Источник

Хронологико-историческое описание церквей, губернии Таврической

Эпоха I-я, от водворения в Таврии христианства, и до присоединения оной к России

Города Бахчисарая, Успенская. Основание сей церкви может быть отнесено ко временам водворения тут христианства, к I, II и III векам, когда Христиане поселившиеся тут, от преследования язычников должны были скрываться «в горах, и в вертепах и пропастях земных». Подобно древнейшим Крымским церквам находящимся в Инкермане, Черкес и Тепе-керменях, и Успенская также иссечена в горе, в виде продолговатой пещеры, к которой для входа во внутрь, приделана лестница. Возле церкви иссечён ряд тесных келий, вероятно иноческих. Над входом в церковь изображено Успение Пресвятой Богородицы, вероятно в память той иконы, которая в 1779 году Игнатием митрополитом Готфским и Кефайским перенесена в новоучрежденный им город Мариуполь3. О явлении бывшем некогда здесь, читай в «Скифской истории» Андрея Лызлова4. В притворе начертаны собственноручные подписи Благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ИМПЕРАТРИЦЫ, НАСЛЕДНИКА, ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И КНЯЖЕН, посетивших сей храм. Ныне в Успенской церкви литургисание бывает редко, за то торжественно совершается празднество в 15-й день Августа.

Города Керчи, Иоанно-Предтеченская, Греческая, кам. В 1801 г. церковь сия поправляема только была в ее ветхостях с приделкою колокольни, а построена она, не позже, говорят, как в 600 г. по Рождестве Христове. Следовательно, как существует сия церковь, протекло уже 124–5 лет до настоящего 1846 г. Вероятность такой древности подтверждается следующим образом. Купол сей Иоанна-Предтеченской церкви поддерживается четырьмя мраморными столпами, и на одном из них Греческим древним письмом изображено, что погребено тут тело какого-то Кириака, в лето от сотворения мира 6276, отсюда видно, что от того времени, как Кириак скончался и погребен под церковью, протекло 1072 года. В алтаре Св. Трапеза и жертвенник стоят утвержденными на 4-х каменных столпах, покрытых каменными же досками. Имеется иконостас замечательной Греко-Византийской работы и в нем древние иконы: Спасителя, Пресв. Богородицы и Иоанна Предтечи. Извне, в стене церкви, вделано несколько древних надгробий с эллинскими надписями. Значительные также древностью тут есть и книги: Евангелие и Апостол на Греческом диалекте5.

1775 год

Села Кардашинки, Андреевская, дер. Днепровск. у.

1776 год

Села Збурьевска, Троицкая, дер. Днепровск. у. Построена войском Российским, имевшим в Збурьевске свой ретраншамент, и пребывала в ведомстве военном по 1792-й год В сем году полки отсюда вышли и место заселилось гражданскими жителями, кои для упомянутой церкви просили другого антиминса, за взятием первого полковыми священнослужителями. Антиминс был выдан с дозволением приискать священника, каковой потом и определен. Ныне в Збурьевске строится новая церковь. Следы ретраншамента и прочих земляных укреплений в Збурьевске и теперь еще видны. Чудная перемена 1 Из протекших 1846 лет если вычесть протекшие же 1792 года, останется 54 года. И так отнюдь не более как за 54 года в Збурьевске была граница Российского царства!

1780 год

Села Большой-Знаменки, Знаменская, дер. Днепровск. у. Ныне тут церковь каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, освященная в 1810 году по благословению архиепископа Платона.

* * *

3

См. «Записок» том 1, стр. 197

4

Изд. 2-е, том II, стр. 4 и 5

5

Надписи эллинские, Евангелие и Апостол описаны Н.Н. Мурзаковичем. См. Записок. Том 1, стр. 625–627.


Источник: Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / Составил Гавриил, А[рхиепископ]. Х[ерсонский]. и Т[аврический]., ныне Т[верской]. и К[ашинский]. – Одесса: Городская типография, 1848. – [2], 71 с.

Комментарии для сайта Cackle