Из жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932–1974)
Начало жизни прихода
Слово, сказанное 14 февраля 1933 года
Вспоминаю Карпатскую Русь. Эта область входит ныне в состав Чехословакии. Но до этого в течение нескольких столетий она принадлежала Венгрии. В Карпатской Руси живут русские люди; сотни лет они были оторваны от России и Русской Православной Церкви и находились под игом чужим. И, несмотря на это, русские люди в Карпатской Руси не утратили ни своей веры, ни своего языка. Каждое село имело свою церковку, старенькую, дряхлую, деревянную. Около нее держались русские люди, и она поддерживала и руководила их в жизни.
После великой войны (очевидно, что автор имеет в виду первую мировую войну – Примеч. изд.) в силу различных местных обстоятельств во многих русских селах храмы были отняты и переданы католикам. Русские люди остались без храмов. Но они не отказались от Господа. Божественная Литургия служилась под открытым небом или в хижинах. Народ не мог отказаться от Господа. Храмы отняты – начались постройки новых храмов. За эти годы воздвигнуто в Карпатской Руси несколько десятков церквей. Все трудились, все жертвовали. Давали деньги, землю, строительный материал, работали своими руками со своими лошадьми; мужчины, женщины, дети – все были строителями. В праздничный день там, на службе Божией, весь народ. Поет вся церковь. Ни долгое чужое иго, ни отнятие храмов и церковного имущества, ни бедность всей их жизни не принудили их ни отказаться от своей принадлежности к русским, ни охладеть к своей святой вере. Господь пребывает с ними, они не отвратились от Него.
Подобное же происходит в нашем зарубежье – всюду, где есть русские люди, строятся храмы, организуются богослужения. Но не всюду одинаковое рвение. Бывает, устроят храм и богослужения, но в храме пусто, нет молящихся; бывает, устроят храм, но в нем не совершается даже и богослужения. Рвение пропало, вера оскудела... Что будет с нашей попыткой создать храм в Аньере? Создадим ли мы храм, будем ли в нем молиться? Несложное это дело, но требует от нас воли, настойчивости, рвения. Дело начато, отказаться от него – отказаться принять в своем городе Господа. Да не будет этого! Постараемся послужить Господу, подумаем о своих душах и о душах наших детей. Не охладеем в деле строительства православного храма Христа Спасителя в Аньере. Потрудимся сами и призовем к этому тех, кто еще не с нами. Будем строить наш храм молитвою, словом веры и делом любви. Аминь.
***
Хорошо устраивается наш храм. Видно, что много труда и жертвенности сюда принесено.
Но для чего здесь создан храм? В храме мы встречаем Самого Господа – мы слышим Его евангельское слово, слышим Его учеников, в Таинстве Святого Причащения принимаем Его Плоть и Кровь. Мы идем в храм для встречи с Господом. И вся обстановка храма нас возвышает, делает лучше, спокойнее. Поэтому в храме не только должна идти служба, в храме должен быть не только священник, но и народ. Ведь если к нам приезжает дорогой гость, то как можно его не встретить?! А ведь в храм к нам приходит Сам Господь. Как можно не прийти к Нему навстречу?!
Но нужно не только ходить в храм. Храм должен освящать нашу жизнь и вне его стен. Мы устроили храм – теперь храм должен устраивать нашу жизнь. Сколько сейчас в нашей жизни всякой злобы, зависти, осуждения, ненужных разговоров и всякого греха. Под влиянием храма это должно меняться. Каждый из нас должен помнить, что он прихожанин храма, христианин, а, следовательно, ему не все позволено, он должен собой владеть. Недобрая жизнь сквернит и приход и храм. Нелегко было создать храм – еще труднее достичь того, чтобы храм освящал нашу жизнь, но при желании и с Божией помощью это может произойти. Храм и приход должны быть средоточием всего светлого, доброго, хорошего. Храм и приход должны быть дружной христианской семьей. Бог нам в этом на помощь!
Престольный праздник Аньерского храма
Почему престольный праздник нашего храма – в нынешний день, когда все дети и многие взрослые прихожане в отъезде? Какой смысл, какое значение в том, что именно в этот день именины храма нашего?
Наш маленький храм устроен в память величественного храма Христа Спасителя в Москве, ныне разрушенного. Московский храм – храм в память победы и славы; наш храм напоминает о временах гонений и разорения. Московский храм праздновал свой престольный праздник на Рождество Христово.
А когда праздновать нам? И остановилось наше внимание на нынешнем дне (1 / 14 августа. – Примеч. изд.), когда начинается Успенский пост, когда выносится для поклонения Святой Крест, когда прославляется Спас Всемилостивый.
День нашего престольного праздника напоминает нам о покаянии (пост) и о страдании (крест) и о том, что «с нами Бог» – Всемилостивый Спас. И какой дивный тропарь нашему престольному празднику: «С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленный грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость».
И еще: Святейший Патриарх Тихон в 1918 году призывал весь русский народ к покаянию именно в дни Успенского поста. В те времена зов Патриарха не был услышан, но до сих пор он звучит и зовет и указывает путь к спасению от зла.
«Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив».
Приветственное слово митрополиту Евлогию в 1937 году
Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейший Владыка!
Пять лет тому назад в прощеное воскресенье Вам угодно было освятить наш храм.
Вспоминается бывшее тогда его убожество – несколько икон и подсвечников. На царских вратах икон совсем не было, не было украшений, паникадил.
Прошло пять лет, и храм нельзя узнать – в нем есть множество икон и все необходимое, и даже колокола. В нем ежедневно совершаются богослужения. И украшается он уже не только внешним устроением, но и множеством воздыханий и слез покаяния, оставленных в нем за эти годы, множеством молитв благодарения, радости и скорби.
Вокруг храма и при храме собираются дети и взрослые для своего духовного и национального развития и укрепления. Храм сделался средоточием доброделания, и рука милосердия из него простирается далеко за пределы нашего прихода. Храм наш стал нашим родным, любимым, мирным домом.
Мы ясно понимаем, что все это дело рук Божиих, Его бесконечного милосердия к нам. Вот почему мы просим Вас вознести вместе с нами благодарение Господу.
Но нам хочется, чтобы храм наш освящал всю нашу жизнь и вне его стен. Нам хочется, чтобы храм для души каждого приходящего сюда становился бы средоточием мира, любви, радости, бодрости, всего доброго и хорошего. Мы просим Вас, Преосвященнейший Владыка, помолиться с нами и об этом, наставить нас мудрым словом на путь ко спасению.
Мы радуемся, Владыка святый, Вашему приезду к нам и благодарим Вас за это. Испола эти деспота!
Трудное время войны
Великая нужда вошла в нашу жизнь, в наши дома, случится в наши двери. У одних она больше, у других меньше, но уже есть среди нас те, которые не имеют ничего и от слабости теряют сознание. И эта нужда, надо полагать, будет увеличиваться, и на эту нужду Церковь не может не откликнуться. Вот по этому поводу некоторое время тому назад наш благостнейший Владыка митрополит пригласил к себе настоятелей церквей и старост для того, чтобы подумать вместе, как нам быть перед лицом надвигающейся, а для многих уже надвинувшейся беды. Об этом имел свое суждение и наш Приходской Совет. Вы знаете отчасти, что делается у нас в приходе для оказания помощи нуждающимся. За прошлую неделю наш Комитет помощи должен был откликнуться и помочь продуктами питания для 90 лиц, из коих 27 детей, кроме того, есть еще старые и больные люди. На нашем питательном пункте за истекшую неделю выдано было около 150 обедов, большинство которых – бесплатно. В нашем убежище находится более 20 человек. А нужда будет расти с каждой неделей. Господь помог нам до сих пор иметь возможность отзываться на эту нужду, есть у нас и сейчас еще для этого некоторые средства. Мы имели серьезную надежду на то, что в дальнейшем помощь нам будет идти от Американского Красного Креста. К великому сожалению, узнаем мы сейчас, что Американский Красный Крест встречает пока непреодолимые препятствия для оказания своей помощи. Мы обратимся к разным другим общественным и правительственным организациям по поводу помощи тем, кто находится в нужде, но раньше всего мы обращаемся за помощью к самим себе. Приходской Совет решил поставить при входе в храм ящик или корзину для сбора продуктов питания для нуждающихся. В эту корзину надлежит всем нам без исключения внести свою жертву. В каком размере? Какая мера этой жертвы будет для нас обязательна? Мера – наша совесть, а некоторый идеал, к которому хотелось бы в этом стремиться, – это отдать десятину того, что потребляешь на пропитание себя. Если мне предстоит употребить десять картофелин, то одну я принесу в церковь; если у меня есть десять кусков сахара, то один я принесу сюда – и так во всем. Не обязательно непременно принести эту картофелину или этот кусок сахара, можно другое что-нибудь. Но будем считать обязанностью каждого из нас принести в эту корзину что-нибудь. Будем считать грехом, если отвернемся и ничего в нее не положим. Это наша жертва, которую требует сейчас от нас церковь моими устами, вашего настоятеля и отца духовного. Кто имеет больше – даст больше, кто имеет меньше – даст меньше, но каждый должен что-нибудь оторвать от себя для помощи другим людям – это первое, что мы можем и должны сделать.
А другое, что мы можем и должны сделать, – это сказать о нужде и об обязанности каждого откликнуться на эту нужду, сказать это тем, кого здесь нет, кого мы встречаем вне стен храма – таких ведь много у нас собратьев по Отечеству. Вот им нужно сказать, чтобы и они что-нибудь от себя оторвали. Если они сюда не придут, то возьмем сами от них то, что они захотят дать. Немало у нас было испытаний, которые с Божией помощью мы перенесли. Сейчас перед нами новые испытания: нужда и голод. В духе милосердия, жертвы и послушания, с надеждой на помощь Божию и молитвенное заступление святого мученика Трифона мы эти испытания принимаем и верим, что в нашем стремлении Христа ради помочь друг другу Господь откроет нам и другие источники для поддержания тех, кто находится в нужде. Будем считать началом нашего дела будущую среду (10 июля) – день памяти преподобного Сампсона Странноприимника (дата памяти святого указана по новому стилю. – Примеч. изд.) – и после обедни отслужим молебен святому мученику Трифону, который является помощником всех находящихся в житейской нужде.
После покупки церковного дома
Дело покупки и ремонт церковного дома окончены. 15 лет у нас был храм; в нем почти ежедневно совершались богослужения, около него творилось много дел взаимопомощи и просвещения, мы к нему привыкли, сроднились с ним, полюбили его. И вдруг год тому назад он оказался под угрозой: хозяева дома решили продать свое владение и отказали нам в помещении.
Что было делать? Приходской Совет искал нанять другое подходящее помещение, но ничего не было. Надо было или оставаться под угрозой потери нашего помещения, либо купить его у хозяйки.
Общее собрание прихожан, созванное 15 декабря 1946 года для решения этого вопроса, постановило сделать все возможное, чтобы купить дом и землю. Был избран Особый комитет по сбору средств, который обратился с воззванием «Отзовитесь» ко всем русским людям. В воззвании говорилось: «Наш храм и наш церковный дом под угрозой... Мы можем оказаться без храма и без церковного дома. Этого нельзя допустить. Общее Собрание постановило принять все меры, чтобы приобрести занимаемое нами ныне помещение. Нужно около 2 000 000 франков. Если все постараются, храм и церковный дом можно будет сохранить, но должны постараться все...» И действительно, со всех сторон стали поступать щедрые пожертвования – и деньгами, и вещами. Прихожане не только сами жертвовали, но и других привлекали к делу помощи храму; и не только прихожане, а иногда и совсем незнакомые нам люди проявляли усердие помочь церковному делу. И, надо сказать, жертвовали большей частью не от богатства, а от бедности. Нельзя не отметить одновременно с этим и щедрого пожертвования Экуменического Совета в Женеве.
Прошло два месяца (на сбор был намечен срок два-три месяца). На годичном Общем собрании 16 февраля 1947 года один из членов Особого Комитета докладывал, что имеется уже около 700 000 франков, не считая стоимости пожертвованных вещей, и, сообщая о дружном отклике на нужду нашей церкви, говорил: «Все эти факты дают нам новый приток энергии для благополучного окончания начатого нами великого дела – сохранения нашего дорогого храма и дома... Сейчас мы не можем остановиться на полпути и должны напрячь все наши усилия на окончание этого сбора.
Какое моральное удовлетворение и доказательство нашей сплоченности в эмиграции даст нам всем успешное увенчание этого начинания!».
И случилось прямо, можно сказать, чудо. 15 марта Особый комитет объявил: «Сбор средств на приобретение помещения для храма Христа Спасителя в Аньере закончен». Одновременно появилась мысль, нельзя ли на собранные средства приобрести что-нибудь более подходящее для нашей церкви или даже построить свой самостоятельный храм. На выяснение этого ушло около трех месяцев. Был проверен ряд предложений и даже принято решение приобрести участок земли с небольшим домом для построения там отдельного храма. Но вскоре выяснилось, что на этом участке построение храма невозможно. Надо признаться, что обсуждение вопроса о том, что покупать, вызвало у нас большую страстность и не обошлось без греха. Наконец, по тщательном обсуждении всех возможностей, Приходской совет и Особый комитет при участии архитектора А. А. Бенуа и нашего юридического советника пришли к заключению о необходимости приобрести занимаемый нами дом. 22 июня Общее собрание прихожан огромным большинством голосов вынесло соответствующее решение, и с 1 июля (точнее с 7-го) церковный дом с 22 комнатами и 658 кв. метрами земли перешел во владение прихода. На оформление всех дел и на ремонт дома ушло еще несколько месяцев.
Теперь, 14 декабря, через год после нашего решения о необходимости приобрести помещение для церкви, мы соберемся в нашем храме во главе с митрополитом Владимиром для благодарственной литургии Господу Богу за Его великие милости к нашему приходу. Церковный дом поражает и радует нас своим прекрасным обновленным видом. Мы надеемся на освобождение для нужд прихода помещений дома, пока еще занятых жильцами, а Приходской Совет обсуждает, как бы расширить помещение церкви, которая не вмещает всех молящихся. Когда этот вопрос будет разрешен, мы отремонтируем и саму церковь. Средства на это есть.
Разве все это не поразительно, разве во всем этом не чувствуется, несмотря на наши согрешения, милость Божия?! Только сумели бы мы принять эту милость Божию и, очищая и украшая стены церковного дома и храма, не забывали бы о необходимости обновлять и нашу повседневную жизнь в духе Христовом. Нам много дано, но и много с нас спросится.
Господи, помоги нам!
Благоустроение храма
Переделка нашего храма, можно сказать, закончена. Остается еще заполнить новый иконостас иконами. Какое духовное толкование можно дать произведенным работам? Господь помог нам чудесно сохранить помещение для церкви, и не только сохранить, но и произвести в нем полный ремонт. И в ответ на это захотелось сделать что-то и для самого храма – сделать его возможно просторнее, лучше, устроить как надо. И в этом выявить нашу благодарность Господу Богу за Его помощь. Теперь у нас есть солея и амвон, на котором я сейчас стою, весь наш алтарь приподнят. А слово «алтарь» и значит «возвышенный жертвенник». Это самое святое место в храме. В алтарь по правилам никто, кроме посвященных или имеющих особое разрешение, не должен входить. Это небо на земле. В алтаре – престол. Это святыня храма. Наш престол остается неизменным. Поэтому у нас не было и не будет нового освящения храма, и мы освятили только его обновленное помещение. На нем Святые Дары, Крест, Евангелие и Антиминс – вместопрестолие. Антиминс – это особый плат с изображением снятия Иисуса Христа с Креста, с зашитой в нем частицей святых мощей. Антиминс освящается архиереем и без него нельзя служить литургию. (Слово «антиминс» состоит из двух греческих слов: «анти» – вместо и «миссион» – стол, т. е. вместопрестолие, – такой священный предмет, который, заменяя собой престол, сам является престолом. – Примеч. изд.). За престолом находится семисвечник – семь светильников. Светильники зажигаются в знак торжества, в напоминание о том, что Господь дает подлинный духовный Свет: «Свет Христов просвещает всех». Число семь напоминает нам о семи Таинствах (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причастие, Брак, Священство и Елеосвящение – Соборование) и о семи дарах Святого Духа (см. Ис. 11:1–3). Светильник также горит и перед нашей новой иконой Христа Спасителя. Она сияет золотом, как вечная заря, никогда не угасающая. В православной символике в золоте нет фальши. Золото на иконе выражает любовь человека к Богу. Нимб – сияние вокруг головы – сияние святости, благодати Божией. На иконе Спасителя особый нимб: в нем виден Крест. Крест – любовь Бога к человеку. Кроме Креста на нимбе имеются буквы, которые в переводе с греческого языка означают: «Сущий», т. е. что Бог всегда был, есть и будет. Господь с иконы смотрит прямо, Его глаза следят за нами, откуда бы мы ни смотрели на Него. А в руках Христа Спасителя Евангелие – благая весть со словами: Я есмь путь и истина и жизнь... (Ии. 14, 6). Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Мя веруйте (Ин. 14, 1). В этих словах Божиих есть слово к каждому из нас в дни великих смущений.
Несколько мыслей о приходе
Земля представляется нам ныне большим полем, данным для обрабатывания людям. Это поле разделено среди многих народов, каждому дан свой участок. Что-то страшное делается теперь на земле, что не может принять наше христианское сознание и что хочется нам изменить.
Но как это изменить? Что мы можем сделать? Нам, нашему приходу, тоже дан участок на земле. От нас с Божией помощью зависит обрабатывать его хорошо. Церковь и приход не только наше личное, частное дело. Через них мы входим в общую жизнь рода человеческого, в частности в жизнь русского народа. Если жизнь нашего прихода будет протекать мирно и хорошо, если будет в нас дух веры, доброжелательства и любви, то этим мы будем участвовать в улучшении жизни на земле. Если же в нашей жизни будет недоброе и немирное, то это самое мы будем вносить и в общую жизнь человеческого рода.
Следовательно, если кто-либо из наших прихожан будет заниматься злословием, осуждением, клеветою и бесчисленным множеством иных грехов, то он будет вредить не только сам себе и своему приходу, но и сеять семена злые в мире. И наоборот, всякое доброе усилие с нашей стороны будет не только на пользу нам и приходу нашему, но и на дело обновления жизни рода человеческого в духе веры Христовой.
Апостол Павел говорит нам в послании, слова которого мы слышали сегодня: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Всё у вас да будет с любовию (1Кор. 16:13–14). И да будет жизнь наша в духе Христовом не только на словах, но и на деле...
***
У нас есть храм, приход, прихожане. Как сделать, чтобы у нас была бы и жизнь?
Кругом море зла. Но каждый человек является сокровищницей добра. Часто это добро сокрыто, не использовано, забыто, распылено. Добро надо раскрыть, собрать, использовать и надо потопить в нем море зла.
Храм, приход – должны быть средоточием добра, его выявлением. Каждый из нас должен постараться раскрыть свою сокровищницу добра; каждый из нас должен постараться увидеть и раскрыть сокровищницу и своего собрата.
В человеке много добра, его надо только собрать и выявить. Пусть каждый из нас будет искателем и делателем добра.
Пусть храм наш будет его средоточием. Тогда понятия: «вера», «храм», «приход», «прихожанин» обретут жизнь.
***
Внешний вид храма часто напоминает нам форму корабля.
Почему это?
Жизнь наша, особенно теперь, – бушующее море. Волны житейского моря бьют нас со всех сторон. Куда деваться? Где спасение? И уже внешний вид храма говорит нам: вот корабль, вот спасение. Действительно, это спасение для каждого верующего.
Живя в церкви, мы, сами не замечая, питаемся источником воды живой. Почему же иногда случается, что тот или другой прихожанин храма вдруг оставляет дом Божий, отходит от Церкви?
Разные причины для этого. Бывают среди них такие: услышал иной человек про батюшку что нехорошее, или батюшка вольно или невольно огорчил, обидел – вот и перестал ходить в церковь. Или: обиделся кто на кого-либо из членов прихода, не может с ним встречаться, дескать, мешают молиться – вот и оставил храм.
Великое заблуждение в этом. Ведь мы ходим в храм Божий, а не к батюшке, не к старосте, не к прихожанам, ходим Господу Богу помолиться, получить благодатную помощь от Господа. Это ведь главное, а прихожане, староста, батюшка – это все второстепенное. Мы идем в храм Божий как на корабль, который нас спасет. Ведь если мы тонем и ищем спасения на корабле, то разве будем думать, кто там капитан, матросы; мы знаем только, что это корабль нашего спасения.
И неправильно главное подменять второстепенным. Конечно, приятно иметь хорошего священника, но если он нас чем-нибудь огорчает или если его от нас берут и заменяют другим, то не надо бросаться с корабля в бушующее море. А батюшку, который нас огорчил, надо не осуждать, за него только крепче молиться надо.
Святитель Феофан Затворник рассказывает про одну женщину, которая что-то нехорошее заметила у своего священника. Вернувшись домой, она перед иконами сказала Господу, что не прекратит поста и усиленной молитвы, пока Господь не исправит недостатка батюшки. Вот как надо поступать в случаях огорчений от священника или кого из церковных людей, а не уходить от церкви, не бросаться в житейское море.
Запомним: мы ходим в храм Божий для молитвы и участия в благодатной жизни Церкви. Тот или иной священник, те или иные недостатки или обиды не должны нас смущать и являться условием посещения или непосещения храма. Да даст нам Господь истинное разумение храма Божия и того, что в нем главное.
***
Слушая Деяния святых апостолов, которые читают в церкви, вспоминая сегодняшний праздник святых жен-мироносиц, думаешь о жизни первых христиан, об их пламенной вере, об их служении Господу и Церкви.
Хотелось бы и нам послужить Господу и Церкви. Но что мы можем сделать в той обстановке, в которой живем, в этой суете, утомленности, в этой среде, часто такой далекой от Господа и даже враждебной Ему?!
Прежде всего не надо задаваться никакими большими задачами. Надо постараться сделать самое маленькое, посильное дело.
В отношении личной жизни ясно определить свою устремленность, хотя бы только устремленность к Господу или от Него, к добру или злу, к греху или от него.
В отношении жизни церковной – признать себя членом церковной семьи; не гостем в храме и не посетителем, который приходит, лишь когда есть настроение или случилась беда, а действительным членом церковной семьи, для которого ничто не чуждо в этой семье, который ответственен за жизнь этой семьи: когда может помогает ей, а когда впадет сам в беду, спокойно и просто примет эту помощь.
Подумать только, что из нескольких тысяч живущих здесь русских всего немногим более 200 человек сознательно и ответственно вошли в нашу церковную семью! А сколько сот человек перебывало у нас уже со своими духовными и материальными нуждами?!.. Мы этому рады, но насколько больше доброго и хорошего мы могли бы сделать, если бы все эти люди были бы у нас не случайными гостями, а ответственными членами нашей церковной семьи. Мы имеем в виду запись в приход и возможное ежемесячное самообложение. Ведь то, что это у нас так слабо развито, зависит не от нашей бедности, а от небрежения, отсутствия приходского самосознания. Вот об этом всем нам надо подумать, вот этому всем нам надо послужить в том кругу лиц, в котором мы бываем.
Как хорошо быть членом церковной семьи, как тогда просто помогать и получать помощь! Ведь даешь Господу и получаешь от Него. Как радуют и как много добра делают наши маленькие ежемесячные взносы, наша маленькая милостыня на тарелку бедных при выходе из храма, эти постоянные пакеты с вещами и продуктами от неизвестных, которые оставляют свою жертву просто на пороге храма. Большинство из нас даже и не подозревает то, что эти наши маленькие усилия есть служение Господу и Церкви, есть прославление Правды Божией и храма Его на земле. Пусть же наше дело служения Господу и Церкви делается в тайниках сердец наших и вокруг нашего дорогого храма, именуемого храмом Христа Спасителя. Пусть дела наши будут невидимы, а если и видимы, то пусть люди, видя их, прославляют не нас, а Господа и Церковь Его Святую – не нам, не нам, а Имени Твоему (см.: Пс. 113, 9) Святому!
Да растет и крепнет наша церковная семья и да будет в том наша служба Богу!
Вчера в нашей церкви состоялось крещение младенца Александры. Почему мы крестили этого ребенка? Потому что мы знаем слова Христа Спасителя: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). И другие слова: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16:16). И еще слова Христа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
В Таинстве Крещения человек духовно рождается, входит в Церковь, ему открывается возможность жизни райской. Как же можно лишать всего этого человека?
Но как можно крестить непонимающего младенца? На душу человека влияет не только то, что он сознает и понимает. Многое на человека влияет помимо его сознания, например, солнце и свет. Так и благодать Божия действует и на душу младенца помимо его воли и сознания.
При крещении человек духовно рождается, в душу его проникает благодать Божия, подобно семени или зерну, брошенному в землю. По мере роста человека это благодатное семя должно прорастать. Крестные отцы и матери должны следить за правильным христианским развитием жизни крещеного. В крещении новопросвещенный становится воином Христовым и получает своего Ангела-хранителя.
Вот и в нашем храме родился новый воин Христов и новая наша сестра во Христе.
***
В среду утром наш прихожанин вышел из дома на работу. В обед вернулся, покушал, отдохнул и опять ушел на работу. Около 4 часов дня, склонившись над ящиком, он упал и скончался. Господь да упокоит его душу! После него остались вдова и сестра...
Эта внезапная кончина напоминает каждому из нас, что и с нами может быть подобное. Как важно это помнить! Как важно жить так, чтобы быть готовым всегда предстать пред Господом. Как важно не запускать свое духовное состояние и не откладывать Исповеди и Святого Причастия.
Как важно жить друг с другом так, как бы мы виделись в последний раз – не запускать ссоры, вражды, неприязни. Как важно не отдавать себя всего только житейским попечениям, которые могут так внезапно и совсем оборваться. Ведь туда, в жизнь вечную, не возьмешь ни деньги, ни квартиру, ни какое-либо имущество. Туда уходит душа и ее духовное богатство. Не надо отрицать материальной стороны жизни, но не надо отдавать ей всего себя. Надо иметь попечение и о главном. Ведь каждый день может быть последним днем нашей жизни на земле. Поэтому надо бодрствовать и жить духовно, стараться духовно богатеть. «Душе моя, душе моя, что спиши, конец приближается»... Горе будем иметь сердца! Аминь.
По кончине графини Марии Николаевны Толстой на литургии
в воскресенье 30 октября 1948 года
Надлежит мне сказать вам о нашей дорогой усопшей, графине Μ. Н. Толстой. В последние дни она очень ослабела. Повторялись мучительные сердечные припадки. В пятницу вечером почувствовалось, что она уже уходит. Я предложил ей причаститься Святых Христовых Таин. После Причастия наш дорогой хор со спевки поднялся и рядом с комнатой Марии Николаевны спел Великое славословие. Как она была этому рада! Физически ей было очень тяжело. Но она не хотела никого беспокоить и около 12 часов ночи всех попросила уйти. Около 4 часов утра я пришел к ней. Она томилась. Мы говорили. Мария Николаевна вспоминала Царскую семью, подробнее говорила о святой Женевьеве, житие которой она написала, взяла Евангелие и что-то в нем прочитала, потом вспомнила приближающийся день памяти отца Иоанна Кронштадтского. Я прочел отходную, которую Мария Николаевна внимательно слушала. К этому времени подошли сестра милосердия и родные. Мария Николаевна все больше слабела. Мы все молились. Два раза чуть слышно она сказала: «Чаю воскресения мертвых». Под слова молитвы она совсем затихла и, в половине девятого утра отошла в жизнь вечную.
Вспоминается ее жизнь. Из аристократической семьи (княгиня Мещерская), она соприкасалась с Царским двором и была фрейлиной Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Много горя она перенесла в жизни: потерю семи детей, смерть мужа, убийство 15-летней дочери, тюрьму, голод, почти нищенское существование. Но ничто ее не сломило. Она была крепкой веры человек. Я узнал ее с первого года существования нашего храма. Она стала у нас помощником старосты, потом старостой. Как она служила Церкви и людям! Приняла тайно монашеский постриг, но это ее не отделило от людей. Обо всех помнила, обо всех заботилась. Более трех лет пролежала на одре болезни. И болезнь ее не сломила – всем и всеми интересовалась, обо всех заботилась, скольких поддержала добрым словом или письмом! Большой человек была Мария Николаевна, большая и глубокая была жизнь ее души. Мы рады, что она была с нами, и благодарим за это Господа.
Перед отпеванием графини Μ. Н. Толстой 3 ноября 1948 года
Однажды, смотря на Марию Николаевну, батюшка отец Иоанн Кронштадтский значительно сказал: «Мать». И действительно, Мария Николаевна была матерью, и не только своих девяти детей – материнское отношение у нее было вообще к людям. Мы помним ее старостой нашего храма. С каким вниманием, с каким доброжелательством и заботой она относилась к храму и ко всем! Особенно это чувствовали те, кто приходил в храм с каким-нибудь горем или несчастьем. Она понимала их и чутко и ласково сочувствовала им. Но не только в храме проявлялись ее заботы и сочувствие. Мы знаем, как она – старая и слабая – отправлялась по больницам навещать одиноких больных людей. Мы помним, как однажды она узнала о душевнобольном человеке, который заперся у себя в одинокой комнате верхнего этажа высокого дома и никого к себе не пускал, и никто не смел к нему войти. Мария Николаевна пошла к нему, он ее впустил, и она содействовала его устройству в больницу. Мы знаем, как она добивалась и добилась освобождения из дома умалишенных другого одинокого человека, как она ездила, хлопотала, ручалась. Многое и другое мы знаем, но многого и не знаем. Затем недуг приковал Марию Николаевну к постели. Мы, общаясь с нею, почти никогда не слышали от нее слов о ее болезни. Но сколько забот и внимания было всегда у нее в отношении других людей! Скольким людям, будучи уже лежачей больной, она помогла, скольких поддержала, обласкала! Она вела обширнейшую переписку до последних дней своей жизни. За несколько часов до своей кончины она говорила, как бы помочь одной больной женщине. А ее молитвенная память о людях! На каждую литургию она подавала особые записочки с поминовением болящих, в трудных обстоятельствах находящихся, о празднующих день своего Ангела. И не только живущих помнила Мария Николаевна. Записочки «за упокой» говорили о том, что она помнит и усопших. Многие из нас, может быть, и не подозревали, что Мария Николаевна их молитвенно поминала в разных обстоятельствах их жизни. И двери ее комнаты почти всегда были открыты, и всех обычно она встречала ласковым я мудрым словом. Отец Иоанн Кронштадтский сказал о ней: «Мать», – и действительно она была матерью своих детей: и матерью, и мудрой старицей для всего нашего прихода. Теперь мы осиротели... Но память о ней, о ее светлой душе пусть будет с нами.
Со святыми упокой, Христе, душу усопшей рабы Божией новопреставленной инокини Марии.
25-тилетие храма
25 лет назад в Аньере и его окрестностях с освящением храма к русским людям пришел Сам Христос Спаситель. С тех пор как двери церкви были открыты, мы получили возможность не только слышать слово Божие, но и прикасаться к Господу и принимать Его к себе в Святых и Животворящих Тайнах. У нас появилась возможность послужить Господу заботой о Его доме, помощью Его меньшей братии в лице бедных, больных, заключенных, появилась возможность принять участие в деле Господа, приобщаясь к числу Его последователей и привлекая к этому и других.
За 25 лет Господь не раз мог нас покинуть и допустить, что бы Его дом в Аньере был бы опустошен и разрушен. Но долготерпелив и многомилостив Господь. Он в храме своем в Аньере остался с нами и всех нас зовет к Себе.
А сколько за эти годы Господь дал нам милостей, утешений! Сколько накормил пищей духовной и телесной! Скольких принял в Свои вечные обители! За все это будем славить и благодарить Господа не только словами и песнопениями, но и всей жизнью нашей.
Благодарим Господа, что Церковь освещает нашу жизнь, поднимает нас горе, помогает нам не потонуть в мутном и бурном житейском море. За все это да будет Господу и Спасителю нашему слава, честь, благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.
***
«Благодарни суще недостойнии рабы Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе».