Чермно́е море
Моисеов жезл воображай (представляй), душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго, имже можеши и ты великая совершити.
Десятая казнь, поразившая Египет, победила ожесточение фараона против Бога и Моисея. Фараон отпустил евреев из Египта, но вскоре раскаялся и погнался за ними, чтобы возвратить их (Исх. 14:5–8). Он со своими колесницами и конницей нагнал их у Чермного моря. Евреи ужаснулись, но Господь спас их. По глаголу Господню, Моисей простер на море свой чудодейственный жезл и огустил глубину. Это произошло так: по манию жезла Моисеева поднялся сильный ветер и обнажил морское дно. Воды моря стали твердой стеной с обеих сторон обнаженного дна, и между ними немокренно перебрался Израиль на противоположный берег (Исх. 14:26–29).
В этом случае жезл Моисеев послужил знамением, или образом, Креста Христова и чудодействовал именно потому, что был этим знамением, или образом. Но если знамение Креста Христова было столь чудодейственно во времена ветхозаветные, когда Крест Христов мог быть чествуем только в предызображениях и тенях, то меньше ли силы должно иметь знамение Креста Христова, когда через Крест Христов действительно совершилось наше спасение, когда через него действительно открыт нам путь в Царство Небесное и устранены препятствия со стороны духовного фараона – диавола к шествию этим путем?
По вере в силу Крестных страданий и смерти Богочеловека, как видно из истории и из многочисленных современных опытов, посредством крестного знамения совершались и доселе совершаются великие дела – например, исцеления безнадежно больных. Посредством крестного знамения совершаются все Таинства, через которые преподаются многообразные дары благодати Божией и все освящения. Крестное знамение необходимо соединяется с каждой молитвой и придает ей силу пред Богом. Крестным знамением отражаются греховные искушения, идущие или прямо от диавола, или от мира и от нас самих. Поистине великие дела совершаются через крестное знамение. В крестном знамении каждому из нас дана возможность совершать великая.
Если же, однако, нам не удается посредством крестного знамения достигнуть не только великих, но и малых успехов в стремлении к тому или другому благу, во избежание того или другого зла, то это случается или потому, что Господу неугодно давать нам легкие победы и успехи, дабы мы не превозносились или не привыкли к беспечности в надежде на Бога, или потому, что совершаем крестное знамение не как следует: надобно творить его с живой верой в Распятого, ибо оно не само по себе имеет силу, а только в соединении с этой верой. Надобно творить его с благоговением и со смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие ради претерпенных за нас Богочеловеком Крестных страданий и смерти. Только при этом условии могут быть угодны Господу и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением.
Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко Египтяны иногда и тристаты.
Когда израильтяне благополучно перешли по осушенному дну моря на другой берег, тогда по их следам ступили на дно моря египтяне, но нашли здесь свою погибель (Исх.14:27–28). Моисей с противоположного берега снова простер жезл над морем, и расступившиеся воды устремились на свое прежнее ложе и поглотили египтян (то есть всю конницу египетскую) и тристаты (то есть все боевые колесницы с стоявшими на каждой из них тремя воинами10).
Египтяне, погрязшие в глубине морской, – это образ людей, потопляемых греховными волнами. Порывы страстей, повторяясь чаще и чаще, отнимают наконец у души силу для сопротивления им – душа, сначала боровшаяся с ними не без надежды восторжествовать, наконец становится столько же бессильной в этой борьбе, сколько бессильными оказались конница и боевые колесницы для борьбы с разъяренной стихией. Египтяне внезапно, едва успели заметить опасность, погибли. И душа, утратившая силу для борьбы с греховными искушениями, быстро увлекается ими, не давая себе труда противостоять им даже в первые минуты их напора. Размышление о последствиях могло бы если не уничтожить, то уменьшить силу греховных искушений. Но греховные привычки ослабляют не только волю, но и способность размышления. Остается одна надежда: не вразумят ли грешника, по крайней мере, сами последствия его греховных увлечений.
Действительно, испытывая горькие последствия греховных волнений, душа может прийти в себя и подумать о спасении. И в таком случае состояние ее не безнадежно. Спасительно уже само сознание опасности своего положения: оно – первый шаг к выходу из этого положения. Утопающие, выбившись из сил, но не утратив чувства самосохранения, кричат людям о помощи, которую иногда и получают. Подобно им и утопающая в греховных волнах бедная душа, если не хочет погибнуть, пусть взывает о помощи к Господу, исповедуя пред Ним свое бессилие в борьбе с греховными искушениями, пусть вопиет Ему: Господи, беззакония мои превзыдоша главу мою (Пс.37:5) – то есть «повергли меня в положение человека утопающего, сначала выныривающего из воды головой, потом совсем покрываемого водой. – Чувствую, что у меня нет сил самому подняться из греховной бездны. Даруй мне Твою благодатную помощь, чтобы мне не погибнуть в этой бездне, ибо нет бездны, из которой не извлекла бы грешника всесильная благодать Твоя».
* * *
Другие, впрочем, под тристатами разумеют участвовавших в походе сановников, близких к фараону, занимавших третье место или ряд вокруг него (Исх.14:7).