Азбука веры Православная библиотека архимандрит Гавриил (Воскресенский) Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической

Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической

Источник

Содержание

Эпоха I-я до учреждения епархии Славянской и Херсонской 1752 год 1753 год. 1754 год 1755 год 1756 год 1757 год 1758 год 1759 год 1760 год 1761 год 1765 год 1766 год 1767 год 1768 год 1770 год 1771 год 1772 год 1773 год 1774 год Эпоха 2-я, с учреждения епархии Славянской и Херсонско-Таврической 1775 год 1776 год 1777 год 1778 год 1779 год 1780 год 1781 год 1782 год 1783 год 1784 год 1785 год 1786 год Эпоха III, с переименования Славянской епархии в Екатеринославскую 1787 год 1788 год 1789 год 1790 год 1791 год 1792 год 1793 год 1795 год Эпоха IV-я, до кончины государыни императрицы Екатерины II, и по возшествии на престол государя Павла I, при котором Екатеринослав переименован в Новороссийск, а архиерейская Екатеринославская кафедра перенесена в Новомиргород, с наименованием преосвященныи архиереев Новороссийскими и Днепровскими 1785 год 1797 год 1798 год 1799 год Эпоха V-я, по кончине государя императора Павла I, по восшествии на престол Александра I Екатеринославу возвращено прежнее имя, а архиерейская кафедра из Новомиргорода перенесена в Екатеринослав, с наименованием архиереев Екатеринославскими, Херсонскими и Таврическими 1800 год 1801 год 1803 год 1804 год 1805 год 1807 год 1808 год 1809 год 1810 год 1811 год 1812 год 1813 год 1814 год 1815 год 1816 год 1817 год 1818 год 1819 год 1820 год 1821 год 1823 год 1824 год 1825 год 1827 год 1828 год 1829 год 1830 год 1831 год 1832 год 1833 год 1834 год 1835 год Хронологико-историческое описание церквей, губернии Таврической Эпоха I-я, от водворения в Таврии христианства, и до присоединения оной к России 1775 год 1776 год 1780 год Эпоха II-я, по присоединении к российскому престолу Крымского полуострова 1788 год 1790 год 1791 год 1792 год 1793 год 1794 год 1795 год 1796 год 1797 год 1798 год 1799 год 1805 год 1807 год 1808 год 1810 год 1811 год 1812 год 1813 год 1814 год 1815 год 1816 год 1817 год 1819 год 1820 год 1821 год 1822 год 1824 год 1826 год 1828 год 1829 год 1830 год 1832 год 1834 год 1835 год 1836 год 1837 год  

 

Честь имею представить Одесскому Обществу Истории и Древностей составленную мною хронологическую таблицу всех, находящихся в Новороссийском крае, церквей, с показанием в ней времени, когда какая церковь основана или сооружена, и с присовокуплением о некоторых из них исторического повествования. Не суетен ли, не напрасен ли труд мой, предоставляю суждению просвещенных мужей; между тем мне самому да позволено будет, высказать кратко свои мысли.

То, что называется ныне Новороссийским краем, состоит из губерний Херсонской, Таврической и Екатеринославской. Называется же Новороссийский край Новороссийским потому, что, по исчезновении в нем первобытных и самых древних обитателей, в счете которых и самые глубокознательные историки теряются, быв он долгое время пуст и почти необитаем, вновь наполнился жителями, из Великороссии и Малороссии сюда стекшимися, и ныне стекающимися, с присовокуплением к ним и иностранцев, Европейских и Азиатских. Познать и сохранить навсегда в памяти начало водворения сих новых жителей, начало, говорю, и постепенное их по здешним местам разлитие – вот цель, которую я имел пред очами, составляя хронологическую таблицу.

Порядок, каким сменяются между собою времена года, всякому известен. Вслед за летом идет осень, за осенью зима, после зимы настает красная весна. Весна, сменив зиму, снимает тотчас с рек ледяные оковы; и реки, обрадованные свободою, выходят из берегов своих. Вода, разливаясь постепенно по смежным лугам и долинам, наконец все окрестное пространство земли объемлет таким образом, что на лугах и долинах но остается ни одной сухой точки. Так разливаются обыкновенно, на необитаемых местах племена и народы; когда из страны переходят в другую, какую-нибудь новую, будучи побуждаемы желанием лучшего, или, что чаще, недостатками и нуждою. Из общего правила не исключается и народ Российский. Под категорию сию подходят и те Великороссияне с Малороссиянами, которые, (по манию Верховной власти, оставив родные места), притекли в опустелые, морям Евксинскому и Меотийскому соприкосновенные области, чтобы вновь оные населить и оживить. Постепенного их по сим областям разлития очерк – хронологическая таблица.

Действительно ли так, об этом доколе другими рассуждаемо будет, я между тем осмеливаюсь так думать: мы, которые благоденствуем под благословенным скипетром Государя Императора нашего НИКОЛАЯ I, мы еще не далеки от той эпохи, в которую Новороссийский край, под сим самим именем ожил, наполнившись, вместо зверей, людьми, переселенцами из разных мест, с быстротой примечательною. Но пройди столетие, два, много – три: тогда с благоговением мы станем озираться на возрождение края; и все, что хотя самую тусклую иметь будет на себе печать прошедшего, для любопытных сделается драгоценностью. Основываясь на сем, я льщусь будущим достоинством и хронологической таблицы храмов православных.

Нельзя умолчать, что поименованные в таблице церкви не все суть совершенные близнецы своих сел; т. е. не все современны своим селам таким образом, чтобы те и другие начинались и основывались в одну и туже пору без всякого, в сем отношении, промежутка и расстояния между собою. Но напротив, есть церкви, начавшиеся и основавшиеся позже своих сел, и обратно, есть села начавшиеся раньше своих церквей. По сему и таблица, скажет кто-нибудь, не совсем удовлетворительна для любопытных, думавших, что по означенному в таблице году основания церкви могут узнавать год основания и села каждого, где находится церковь. Неудовлетворительность сия заменяется присовокуплением исторических объяснений о некоторых из церквей. Если же бы сего и не было: я предуведомляю читателя, что промежуток между церквами и селами, относительно времени их начала и основания, состоит отнюдь не в большей сумме годов, как одного, двух, трех или пяти Положим и десять лет: значительно ли это расстояние, важен ли шаг назад или вперед в бесконечном историческом пространстве.

Что касается до главных городов в Новороссийском крае; то эпохи их первобытия нисколько не отступили от эпох строения церквей в тех городах, соборными именующихся, или именовавшихся: но шли всегда и везде почти рядом. Так например, Екатеринослав торжественно провозгласился Екатеринославом не раньше, ни позже, как в ту минуту, когда скипетродержавною Своею рукою положила в 1787 году первый камень в основание Преображенского тамошнего собора Великая Императрица Екатерина II, Самодержица Всероссийская. На западных вратах соборного Екатерининского в Херсонской крепости храма, сия же Самодержица изобразить повелела и изображено: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». И этот храм есть первая починная точка, с которой начато строение всего вообще города Херсона в 1779 году.

«Отечества и дым нам сладок и приятен», изрек некто из знаменитых наших поэтов. Под отечеством здесь кажется разуметь должно отчизну, т. е. то самое место, где кто непосредственно родился. И как отчизна действительно мила каждому: то и я всегда почти, чрез немалое пространство земли, перелетаю мыслями в мою отчизну. Не удерживаюсь, чтобы не спросить: давно ли это скудное сельцо существует когда оно проявилось на свет, кто оного основатель, учредитель и так далее ф Однако ни от кого, ни на один вопрос ответа не получаю, потому что никто того села не знает, по неимению к познанию ни источника, ни следов. Это прискорбно! Но родившиеся в Новороссийском крае и имеющие в руках хронологическую таблицу не подвергнутся такому горю: если подобно мне, и пожелают знать время происхождения на свет своей милой отчизны. Положим точного года и дня не найдут по изложенному выше моему сознанию: но крайней мере та несомненным образом им известно сделается, когда именно отчизна их осиялась, с основанием церкви, светом Христовым.

Заключаю предисловие старинною латинскою поговоркой: qui bene coepit, dimidium fecit, т. e. кто хорошо начал: тот, половину сделал. Несколько изменив сие, мы получим подобное, не менее справедливое изречение: qui coepit, aliquid fecit, т. e. кто начал, тот что-нибудь сделал. При сей посылке и я не бесполезен в кругу членов Общества; ибо начал, чего не было; следовательно – нечто сделал. А если так: то вот моя и награда; – следовательно и труд мой не напрасен.


Источник: Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / Составил Гавриил, А[рхиепископ]. Х[ерсонский]. и Т[аврический]., ныне Т[верской]. и К[ашинский]. – Одесса: Городская типография, 1848. – [2], 71 с.

Комментарии для сайта Cackle