Эпоха V-я, по кончине государя император Павла I, по восшествии на престол Александра I, при коем Екатеринославу возвращено прежнее имя, а архиерейская кафедра из Новомиргорода перенесена в Екатеринослав, с наименованием архиереев Екатеринославскими, Херсонскими и Таврическими
1800 год
Села Ильинского, Александровская, кам. Одесск. у.
Села Остановки, Николаевская, кам. Херс. у.
Села Петрова, Вознесенская, кам. Бобр. у.
Села Щербаковки, Гаврииловская, кам. Бобр. у.
1801 год
Села Березнеговатого, Николаевская, кам. Херс. у.
1803 год
Села Бокового, Покровская, кам. Бобр у.
Села Терновки, Успенская, кам. Херс. у. Обращена в церковь из Турецкой мечети. Здесь в 1802г. поселились Болгаре, выходцы из Турции, исповедания Православного.
1804 год
Города Тирасполя, соборная Николаевская, кам. По верным устным преданиям известно, что на том месте, где ныне город Тирасполь стоит, еще при Турецком владении находилось Молдаванское селение «Суклея», в котором была церковь во имя Святителя Христова Николая, деревянная, крытая камышом, неизвестно кем и когда построенная ; но в 1787 году, пред начатием войны России с Турцией, турецкое правительство выслало часть Буджацких Татар в Очаковскую область для опустошения ее и истребления всего народонаселения, особенно Днестровских прибрежных мест; о чем узнав жители сих мест, разбежались в разные стороны, иные в бывшую Польшу, другие за Буг в Россию, а остальную часть Татары забрали в Турцию, жилища же их истребили огнем, в это время сожжено и селение Суклея вместе с церковью. Когда же в 1791 г. заключен был мир между Россией и Турцией, и в следствие оного Очаковская область уступлена Россия на вечные времена, и когда разбежавшиеся жители начали возвращаться на прежние свои места и заводить вновь селения: тогда и Суклейские возвратились на прежние свои пепелища и составили небольшое селение под тем же названием, и как привыкшие к церковному богослужению, не могли долго оставаться без оного, то по ходатайству Черноморского войска Кошевого , так как войско сие с 1790 по 1794 год занимало все прибрежные места , начиная от Бендер до самого Очакова, и с разрешения Амвросия архиепископа Екатеринославского в 1792 г. выстроили другую, тоже деревянную, крытую камышом и в то же наименование церковь. Когда же Высочайшим рескриптом от 17 Июня 1792 года на имя генерала Каховского повелено учредить пограничную Днестровскую линию крепостей и командовавший в то время в Очаковской области войсками граф Суворов-Рымникский избрал место для крепости близ селения Су клеи, которая потом инженер-майором де Воланом сооружена и названа «главною Днестровскою, при устье реки Ботны»: то при сей крепости начал обзаводиться и Форштат, переведенными в 1794 году из местечка Паркан, а так же и возвратившимися из Турции жителями на том самом месте , где селение Суклея находилось, почему жители сего селения переселились ниже, на три версты по Днестру, а церковь их осталась Форштатскою. Потом когда, по Высочайшему Указу 1795 года от 27 Января, учреждена Вознесенская губерния и Форштат при главной крепости Днестровской наименован уездным городом Тирасполем, то и прописанная церковь приняла наименование градской, а по таковому ж Указу от 18 Декабря 1797 года наименована штатным собором; и как она сначала построена была на скорую руку, и притом из вербового леса, чрез что до 1800 года пришла в такую ветхость, что почти невозможно было ее починить: то как по сему, так и по неблаговидной ее наружности, вовсе не приличной для уездного города, в помянутом году, по разрешению Гавриила митрополита Новороссийского и Днепровского, строением начата, а в 1804 году окончена настоящая каменная в одно и тоже наименование, которая и до сего времени крепкою остается: при ней нет ничего древностью отличённого.
Села Себеновки, Михайловская, кам. Бобр. у. О построении сей церкви дело начато в 1796 году, из которого явствует, что тогда «жители тут вновь поселились, писавшись жителями Бугской Себенской станицы». До построения церкви причислялись они приходом к Ново-Петровской станице.
Села Любомирки, тоже Ксавериевки, Свято-Духовская, кам. Херс. у.
Села Михайловки, Николаевская, кам. Ананьевск. у.
Города Херсона, Свято-Духовская, кам. трех престольная. Заложена в 1804. году. До 1831 года, в ней имелся только один придел во имя Преображения Господня, в колокольне. В 1836 году она окончена: приделы Св. Архистратига Михаила и Св. Священномучеников, в Херсоне епископствовавших, освящены в Январе месяце, а главный престол сошествия Св. Духа освящен архиепископом Гавриилом, 16 Августа того-же года. При устроении сей церкви особое усердие показали Херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов.
Города Херсона, кладбищная, всех Святых, кам.
Села Установки, Преображенская, кам. Бобр. у.
1805 год
Села Арбузинки, Рождество-Богородичная, кам. Бобр. у.
Села Красной-Камянки, Богородичная, дер. Алекс. у.
Села Беляевки, Успенская, кам. Одесск. у. Из дела об освящении сей церкви в 1806 году явствует, что «в селе Беляевке издавна были жители христианского исповедания, которые и имели у себя Успенскую церковь, самую непрочную, именно мазанку из вербовых кольев составленную, камышом покрытую. В сей церкви производилось Богослужение до поступления Очаковской области во владение Всероссийской империи. Жители воспользовались христианскою свободою, и расположились в сие время соорудить новую церковь, тем более к тому побуждаясь, что старая склонялась уже к падению».
Села Еланцовки, Николаевская, дер. Бобр. у.
Села Александровки, Николаевская, кам. Херсонск. у. Из дела о построении явствует, «что жители здесь, при речке Ингульце поселены в 1803 и 1804 годах на земле пустопорожней, отмежеванной по Высочайшему повелению от гг. Нарышкиных».
Села Григоро-Денисовки, Успенская, кам. Бобр. у. Ceлa Таловой-балки, Преображенская, кам. Александрийск. у.
Села Браиловки, Свято-Духовская, вам. Бобр. у.
Седа Краснополя, Димитриевская, кам. Ананьевск. у.
Села Калиновки, Богородицкая, кам. Херсонск. у. Выстроена по ходатайству г. адмирала Черноморского Флота маркиза де-Траверсе.
Села Большой-Александровки, Николаевская, кам. Херсонск. у.
Села Дороесевки, Архангело-Михайловская, кам. Бобр. у.
Села Севериновки, Иоанно-Богословская, кам. Одесск. у. Поселено графом Северином Осиповичем Потоцким.
1807 год
Села Ивановки, Усекновения главы Предтечевы, Херсонск. у.
Города Николаева, кладбищная, Всех Святых. Основана и сооружена по ходатайству Черноморского Флота адмирала маркиза Ивана Ивановича де-Траверсе.
1808 год
Села Благодатного, Михайловская, кам. Бобр. у.
Села Петриковки, (тоже Заводовка), Петро-Павловская, кам. Одесск. у. Построена по прошению графа Илии Васильевича Заводовского, в имении брата его графа Петра Заводовского, и по разрешению от Святейшего Синода, последовавшему в 1808 году.
Села Ряснополя, Петро-Павловская, кам. Одесск. у. До построения сей церкви был тут молитвенный дом, но литургии в нем не совершалось. Селение основалось немного раньше церкви, именовавшись «Гижицким», от имени основателя генерала Гижицкого, который населил место сие Малороссиянами.
Села Аджигола, Успенская, Одесск. у. Был прежде тут молитвенный дом, но литургии в нем не совершалось; жители состоят из Малороссиян.
Колонии Большого-Буялыка, Успенская, камен. Одесск. у. Обселено сие место Болгарами, из-за границы в 1801 и 1802 годах вышедшими, для которых тогда и построена церковь на казенный счет.
Колонии Малого-Буялыка, Иоанно-Предтеченская, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, для которых церковь и построена казенным иждивением.
Села Брашевановки, Покровская, камен. Тир. у. Были ли прежде сей церкви другие, неизвестно; а жители были всегда здесь Молдаване.
Колонии Катаржиной, Рождество-Богородичная, камен. Тираспольск. у. Сооружена казенным коштом, вместо молитвенного дома, выстроенного Болгарами, по прибытии их сюда из Турции, которые и теперь тут жительство имеют.
Села Березовки, Михайловская, кам. Бобр. у. В означенный 1808 год поставлен и освящен здесь молитвенный дом, а церковь сооружена после того.
Города Одессы, греческая Троицкая, кам. В 1844 году распространена двумя приделами. Внутри храма погребен Блаженнейший Константинопольский патриарх Григорий, в 1821 г. повелению Султана Махмуда умерщвленный и потом кинутый в море, откуда тело его вынуто, привезено в Одессу и 19 Июня, того года, земле предано. Вне церкви, за алтарём погребены: Греческой церкви епископы Силистрийский, Наплузский, Червенский, Синайский и митрополит Адрианопольский Герасим.
Села Де-Витовки, Троицкая, кам. Бобр. у. Сооружена помещицею графинею Софией Потоцкой по первому мужу де-Витт.
1809 год
Села Измаиловки, Софиевская, плет. Одесск. у. Основанию церкви почти, современно и существование села, в котором живут Малороссияне.
Села Нечаевки, Покровская, кам. Одесск. у. Церковь сия построена с разрешения Святейшего Синода, последовавшего в 1802 году. Селение однако существовало прежде под именем «Козлова», от основателя оного генерал-лейтенанта Козлова, обсалившего место Малороссиянами.
Села Степановки, Свято-Духовская, кам. Бобр. у.
Села Мойсеевки, Преображенская, кам. Ананьевск. у. Заложена по данному в 1807 году прошению от помещика, корнета Добровольского.
1810 год
Села Перешор, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде сей церкви был молитвенный дом. Впрочем, как сей дом, так и селение не раньше существовать начала, как по покорении Россией области Очаковской.
Села Заградовки, Адриано-Наталиевская, кам. Херс. у.
Села Гуровки, Покровская, кам. Бобр. у.
Села Семеновки, Николаевская, кам. Бобр. у.
Села Мостового, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Построена по прошению помещика Боровского и по благословению Святейшего Синода, из которого указ последовал в 1809 году.
Села Куяльника, Вознесенская, кам. Одесск. у. Построена церковь по прошению мещанского общества города Одессы, жительствующего на городской земле, в урочище Куяльнике.
Слободы Петровой, Покровская, кам. Бобр. у.
1811 год
Села Ковалевки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основана и сооружена помещиком, коллежским советником Михаилом Михайловичем Кирьяновым. Селение сие, будучи обзаведено полковником Андреем Шостаком, на отведенной ему земле в новоприобретенной от Порты Оттоманской области, существует с 1792 года.
Села Варваровки, Михайловская, камен. Одесск. у. Был прежде сей церкви молитвенный дом, в котором однако литургии не совершалось. Село существует с 1804 года. Основатель князь Сергей Голицын, населивший село Малороссиянами из Подольских, ему принадлежащих, деревень.
Села Любашевки, Михайловская, кам. Александрийск. у. Построена по данному от поручика Любинского прошению, которому в 1811 году и выдана архипастырская грамота.
1812 год
Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у.
Села Белоусовки, Покровская, кам. Бобр. у. О постройке сей церкви дело началось еще в 1799 году; следовательно и селение основалось гораздо раньше нынешней каменной церкви.
Села Верблюжки, Николаевская, кам. Бобр. у. Церковь сия отделилась от состоящей в том же селе Верблюжке Успенской церкви, по размножению жителей сего села, которые в одной церкви помещаться не могли. Дело началось о построении сей новой церкви в 1807 году, по прошению прихожан.
Села Ново-Красного, Успенская, молитвенный дом, Бобр. у.
1813 год
Села Славяно-Сербки, Св. Апостола Луки, кам. Одесск. у. Селение сие потому так названо, что в нем водворены Славяно-Сербы гг. Никшичи, из-за границы вышедшие, в 1807 г. в числе 101 души о. п., и для которых в сказанный год церковь построена на казенный счет.
Села Семенонастовки, Николаевская, кам. Бобр. у.
1814 год
Колонии Кубанки, Троицкая, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, кои и построили церковь собственным своим тщанием.
Города Одессы, единоверческая Успенская, кам. Сначала церковь сия не была прямо церковью, но раскольничьею часовнею. В 1814 году прихожане оной почувствовали свое заблуждение, и, дабы часовня обращена была в единоверческую церковь, вошли к экзарху Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, с убедительным прошением. Как в прошении их помещены были условия, крайне неосновательные; то в оном и последовал им отказ. Изменив силу своего домогательства, и подкрепясь ходатайством Херсонского военного губернатора, Одесского градоначальника, Еммануила Осиповича Дюка-де-Ришелье, писавшего между прочим к преосвященному, «что Одесское старообрядческое общество утомилось беспокойствами, коими преследовано всегда было за имение у себя беглых попов», часовенные прихожане опять притекли к архипастырю, и покорность их ознаменована исполнением их желания. Июля 7 дня 1814 года часовня обращена в церковь и освящена «о благословению митрополита Гавриила. Кириллом, архимандритом единоверческого Корсунского монастыря, в присутствии Дюка-де-Ришелье, который снова писал к экзарху-митрополиту, благодаря его за пастырскую милость к заблуждавшим.
Села Батуривца, Покровская, кам. Бобр. у.
Города Одессы, Рождество-Богородицкая, кам. Устроена при городской Больнице, в правом ее крыле.
Села Алексеевки, Алексеевская, дер. Бобр. у.
Села Барабывки или Александровки, Успенская, кам. Одесс. у.
1815 год
Села Казанки, Николаевская, дер. Бобр. у.
Села Ново-Полтавки, Николаевская, кам. Бобр. у.
1816 год
Села Ровного, Николаевская, дер. Бобр. у.
Села Понор, Покровская, дер. Ананьевск. у. Сия церковь была в Пасицецельском монастыре, по упразднении которого она куплена и перевезена в село Поноры, существовавшее еще прежде учреждения церкви. Впрочем не ранее началось оно, как при владении уже Россиян областью Очаковскою, т. е. с 1791 года.
Города Тирасполя, единоверческая Покровская, кам. Переселившиеся из разных мест в город Тирасполь единоверцы, так как часовенной секты раскольники не допускали их молиться в своей часовне, в 1798 г. в Декабре месяце испросили дозволение у преосвященного Гавриила, митрополита Новороссийского и Днепровского, построить им деревянную на каменном Фундаменте во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь. Вследствие того последовал указ из Новороссийской Духовной Консистории от 10 Декабря того же 1798 года в Тираспольское Духовное Правление к сведению, что прописанную церковь строить просителям дозволено, и о заложении ее послан Артемию Тилятникову, бывшему в селении Троицком священником, таковой же указ, каковая церковь и выстроена потом на подобие жилого дома, покрытого камышом, которая существовала до 1816 года; а в сем году освящена нынешняя, каменная, по благословению Иова архиепископа Екатеринославского, заложенная Июня 3-го дня 1813 года и выстроенная на свой кошт сгоревшим в 1818 году, во время бывшего по городу сильного пожара, 2-й гильдии купчем Иваном Растригиным. В сей церкви есть кроме настоящего антиминса, выданного в 1798 году в сию церковь преосвященным Гавриилом, митрополитом Новороссийским , другой древний, на белом холсте, пришитый сверху под интидиею, священнодействованный, в 1600 г., без месяца и числа и без означения в какую церковь, Киевским митрополитом Иосифом Нелюбовичем-Тукальским. Из книг имеются: 1-е евангелие, напечатанное в Москве от с. и. 7141 года Ноября 1-го дня, в патриаршество Филарета при царе Михаиле Федоровиче. 2-е Евангелие, напечатанное в Москве 1658 года в патриаршество Никона. 3-е евангелие, напечатанное в Львове 1665 года Марта 30 дня. 4-е толкование на евангелие, Московской печати, 7160 года Февраля 7-го дня; больше сего древностей никаких нет.
Села Ново-Павловки, Богородицкая, кам. Бобр. у. Ново-Павловка называлась прежде «Куцою-Балкою», по имени Запорожца якобы Куцы, имевшего при балке здесь свою оседлость. Ныне, состоя под военным поселением, называется оно «Новым-Бугом». До сооружения каменной церкви был здесь молитвенный дом, незадолго до построения церкви основанный, равно как и самое обселение, не есть старинное.
Села Сергеевки, Покровская, кам. Бобр. у. Построена по прошению помещика Федора Бредихина; до выстройки ее существовал тут с 1809 года молитвенный дом.
Села Костромского, Покровская, кам. Херс. у. До сей церкви никакой другой тут не было, и самое село основалось не ранее 1810 года, как видно из дела о построении церкви.
Села Врадиевки, Параскевиевская, кам. Бобр. у. Слободы Солоной, Николаевская, кам. Бобр. у. Слободы Жеребков, Иоанно-Богословская, дер. Ананьевск. у.
1817 год
Села Кохановки, Казанской Божия Матери, кам. Тираспольск. у.
Села Васияновки, Покровская, кам. Бобр. у.
Села Бого-Рождественского, Казанской Божией Матери, Ананьевск. у.
Села Дальника, Георгиевская, кам. Одесск. у.
Села Татарки, Успенская, кам. Одесск. у. Оба села на городской земле, и имеют жителей Одесских мещан.
Села Федоровки, Петро-Павловская, кам. Александрийск. у.
1818 год
Села Антоно-Кодинцовки, Варваринская, кам. Одесск. у. Церковь построена иждивением владельца сего села, которое существует не раньше как с 1802 года.
Села Кривого-озера, Параскевиевская, кам. Тир. у.
Города Херсона, единоверческая Богородицкая, дер.
1819 год
Города Херсона, за-балковская, Николаевская, кам.
Села Точиловки, Покровская, кам. Ананьевск. у.
Села Владимировки , Николаевская, кам. Бобр. у. Село название свое имеет от жителей, из губернии Владимирской большею частью выселившихся; принадлежит военному поселению.
Села Катериновки, Екатерининская, кам. Тираспольск. у.
1820 год
Села Ново-Александровки, Николаевская, кам. Одесск. у. Селение основалось в 1802 году, с церковью во имя Св. Николая, которая впрочем в 1812 году, по причине моровой язвы, разрушена; вместо сей, поставлена в 1820 году, ныне существующая.
Города Одессы, предместья Молдаванки, Михайловская, кам. Церковь сия в сказанном 1820 г. освящена, а заложена 8 Ноября 1817 г., по прошению поверенного от жителей Молдаванской слободы, мещанина Моисея Дучинского, поданному 1815 года Ноября 12 дня. Молдаванкою прозывается сия часть города якобы потому, что, по завоевании города Очакова, тут жили пленные Молдаване.
Города Одессы, кладбищная, Всех Святых, кам. Кладбище городское служит для погребения всех исповеданий христиан, умирающих в Одессе; тут погребены: генерал-от-инфантерии И. В. Сабанеев, князь Н. Ипсилантий.
Слободы Песопкой, Николаевская, кам. Херс. у. Освящена в 1835 году.
Слободы Ново-Ивановки, Николаевская, дер. Херсонск. у.
1821 год
Села Братолюбовки, Свято-Духовская, кам. Александрийск. у. Заложена 7 Мая 1820 года генерал-лейтенантом Григорием, и статским советником Семеном Лисаневичами.
Слободы Злотобужской, Вознесенская, дер. Херс. у.
Села Николаевки, Николаевская, дер. Херс. у.
Села Александровки, Сергиевская, дер. Бобр. у.
Села Григориополя, Вознесенская, камен. Тираспольск. у. Прежде сей церкви была здесь другая деревянная.
Села Ташлыка, Георгиевская, кам. Тираспольск. у. Прежде сей церкви была другая плетневая, при владении еще Турецком. Следовательно и селение тогда уже существовало и жили Молдаване.
Села Маяк, Преображенская, кам. Одесск. у. Исстари в Маяках были жители; ибо говорят, существовала тут и Татарская мечеть. Около 1791 г., по взятии Россиянами Очаковской области, беглецы Русские, часовенной секты, неизвестно по каким побуждениям перешли из за-Дуная, в Маяки, и тут поселяясь, построили себе часовню, из камня яко бы сказанной Татарской мечети и из развалин других мусульманских строений. Сия часовня и теперь в Маяках существует при небольшом количестве раскольников, тут живущих. А православная, каменная Преображенская церковь, основана в 1824 году, в виде молитвенного дома, потом приведена в настоящее положение в 1837 году.
Села Калужского, Покровская, кам. Херсонск. у. До построения сей церкви был здесь молитвенный дом, для которого в 1815 г. и выдан Св. антиминс, по прошению жителей сего села, около того же времени основанного.
Села Еремеевки, Казанской Божия Матери, кам. Одесск у. Построена иждивением помещика, который при болезненном своем состоянии завещание свое оставил, чтобы церковь, на счет доходов от земли его и от его людей, выстроена была приличным образом.
Села Гориевки, Успенская, кам. Тирасп. у. Была ли прежде сей церкви другая, неизвестно; жили и живут тут Молдаване.
Местечка Петро-Веровки, Петро-Павловская, кам. Тирасп. у. Обселено не раньше как с 1814 года Малороссиянами.
Села Васильевки, Преображенская, кам. Тирасп. у.
Села Усатовых-хуторов, Рождество-Богородицкая, камен. Одесск. у. Обселено Одесскими мещанами.
Села Алексеевки, Иоанно-Богословская, кам. Бобр. у.
1823 год
Села Троицкого, Троицкая, кам. Херс. у.
Местечка Павловки, Петро-Павловская, камен. Тирасп. у. Церковь сия здесь первая. Местечко основано после присоединения Очаковской области и населено Малороссиянами.
Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у.
1824 год
Села Вшивого, Покровская, кам. Херс. у.
Села Александровки, Георгиевская, кам. Александрийск. у.
Села Осиповки, Иосифовская, кам. Тирасп. у.
Села Покровского, Покровская, кам. Одесск. у.
Села Александро-Дариевки, Николаевская, кам. Одесск. у. Селение сие было еще до построения сей церкви или молитвенного дома и называлось Кобургом или Кимбургом. В нем живут теперь Бугские отставные чиновники.
Села Семено-Косовки, Троицкая, дер. Бобр. у.
1825 год
Села Егоровки, оно же и Ферстеровка, Георгиевская, камен. Одесск. у. Построена генерал-лейтенантом Ферстером, именем коего и самое село называется.
Села Кондратовки, Иоанно-Богословская, кам. Ананьевск. у. До построения сей церкви был здесь молитвенный дом, который существовал не более восьми лет. Около сего времени начало свое имеет и селение.
1827 год
Посада Ново-Георгиевска, единоверческая Воскресенская, кам. Александрийск. у. До построения сей церкви была тут деревянная, также основанная в 1810 году и построенная старообрядцами, отделившимися от общества раскольников, имеющих и доныне в Ново-Георгиевске свою часовню, которой начало относят к 1770 году. В каменной Воскресенской церкви с 1839 года устроен новый хороший иконостас, сооруженный почетным гражданином Макаром Бондаревым с детьми его. Да и часовня в 184–5 году преобразована в церковь.
Города Одессы, Александро-Невская при Ришельевском Лицее. Церковь сия освящена января 14 дня 1827 года на старом антиминсе, выданном 1818 года покойным экзархом-митрополитом Гавриилом при г. директоре Лицея Иване Орлае.
Села Золотой-балки, Вознесенская, дер. Херс. у.
Села Степановки, Михайловская, кам. Ананьевск. у.
1828 год
Села Каменного-моста, Николаевский молитвенный дом, кам. Ананьевск. у.
Города Одессы, тюремного замка, Александро-Невская, кам.
Города Одессы, Михаило-Архангельская, кам. Заложена в 1828 году с разрешения Святейшего Синода, последовавшего в 1827 году. При сей церкви учрежден в 1841 г. с Высочайшего разрешения женский монастырь 3-го класса с целью воспитания и образования сирот женского пола духовного звания. Оный 1844 года 9 Мая торжественно открыт, учащихся девиц-сирот доныне состоит не менее 60.
1829 год
Города Одессы, Петро-Павловская, кам. Дело о сей церкви началось в 1826 году, кончено освящением ее в 1839 году. Между тем стоял молитвенный тут дом, на освящение которого и дано было разрешение в 1831 г.
Села Александровки, Покровская, кам. Тираспольск. у. Сооружена по желанию и прошению Молдавской нации дворян и поселян, поселившихся тут, и просивших дозволения построить церковь еще в 1807 году.
Села Мало-Александровки, Михайловская, кам. Херс. у.
1830 год
Села Гниляковой-балки, Покровская, кам. Одесск. у. Построена по данному в 1824 году прошению от жителей в сем урочище.
Села Архангельского, Михайловская, кам. Херс. у.
1831 год
Села Трех-хат, Екатерининская, камеи. Одесск. у. Был прежде молитвенный дом. Следовательно селение основано раньше сказанного года, в который построена церковь. Жители состоят из Малороссиян, кои поселены князем Кудашевым.
Села Демидовки, Нерукотворного Образа, кам. Одесск. у. Селение основалось не раньше как за пять лет до построения церкви. Жители Великороссияне.
1832 год
Села Карловки, Богородицкая, кам. Ананьевск. у.
Села Барановки, Богородицкая, кам. Одесск. у. Обселено место сие не раньше 1816 года Малороссиянами.
1833 год
Села Буличево-Петровского, Покровская, дер. Бобр. у. Село именуется так от имени своего учредителя, протоиерея Петра Булича, основавшего село около 1773 г. В то время построена была и первая в Петровском церковь, которая ныне упразднена; существующая же ныне, вместо оной, вывезена из города Ново-Миргорода, по случаю упразднения некоторых церквей, при введении в Ново-Миргород военного поселения.
1834 год
Города Одессы, Александрийская, при Институте. Благородный институт для образования девиц учрежден в 1821 году, а под Высочайшее ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ покровительство принят в 1829 году.
Села Николаевки, Благовещенская, кам. Бобр. у.
1835 год
Села Китросановки, Троицкая, дер. Бобр. у.
Города Берислава, Успенская, кам. Херс. у. Дело о сей церкви по прошению граждан Бериславских началось в 1809 году; церковь заложена в 1811, кончена и освящена в 1835 году.
Города Николаева, единоверческая, Рождество-Богородицкая. Церкви сей к 1835 году относится не основание, но преобразование из раскольничьей часовни в православную и благословенную церковь, к которой раскольники здешние в это время и обратились. Начало часовни современно началу самого города.