блудный сын сказал: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15:21). Отец же велел принести лучшую одежду, дать перстень на руку и заколоть теленка, чтобы есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:24).
Да услышат эту притчу Христову все заблудившиеся, все тяжело согрешившие и все считающие себя погибшими. Да услышат они все эту притчу и да поймут, «яко благ Господь», что нет греха, который превзошел бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного.
«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!»
Неделя о страшном суде. (Мф. 25:31–46)
В прошлое воскресенье притча о блудном сыне напоминала нам о великом милосердии Господа к кающемуся грешнику. Нет греха, который был бы больше милосердия Божия. Сегодня Святая Церковь напоминает нам, что Господь не только милосерд, но и праведный Судия. Сегодняшнее евангельское чтение и вчерашняя всенощная говорят нам о праведном конечном Страшном суде, на который соберутся все народы, все люди. И разогнутся книги жизни каждого из нас, и каждый получит по заслугам: праведные получат вечное блаженство, а грешники – вечную муку. Это говорит Господь (см.: Мф. 25, 46). Церковь нам об этом напоминает, чтобы побудить к покаянию, чтобы побудить самим раскрыть нашу книгу жизни и вычеркнуть из нее на исповеди все грешное и недоброе.
Из тех, кто был в прошлом году на этой службе, некоторых уже нет в живых. Из нас, которые присутствуют сегодня на службе, некоторых, вероятно, не будет в живых на будущий год. Кого из нас призовет Господь к ответу? Мы не можем знать. Каждый должен быть готовым предстать пред Господом. Неужели эта мысль не смягчит наши мертвые сердца и не побудит к покаянию, к исправлению!
«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!»
Исцеление слепорожденного. (Ин. 9:1–38)
Неделя 6-я по Пасхе
Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения. Этого бывшего слепого Господь при встрече после исцеления спросил: ты веруешь ли в Сына Божия? (Ин. 9:35). Этот вопрос обращен и к каждому из нас.
Исцеленный слепец на этот вопрос спросил: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? (Ин. 9:36).
Мы же знаем, кто Он. О Нем нам рассказали те, кто видел и слышал Его. От них мы знаем, как Он жил, чему учил, какие творил чудеса, как был распят и умер, как воскрес и вознесся на небеса.
И если мы, не будучи, например, в Америке, верим и знаем по рассказам других, что она есть, если мы по рассказам других верим и знаем, что было то или иное историческое событие, то тем более мы верим и знаем о Господе Иисусе Христе, пришедшем на землю во плоти, знаем и верим по свидетельству тех, кто Его видел и знал. И, размышляя о Его жизни, учении и делах, мы видим, что Он действительно был не только человек, но Богочеловек, Сын Божий. Не всегда и не все могут этому верить, ибо есть глаза, которые в духе не видят. Есть духовная слепота. Эта слепота бывает от невежества, от незнания, иногда – от рождения, от слепоты родителей, а иногда – от греха или грехов, ибо чистые сердцем ... Бога узрят (Мф. 5:8).
Итак, на вопрос: «Веруешь ли в Сына Божия?» – отвечаем: «Верую, Господи, и Тебе поклоняюсь и прошу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12)». Аминь.
Исцеление слуги сотника. (Мф. 8:5–13)
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Чему учит нас Евангелие, которое мы сегодня слышали? У одного сотника в Капернауме – это город на берегу Галилейского моря, от которого теперь остались лишь развалины, тяжело заболел слуга. Сотник пошел к Господу Иисусу Христу и сказал Ему об этом. Господь ответил: Я приду и исцелю его (Мф. 8, 7). Но сотник сказал: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и выздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8). Господь, видя такую веру сотника, сказал: иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8, 13). И слуга сотника выздоровел в тот час.
Какая вера сотника! Какая всемогущая сила Божия! А для нас еще и указание: молитесь друг за друга. Для молитвы нет ни пространства, ни границ. Но молиться надо с верою, от души и с доверием к Господу. Молитва – не приказ Господу, а просьба. И если Господь не сразу исполняет молитву или даже не исполняет ее, то Господь знает, что делает, и да будет Его воля!
Исцеление расслабленного. (Мф. 9:1–8)
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Болеет человек от простуды, от заразы, от грехов. Исцеляя расслабленного, о котором сегодня читалось в Святом Евангелии, Господь прежде всего сказал: прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2).
Болезнь часто рассматривают как наказание Божие. Что такое наказание? Наказание, наказ – это иначе дать указ, указание. Болезни наши часто бывают указанием от Господа. А получить указание от Господа – это получить от Него милость, недаром у нас при болезни говорилось: «Господь посетил». Указание надо понять. При болезни надо проверить свою жизнь; через исповедь и Святое Причащение очистить себя от грехов. Но не всегда болезнь обличает наши грехи – иногда она предупреждает от падения в грех, делает невозможным грех.
И еще одно указание для себя мы можем видеть в сегодняшнем чтении Евангелия: Господь исцелил больного по вере и просьбам друзей, принесших расслабленного. Значит, мы можем молиться не только за себя, но и за других больных и несчастных. Господь может помочь больному по вере и молитве других. Но надо понимать, что такое молитва. Молитва – просьба к Господу, а не предписание Ему.
Молиться надо с доверием к Господу, и если Господь не исполняет молитву, то это не дает нам права на бунт против Господа, на отход от Него.
Молитва, в которой мы как бы диктуем Господу свою волю, не есть правильная молитва.
Молитва должна быть с доверием: да будет воля Твоя (Лк. 11:2) – я прошу, но приму со смирением и то, что не совпадает с моей волей, с моим желанием, с моим пониманием о том, что лучше.
Чудо хождения по морю. (Мф. 14:22–34)
Неделя 9-я по Пятидесятнице
После чуда насыщения 5000 народа пятью хлебами Господь Иисус Христос побудил учеников отправиться на другой берег озера, а Сам, отпустив народ, пошел помолиться. Когда лодка была на середине моря, то ее начало сильно бить волнами. В это время Господь пошел к ученикам по воде. Была ночь. Увидев Его, ученики испугались, думая, что это призрак. Но Господь сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14:27). Тогда Петр воскликнул: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14:28). Иисус Христос сказал: иди (Мф. 14:29).
И Петр пошел, но испугался волн, начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня (Мф. 14:30). Иисус Христос протянул руку и поддержал Петра. Когда они вошли в лодку, ветер утих.
Таково сегодняшнее повествование Евангелия.
Невольно на мысль приходят наши дни и наша жизнь, окруженная житейской бурей. Становится страшно жить. И мы вспоминаем Господа. Но Он нам кажется призраком. Хорошо, если мы подобно Петру воскликнем: «Господи, если это Ты, повели прийти к Тебе». Хорошо, если мы, идя к Господу, не испугаемся житейской бури или если испугаемся, то все же воскликнем: «Господи, спаси меня!» Господь всегда поможет. Но если мы с самоуверенностью отвернемся от Господа, утверждая, что это призрак, если мы, утопая, не обратимся к Господу, то приходит наша погибель.
Это закон жизни: Господь, Утверждение и Спаситель мой, кого убоюся? Господь – камень, на котором должна строиться наша жизнь, и тогда никакая буря нас не собьет – мы сами устоим и еще другим поможем.
Да будет в сердцах наших обращенность ко Господу, и тогда никакая житейская буря нам не страшна.
Исцеление бесноватого отрока. (Ин. 17:14–24)
Неделя 10-я по Пятидесятнице
У одного отца был бесноватый сын. С детских лет страдал, несчастный. Злой дух бросал его и в огонь и в воду и всячески хотел погубить его.
Отец просил учеников Христовых исцелить несчастного, но они не могли. Тогда отец обратился к Христу Спасителю: сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9:22). Иисус Христос ответил: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9:23). На это отец воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9:24). И Господь Иисус Христос исцелил несчастного сына несчастного отца.
Потом ученики Христовы спрашивали Спасителя, почему они не могли исцелить? И Спаситель ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).
Что из этого евангельского повествования может относиться к нам? Иногда, пожалуй, и мы бываем бесноватыми от гордости, от злобы, от нечистых искушений и других страстей. Как справиться с такой бедой? И слышим слова Спасителя: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).
Кто имеет уши слышать, да слышит!
И другое бывает с нами: казалось бы, мы веруем и хотим и поисповедоваться, и причаститься, а мысли мешают, навевают разные сомнения.
Что же делать, как быть? Вспомним тогда несчастного отца несчастного сына и его молитву со слезами и скажем и о себе: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9:24). И потом – да не смущается сердце наше – со страхом Божиим и верою приступим ко Святой Чаше. Аминь.
Притча о должниках. (Мф. 18:23–35)
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Как хотелось бы, чтобы жизнь наша была лучше, счастливее, мирнее! А мы растерялись, не знаем, на чем строить жизнь, чем руководствоваться. Бросаемся в разные стороны, ищем особых наставников и учителей, забывая об одном истинном Наставнике и Учителе. Редко-редко когда обратимся к Нему за советом. Редко-редко когда, узнав волю Его, поступим по Его совету. А сколько у Него простоты, ясности! Сколько советов на все случаи жизни! Вот и сегодняшняя притча. Кто из нас ее услышал, кто из нас принял ее в сердце для жизни?
Один человек был очень много должен царю. Царь его призвал и потребовал отдачи долга. Но денег не было. Тогда царь приказал продать за долг все, что имел должник – и его самого, и жену, и детей. Несчастный упал на колени перед царем и просил о помиловании, обещая все возвратить со временем. Царь сжалился и простил весь долг. Человек вышел от царя и по дороге встретил своего приятеля, который был ему должен ничтожную сумму. Он начал требовать возврата долга, схватил бедняка и, несмотря на его мольбы подождать и обещание со временем отдать долг, засадил его в тюрьму. Об этом узнал царь и велел посадить жестокого человека в тюрьму за то, что тот не простил бедняку.
Притча эта понятна Царь – это Бог, должник – это человек, который ежечасно согрешает против Господа. Господь милосерден к нам и прощает наши грехи. А мы? Прощаем ли нашим обидчикам? Не храним ли в себе злобы? Не носим ли ее годами? И нося ее, иногда даже дерзаем подходить к Святой Чаше. «Я вам никогда не прощу» – иногда приходится слышать. Эго страшное чувство. И страшно оно не столько для человека, к которому оно обращено, сколько для того, кто его переживает. Почему же мы не поступаем по словам Господа и Учителя нашего? Чего мы хотим? Потому что поступаем по своей воле, хотим своей воли. Как же мы молимся: «Да будет воля Твоя»? Как же мы произносим: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»? (См.: Лк. 11, 2–4).
Прощать надо просто, сердечно, потому что так повелел Господь. Христианин должен быть христианином не только по званию, но и по стремлению к исполнению указаний Господа. О, если бы мы услышали слова Господа, простили бы против нас согрешившим!
Притча о злых виноградарях. (Мф. 21:33–42)
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Сегодня в Евангелии мы слышали притчу. Был хозяин дома, он насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню, отдал виноградник виноградарям, а сам отлучился. Наступило время плодов. Хозяин послал своих слуг к виноградарям за плодами. А виноградари схватили его слуг, некоторых побили, некоторых даже убили. Тогда хозяин опять послал слуг, еще больше. И с ними поступили так же. Наконец, послал хозяин своего сына. Но виноградари схватили и его и убили. Что сделает хозяин с этими виноградарями? Злых предаст смерти, виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать плоды. В этой притче под хозяином разумеется Бог Отец, под виноградником – иудейская церковь, под виноградарями – первосвященники, священники и правители, которым была поручена иудейская церковь, под слугами – пророки, которых Бог посылал для вразумления иудеев и которых часто изгоняли и убивали, под сыном хозяина разумеется Господь Иисус Христос – Сын Божий.
Иудеи не приняли Господа Иисуса Христа. И виноградник был взят от них и передан христианам. Виноградник теперь Церковь христианская, а виноградари – мы. Приносим ли мы плоды Господу? Или мы приносим плоды зла?
Вот на какие мысли наводит нас нынешнее чтение Евангелия. А апостол Павел добавляет к этому: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью (1Кор. 16:13–14). Аминь.
Исцеление дочери хананеянки. (Мф. 15:21–28)
Неделя 17-я по Пятидесятнице
Господь Иисус Христос помогал не только иудеям, но и язычникам, которые веровали в Него и просили Его помощи. Однажды одна женщина-хананеянка нашла Господа Иисуса Христа и пошла за Ним, умоляя исцелить ее больную дочь. Господь, испытуя ее веру и показывая нам ее твердость, шел, как бы не обращая на нее внимания. Ученики просили отпустить женщину, но Господь сказал, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам, подразумевая под детьми иудеев, а под псами – язычников. Но женщина не оскорбилась и продолжала просить о помощи, говоря: но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15:27). Тогда Господь сказал: велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28) – и дочь исцелилась. Как хорошо было жить, когда Господь был на земле, как просто было Его разыскать и попросить Его помощи. Это верно.
Но, думая так, мы забываем милосердие Божие, которое не оставило нас, сирых. В Церкви и в Таинствах мы приближаемся к Господу, а в Таинстве Святого Причащения мы прямо соединяемся с Ним. Не всегда и иногда не сразу исполняет Господь наши просьбы. Иногда мы просим, не зная, чего просим; иногда Господь испытует нашу веру, хочет, чтобы мы ее засвидетельствовали терпением и смирением. Но мы должны всегда помнить, что Господь от нас не отошел, что Он с нами особенно в храме, в Таинствах, в Таинстве Святого Причащения. Сипа Божия, сила Таинства Святого Причащения постоянно проявляется перед нами. Как хананеянка-язычница, и мы приступаем к Господу, веря Ему и прося Его помощи.
Чудесный лов рыбы. (Лк. 5:1–11)
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Какая дивная картина рисуется в сегодняшнем чтении Евангелия! Берег Генисаретско-Галилейского моря, множество народа, на некотором расстоянии от берега – в лодке Христос Спаситель со Своими учениками. Господь учит народ. Какое величие и какая простота!
Когда Господь перестал учить, то сказал Симону Петру отплыть на глубину и закинуть сети. Но Петр и другие трудились в рыбной ловле уже всю ночь и ничего не поймали. Теперь был день и Петр знал, что уже ничего не поймаешь. Однако по слову Спасителя он закидывает сети. И вдруг в них поймалось столько рыбы, что с трудом вытащили и наполнили рыбой две лодки. Это было чудо всемогущества Божия. Петр и другие, сознавая свое недосгоинство, испугались. Но Христос Спаситель сказал Петру: не бойся, отныне будешь ловить человеков (Лк. 5:10).
Как ловить человеков? Ловить человеков – значит спасать людей. Спасать людей из бездны зла, греха, из сетей диавола. Ловить людей – значит привлекать их к вере Христовой, к жизни по вере, к жизни вечной.
И эта ловля происходит доныне. Сети зла, греха, диавола повсюду расставлены. Сколько людей в них гибнет! Но Христос Спаситель через Своих служителей, через Свое слово, через Свою Церковь всех зовет к Себе и к спасению: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф. 11:28).
Воскрешение дочери Иаира. (Лк. 8:41–56)
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Сегодняшнее евангельское чтение вновь и вновь свидетельствует о милосердии Господа Иисуса Христа и Его всемогущей силе.
Чудо воскрешения дочери Иаира: девица! встань (Лк. 8:54). И по слову Господа умершая встает, и дают ей есть. И другое чудо: исцеление кровоточивой женщины, 12 лет болевшей и истратившей на врачей все свои средства. Она лишь прикоснулась к краю одежды Господа с верой и выздоровела. И можно думать: «Как хорошо было жить в те времена, когда Господь пребывал на земле с людьми. Можно было просто подойти, попросить и получить желаемое. Достаточно было лишь прикоснуться к краю Его одежды, чтобы исцелиться от самой тяжелой болезни. Ведь и сейчас сколько больных, особенно тех, у кого душа болит – кровоточит, иногда, быть может, долгие годы. Вот если бы жить во времена земной жизни Спасителя!»
Братие и сестры! Христос Спаситель был, есть и будет. И теперь мы можем подойти к Господу в своей молитве, услышать слово Его в Священном Писании и не только прикоснуться к Господу, но даже и принять Его к себе в Таинстве Святого Причащения. И теперь мы бываем свидетелями всемогущей силы и милосердия Божия. Только нужна искренняя вера и доверие к Господу, желание не только получать что-либо от Него, но и жить с Ним и по Его святой воле.
Сей святой храм и да укрепляет и да освящает нашу повседневную жизнь христианскую. Мир и любовь да будут с вами! Аминь.
Притча о сеятеле. (Лк. 8:5–15)
Неделя 31-я по Пятидесятнице
Вышел сеятель сеять, и когда он сеял, то семена падали на разную почву. Одни упали при дороге, и их потоптали прохожие и поклевали птицы. Другие упали на камень, взошли, но быстро увяли, потому что не было влаги. Третьи упали среди сорной травы, которая заглушила семя. Наконец, четвертые упали на хорошую землю и принесли сторичный плод. Ученики спросили Господа, что значит эта притча? И Господь объяснил. Семя – это слово Божие, учение Христово. Различная почва – это различные души человеческие. Семя, упавшее при дороге, – это люди, которые услышали слово Божие и не удержали его для жизни. Семя, упавшее на каменистую почву, – это люди, которые услышали слово Божие, с радостью приняли его, но не имеют корня, постоянства и при искушениях отпадают от учения Христова. Семя, упавшее в сорную траву, – это люди, которые слушают слово Божие, но разные житейские заботы отвлекают их от Господа. И, наконец, семя, упавшее на добрую землю, – это люди, которые слушают слово Божие, хранят его с терпением и, осуществляя его в жизни, приносят плоды христианской жизни.
Задумаемся, какая почва души каждого из нас? Как слышим мы слово Божие, учение Христово? Слышим ли? Задерживается ли оно в сердцах наших? Приносит ли плоды в жизни нашей, т. е. стараемся ли мы жить по-христиански, исполнять в жизни волю Божию? Живем ли мы во Христе, со Христом или, как говорит апостол Павел, слова которого мы слышали сегодня, живет ли в нас Христос? Если заглянем в себя и увидим, что почва души нашей недобрая, постараемся ее исправлять, очищать, пока есть еще время, пока живем еще здесь, на земле. Исправляя себя, духовно обновляя и укрепляя себя, мы и другим поможем, и плод добрый принесем.
Кончает Господь эту притчу словами: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8, 15). То, что мы бываем в церкви, то, что мы ежедневно стараемся молиться Богу и читаем Евангелие, свидетельствует, что души наши хотят быть с Господом. Да свидетельствует об этом и наша жизнь.
Иисусе Воскресший, воскреси души наши!
Притча о добром самарянине. (Лк. 10:30–37)
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Но что нам делать, чтобы получить жизнь вечную? Этот же вопрос был сегодня и в Евангелии у законника, который спросил Христа Спасителя: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 10, 25) Господь ответил: в законе что написано? (Лк 10, 26). Законник сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Спаситель сказал: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк. 10, 28).
Значит, для того чтобы получить вечную жизнь, надо любить Господа Бога всем нашим существом, а ближнего, т. е. всякого человека, – как самого себя. А кто наш ближний, спрашиваем мы вместе с законником? Господь отвечает притчей: один человек шел из Иерусалима в Иерихон; на него напали разбойники, ограбили, изранили и ушли, оставив его еле живым. По дороге проходил священник и, увидев несчастного, прошел мимо. Затем шел левит, он подошел, посмотрел и тоже прошел. Наконец, проезжал самарянин. А иудеи очень не любили самарян, презирали их, не садились с ними за стол, старались не говорить с ними. Самарянин увидел, сжалился над несчастным, подошел, перевязал раны, возливая масло и вино, затем посадил на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. Господь говорит, что и мы должны поступать так же.
Но, скажут, где нам увидеть ограбленного и избитого разбойниками?
Есть такие люди, надо только смотреть внимательнее, что делается вокруг. Кроме разбойников, которые терзают тело, есть разбойники и духовные. Они грабят и ранят душу человека. Сколько среди нас избитых и душевно раненных людей! Как мы к ним относимся? Редко-редко когда кто пройдет мимо такого раненого. Обычно мы к нему подходим, останавливаемся около него, но часто не для того, чтобы смягчить и перевязать рану, а для того чтобы растравить ее и растерзать. Ведь если мы заметим недостаток ближнего, его душевную рану, то обычно возмущаемся, осуждаем, обижаемся на него, вместо того, чтобы прикрыть эту рану чувством любви и сострадания. Отсюда ссоры и раздоры вокруг. Нам, христианам, надо быть носителями мира, а вместо этого говорим иногда друг о друге, «что у нас не может быть с ним ничего общего». Это у нас-то, верующих в Единого Бога, Господа Иисуса Христа, молящихся «Отче наш», а не «Отче мой», нет ничего общего?! Как страшен этот грех разделения! Его надо всячески преодолевать неосуждением ближнего и памятью рассказа Господа о милосердном самарянине.
Вот высшая степень милосердия – милосердие к врагу, к обидчику. По заповеди Христовой, духовно избитых и ограбленных людей надо не поносить, а пожалеть, постараться помочь залечить их раны словом и делом любви и милосердия. Когда христианин видит ограбленного и избитого человека, он не должен спрашивать ни паспорта, ни партийного билета, а просто, как милосердный самарянин, подойти и помочь. Имеяй уши слышати, да слышит (Лк. 8:15).
Притча о богаче и житницах. (Лк. 12:16–21)
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Сегодня мы слышали в Евангелии притчу: у одного богатого человека был богатый урожай, и он рассуждал сам с собой, что ему делать? И решил, что построит новые, большие житницы, а потом успокоится и будет есть, пить и веселиться. Безумный не знал, что в эту же ночь он умрет. Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет – такими словами заканчивает эту притчу Господь Иисус Христос (Лк. 12, 21).
Богатство – некий дар от Господа. Хозяин богатства – Господь. Данное нам богатство мы можем использовать по воле его Хозяина во славу Божию, если думаем при его употреблении, что благоугодно Господу. И сколько можно сделать хорошего, прекрасного, имея богатство! Итак, в Бога богатеть. Но можно пользоваться богатством лишь по своей греховной воле – есть, пить, веселиться, ничего не делать или себя прославлять. Такое употребление богатства ведет к смерти вечной.
Кому дано много. ... с того больше взыщут – слова эти относятся и к богатству (Лк. 12:48).
Притча о званых на вечерю. (Лк. 14:16–24)
Неделя 28-я по Пятидесятнице
Сегодня в Евангелии читалась притча Господня: один человек сделал большой ужин и звал на него многих. Когда ужин был готов, то послал своего раба сказать, чтобы пришли. Тогда все начали извиняться: один сказал: я купил землю, и нужно пойти посмотреть ее (Лк. 14:18); другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их (Лк. 14:19); третий сказал: я женился и потому не могу прийти (Лк. 14, 20). Разгневался господин дома и приказал созвать на ужин с улицы нищих, увечных, хромых и слепых. И еще оставалось место. И сказал господин: много званых, но мало избранных (Лк. 14:24).
Эта притча относится прямо к нам.
Господин дома – это Господь, званые – это все люди, рабы зовущие – служители Церкви Христовой. Ужин – это молитва в храме, Тайная вечеря, литургия.
Почти каждый день, в каждое воскресенье и в каждый праздник зовут нас на молитву открытые двери храма. Кто слышит этот зов? Кто на него откликается? У одного – хозяйство, надо сходить на базар; у другого – работа, надо заработать деньги; у третьего – просто хочется поспать и посидеть дома. И так все отказываются: сегодня, завтра, послезавтра... пока не умрет человек, и тогда только везут его иногда в храм Божий. Но не может он уже приступить к трапезе Господней.
Вот о чем говорит сегодняшняя притча. Господь зовет всех на трапезу, но люди не идут. Не Господу нужна эта трапеза, а нам для поддержания огонька жизни духовной. О, если бы русские люди откликнулись на этот зов Господа!
Притча о богаче и Лазаре. (Лк. 16:19–31)
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Сегодняшнее чтение Евангелия заставляет нас задуматься о самом главном: какая конечная цель, какой смысл жизни? Как нам жить?
Господь Иисус Христос сказал такую притчу.
Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал богатый пир. Был также один нищий по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача, покрытый ранами, и хотел питаться хотя бы крохами, которые падали со стола богача, и собаки приходили и лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена Ангелами в Царствие Небесное, к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили (см.: Лк. 16:19–22), а душа его попала в мучение, или в ад. Будучи в мучениях, богач поднял свои глаза и увидел вдали, в Царствии Небесном, Авраама и Лазаря и воскликнул: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16:24). Но Авраам отвечал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 14:25–26). Тогда богач просил послать Лазаря к братьям, чтобы их предупредить, но Авраам отвечал: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк 14:29), а, если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 14:31).
Таков рассказ Спасителя. Он говорит о жизни вечной, о блаженстве и мучении в ней. Жизнь человека не кончается на земле, не ограничена несколькими десятками лет – она вечна. Каков же смысл нашей жизни, какая цель, как нам жить? Жить так, как хочешь жить там. Какую одежду приобретешь для души здесь, в той окажешься и там. Будешь жить здесь без Бога, без Его заповедей, нам для жизни данных, будешь и там без Бога, в мучении. Это так просто, так ясно; пусть будет только память об этом, и вся наша жизнь изменится к лучшему. Ведь слова о жизни вечной принадлежат Самому Господу Иисусу Христу.
Исцеление десяти прокаженных. (Лк 17:12–19)
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Сегодня мы слышали евангельское чтение об исцелении Господом десяти прокаженных и о том, как только один из них после исцеления возвратился возблагодарить Господа.
Проказа – одна из самых ужасных болезней. При ней тело покрывается корою и ранами, глаза гноятся, все лицо и язык опухают, от человека идет ужасный запах. Потом члены выпадают, и больной в страшных мучениях умирает. Эта болезнь заразная, и больной ею не имел права жить в городах и селениях и изгонялся.
И вот десять таких больных встретили Господа и издали молили: Иисусе Наставник, помилуй нас! Господь исцелил их, и слова их молитвы нам известны. Только мы говорим не «Иисусе Наставник», а «Господи», потому что знаем, что Иисус Христос есть Господь. Эта молитва – «Господи, помилуй» – повторяется нами часто, иногда один раз, иногда три, иногда сорок и более раз. Почему? Потому что, кроме проказы телесной, есть проказа души. Проказа души – грех. Трудно от этой проказы избавиться, и она заразительна. Только Господь может помочь. Вот мы и взываем: «Господи, помилуй». Но наша беда, что эту молитву мы иногда повторяем без внимания и веры и без сознания, что мы страдаем проказой души.
Господи, помилуй! Аминь.