Источник

Письмо 279

Толк твой моим словам хотя и имеет сходство с разумом моим, но в оных и многое может заключаться, чего я не мог ясно писать, неизъясняя ни их слов, ни от неё мне говоримых; и все это заключил в одном слове: будущее Бог един весть. – Твое же неизвещение, кажется, происходит от сильного твоего зазрения, и от негодования за послушание к Т.; это уже надобно предать воле Божией.

С. В–ну да укрепит Господь в вашей святой обители; что толку в переездах? ей была свобода прежде о сем подумать; и она сама избрала вашу обитель: а я нудить произволения никак не хочу. – Когда мать игумения благословила к тебе иметь ей откровение, то и пусть начинает, и продолжает; а как оное делать – ты дай ей прочесть некоторые главы у Симеона Нового Богослова, у св. аввы Дорофея, о еже не составляти свой разум; и у Каллиста главы 14 и 15, у Кассиана в слове о рассуждении, как оное стяжать, в 4 части Добротолюбия: а в чем она не понимает, растолкуй ей. Также и первые 4 степени св. Иоанна Лествичника пусть прочитает; в теории узнав отеческое учение, пусть и на дело простирается. Для меня очень неприятно, что С–я относятся о тебе с какими-то укоризнами, и я не хотел, чтоб это было; но когда уже есть, то надобно приписать сие к их немощам и к вражию подущению, а к твоей пользе; когда ты возлюбишь их, то сотворишь ложными их слова, и диавола посрамишь. Да чем же приходят в совершенство, как не терпением укоризн: и те не погибнут чрез то, но быв причиною пользы другим, в свою очередь, сами получают от других сие очищение, и приходят в чувство. Св. Епифаний прибыл в Царь-град судить св. Златоустого; а св. Кирилл, и по смерти его, все имел на него негодование, пока чудесным образом был умиротворен; когда и в толико великих святых было преткновение от неведения, то что можем сказать о нас, грешных? Прости, и сама прощена будешь. Об устроении С–и я очень радуюсь, к которому много способствует и небогатое её состояние. Дай Бог, чтобы и Т–а об оном не мечтала.

Мать X–ю да укрепит Господь и утвердит во смирении, которое всем нам очень нужно. Мать И–ю да избавит Господь от болезни душевной и телесной: ваш богомолец, многогрешный И. М. 9 ноября 1843 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle