Источник

53. К родителями имеющим невинно страждущих детей

(Из жизни преподобного Филофея. Аф. Пат. Ч. 2, стр. 289–292).

Не все вы, родители, имеете хорошо устроенных и счастливо живущих детей. Случается видеть, что некоторые из чад ваших, иногда и невинно, бедствуют и страдают, чем и наносят невыразимую скорбь сердцу вашему. Бывает нередко и так, что при этом все усилия, все старания ваши о том, чтобы как-нибудь избавить детей от их бедственной участи, остаются бесполезными, и после этих усилий вы еще более начинаете сокрушаться о детях ваших, а иногда из-за них и к совершенному отчаянию близки бываете. Что же? Неужели уже нет средств помочь вам? Неужели нет возможности изменить бедственную участь ваших детей? Неужели нельзя найти им и в несчастии утешителей и избавителей. Нет, сокрушающиеся о несчастных детях родители, знайте, что есть средства помочь вам и есть возможность изменить бедственную участь ваших детей, и всегда можно найти им надежных утешителей и избавителей. Вы, конечно, спросите: как все сделать это? и где найти утешителей и избавителей? Слушайте, мы таковых сейчас укажем вам.

„Родители преподобного Филофея Афонского, память коего Церковь совершает 21 октября, были из города Елатии Азиатской. Боясь гонения от турок, они удалились в город Хрисополь, где скончался отец Филофея, а мать его Евдокия, проводя скитальческую жизнь в стране чужой, оплакивала свой вдовий жребий. В тогдашнее время турки при варварском владычестве над христианами, отнимали у них детей и, или насильно, или ласками, увлекали их в исламизм. В числе прочих был похищен от матери Филофей с своим братом, и оба были брошены в темницу. Несчастная мать горько оплакивала детей и единственное утешение находила лишь в чаянии милости и заступления от Царицы Небесной. Ей поручила она, как себя, так и детей и умоляла об избавлении их от плена агарянского. Молясь с верою, она была услышана, и дети ее чудесным образом были спасены и выведены из темницы. Им явилась Царица Небесная в виде их матери и сказала: „встаньте, дети, и следуйте за Мною.» Дети вскочили от радости. Между тем двери темницы отворились сами собою, а Богоматерь, выведши оттуда чад Евдокии, привела их в город Неаполь, в монастырь, посвященный пречистому Ея имени. Это было во время утрени. Приказавши им остаться в этой обители, Она убеждала их слушаться игумена и братию, а в заключение повела принять ангельский образ. „Я, продолжала мнимая мать, спустя несколько времени приду к вам: успевайте, дети, в подвигах духовной жизни и прощайте.» При этих словах, Она благословила их и стала невидима... Между тем мать Филофея, не имея никаких сведений о похищенных детях, решилась и сама оставить мир и посвятить себя подвигам иноческой жизни. В следствие сего она оставила Елатию, и по тайному водительству Промысла удалилась в тот же город Неаполь 1 , где и вступила в обитель. Там она приняла пострижение. Находясь в таком близком друг от друга расстоянии, мать и дети решительно не знали друг друга, и в этой неизвестности протекло несколько времени. Раз, по случаю храмового праздника, в мужскую обитель, где подвизался Филофей с братом, в числе прочих монахинь пришла и Евдокия. Когда кончилась Божественная литургия, младший из детей ее, встретив своего брата, занимавшего должность екклесиарха, случайно назвал его вслух по прежнему мирским именем. При имени Феофила (имя Филофея в миру), Евдокия вздохнула и невольно, увлекаемая чувством материнской любви, начала всматриваться в лица двух братьев: ее сердце билось невыразимо. Недолго могла она воздерживаться от внутренних волнений и порывов материнской нежности. Евдокия подошла к ним, назвала каждого по имени, и братья, когда сами узнали в старческих ее чертах черты незабвенной матери, тотчас упали в ее объятия и сладко плакали, благословляя Бога, соединившего их воедино. На вопрос ее, когда и каким образом освободились они из плена, дети отвечали: „ты сама лучше знаешь это, к чему же любопытствуешь? Не ты ли, исхитив нас из рук турок, привела сюда? И не ты ли велела жить нам в сей обители, обещаясь придти к нам?» Мать поняла тайны судеб Божиих, убедилась в особенном покровительстве Божией Матери и прославила Ее помощь и дивное спасение. На слезы радости и на трогательное свидание матери с детьми ее собралась вся братия и, слыша чудное происшествие, торжествовали духовно. С того времени Евдокия оставалась в обители, до конца подвижнических дней своих служила Богу с большим против прежнего усердием и славила небесное предстательство Благодатной Девы Марии Богородицы, избавившей детей ее от нечестивых турок, и мирно отошла ко Господу. По ее кончине дети ее подвизались в своей обители, неукоризненно проходя свое звание, и оставаясь образцом подражания для братии. (Афонск. Пат. Ч. 2, стр. 289–292). Итак, сокрушающиеся о несчастных детях, родители, вот Кто истинные утешители и избавители ваших чад. Это, как видите, Сам Господь и Пречистая Его Матерь. Не убеждает ли приведенный пример, что Они слышат в скорби призывающих Их, что нет скорби, которую бы Они не могли облегчить и что нет несчастия, которое бы могло укрыться от Них? Поистине убеждает и, убеждая, указывает, что к Ним то прежде всего должны обращаться с мольбою о чадах несчастных и у Них прежде всего просить помощи и избавления. А поэтому к Ним и обращайтесь. Их и умоляйте. И, несомненно, когда в слезной молитве с крепкой верою и пламенною любовью вы обратитесь к Ним, Они, или прольют в души ваших страждущих детей и свет и мир, которые послужат для них великою в их несчастиях отрадою, или уже и совершенно избавят их от всех бед и зол. Аминь.

* * *

1

Неаполь или Напиум – древний Сихем


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle