Сиф, Енос, Енох и Ной
Вся прежде закона претекши (обойдя и оглядев всех, живших до закона), о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением (преселившегося), ни Ноя, но явилася еси убога (чужда) праведных жизни.
Сиф был сын Адама, данный ему взамен Авеля, – для продолжения благословенного племени, отчего и получил свое имя3 (Быт.4:25). Члены этого благословенного племени, потомки Сифа, известны под наименованием сынов Божиих (Быт.6:2) в противоположность потомкам Каина, отверженным от Бога. Наименование сынов Божиих утвердилось за потомками Сифа, конечно, потому же, почему израильтяне назывались сынами Господа Бога их (Втор.14:1–2), то есть отчасти по особенному благоволению к ним Господа, отделившего их от неблагословенного племени на служение Себе, а отчасти потому, что в их среде преимущественно сохранилось истинное богопочитание, благочестивые обычаи и предания, особенно обетования о Христе.
Подобно потомкам Сифа, и христиане суть сыны Божии по благодати усыновления Богу в Таинстве Крещения и, следственно, прямые наследники Царства Небесного. Но так ли свято мы дорожим именем сынов Божиих, как Сиф и благочестивая часть его потомства? Не по имени ли мы только сыны Божии? Любим ли мы Отца Небесного, боимся ли Его, как свойственно сыну? Как сыны Божии, мы составляем род избранный, подобный древнему богоизбранному народу, – царственное священство (1Пет.2:9). Но жизнью и делами не походим ли мы на язычников и подобно им не рабствуем ли греху и диаволу? Если так, то признайся, душа христианская, что ты не уподобилася еси Сифу.
Ни Еноса подражала еси. Енос был сын Сифа и наследник его благочестия. При нем началось призывание Господа (Быт.4:26, по русскому синодальному переводу), то есть появилось общественное богослужение, тогда как до того времени богослужение совершалось только в кругу семейном. Общественное богослужение теснее соединило сынов Божиих, благочестивых потомков Сифа, и сделало их более защищенными от пагубного влияния нечестивых потомков Каина.
Такое же значение имеет общественное христианское богослужение. Храмы христианские, в которых совершается это богослужение, суть незаменимые средоточия для христианского единения. В храме все являются членами единого семейства Божия, детьми Божиими, имеющими одинаковую нужду в милости Отца Небесного и принимающими одинаковое участие в дарах Его благодати. Только в храме забываются житейские преимущества одних перед другими, и братство во Христе Иисусе нигде не проявляется так выразительно, как в храме, в церковном богослужении. Потому уклоняющиеся от храма уклоняются от братства во Христе и находятся в опасности с ослаблением своего духовного союза с братиями по вере отпасть от союза с Самим Христом, Который, как глава церковного тела, составляет одно с его членами. Смотри, душа христианская, не находишься ли и ты в этой опасности, если чуждаешся общения с верующими в храме Божием, тяготишься общественным богослужением. Напрасно в этом случае ты не подражаешь Еносу.
После Еноса лучшим представителем благочестивого племени был Енох, праправнук Еноса. Енох так угодил Богу, что живым, не испытав смерти, переселен был в жилище блаженных (Быт.5:24; Евр.11:5). С ним случилось то же, что впоследствии случилось с пророком Илией, который был взят живым на небо (4Цар.2:11). Чем же Енох заслужил такую чрезвычайную милость Божию? Верою в грядущего Искупителя, по слову апостола Павла (Евр.11:5), и покаянием, ибо по слову сына Сирахова (Сир.44:15), он был образцом покаяния для современников. Он учил их покаянию не одним примером жизни, проводимой в духе покаяния, но и проповедью, ибо был пророком. Как пророк, он угрожал нечестивым Пришествием Господа на Суд со тьмами святых ангелов Своих (Иуд.1:14).
Вера и покаяние Еноха остаются доселе образцом для подражания. Но ни в том, ни в другом отношении ты не подражаешь Еноху переселившемуся, грешная душа, и горе тебе, если до конца будешь уклоняться от пути веры и покаяния, каким шел он: ты не достигнешь жилища блаженных, в котором обитает Енох.
Ни Ною уподобилася еси. Ной жил во время всеобщего нравственного растления людей, которое проникло даже в среду благословенного племени Сифова. Ной по повелению Божию был проповедником покаяния для нечестивых современников и угрозы Божией истребить их, если они не покаются в течение 120 лет. Он дожил до исполнения угрозы Божией: все погибли в водах потопных, кроме него самого с семейством. О Ное сказано в Бытописании, что он был человек праведный и совершенный в роде своем (Быт.6:9), то есть в нравственном отношении был образцом совершенства среди людей современного ему поколения, нечестивыми и развращенными. Его благочестие и добродетели тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди нечестивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны и терпел оскорбления и насмешки. Терпение и мужество, с какими Ной переносил эти оскорбления, особенно во время постройки ковчега, свидетельствуют о крепкой вере Ноя в Бога и Его обетования: ею осудил он весь мир и сделался наследником праведности по вере (Евр.11:7).
Во всех этих отношениях какой прекрасный пример для подражания представляет Ной! Но ты, душа христианская, не подражаешь ни его благочестию и добродетели, ни его мужеству и терпению, ни его крепкой вере и упованию на Бога. Не примеры людей святых и праведных, не заповеди Божии служат для тебя руководством в жизни, а дух века, часто враждебный вере и благочестию, и нечестивые обычаи мира. Ты увлекаешься этим духом и этими обычаями, забывая слово Писания, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак.4:4), что не следует сообразоваться с веком сим (Рим.12:2).
* * *
Имя Сиф переводится как «основание», «утверждение».