54. Одно из действительных средств к обращению не- верных ко Христу
(Из жизни преподобного Агапия. Пат. Ч. 2, стр. 310–311).
Не мало, братья, живет между вами раскольников и не мало и вовсе неверующих во Христа. Казалось бы, что они, видя наши святые, нередко величественные храмы и имея всегда доступ и к присутствованию при нашем торжественном церковном Богослужении, должны бы во множестве обращаться в нашу веру. Однако, к сожалению, на деле не видим сего. От чего же это? От того, что и вообще мы чаще подаем им собою худые, нежели добрые примеры и в частности, по отношению к ним самим, относимся нечестно, с обманом, лукавством и хитростью. А при таких отношениях наших, они понятно, и думают: если б их вера была правая, они не жили бы так и с обманом не относились бы к нам. Из этого же всего что следует? Конечно то, что если хотим неверующих сделать верующими, то и должно подавать им собою не худой, а добрый пример, и всегда относиться к ним и поступать с ними честно. Что сие последнее подлинно служит действительным средством к обращению неверующих ко Христу, то мы сейчас докажем вам и самым делом. Преподобный Агапий Афонский (память его 1 марта) был послушником одного добродетельного старца, безмолствовавшего в Ватопедском ските Колице.., В одно время вышел он на море помыть свои одежды, а там случились агаряне: они тотчас взяли его и, увезши, продали в Магнезии одному тоже агарянину, у которого святой находился 12 лет в оковах и ежедневно работал с усердием. С полною верою и горячими слезами молился Агапий Пресвятой Богородице, чтобы Она освободила его от горького плена и был услышан. Владычица чудесно дала ему свободу и он беспрепятственно прибыл на Св. гору к своему старцу. Но старец, увидев его, опечалился, ибо думал, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: „Чадо! агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет; в час всеобщего суда ,ты должен будешь отдать ответ за те сребренники, которые истратил твой господин на покупку тебя, чтобы иметь тебя помощником себе в своих нуждах: поэтому, если ты истинно желаешь себе спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божьим и верным Его служителем; когда же Бог просветит твоего господина, он сам даст тебе отпуск. Любящий Бога и Богом возлюбленный Агапий, приняв эти слова своего старца, как от Бога, возвратился к купившему его. Агарянин, неожиданно увидев его, удивился. « Как ты ушел от меня и почему возвратился? спрашивал его варвар. Тогда святой подробно объяснил ему все дело. Удивился и даже изумился варвар добродетели Агапиева старца и высоте святой христианской веры, а с тем вместе смягчилась от умиления и зачерствелая душа его. Скоро, взяв с собою Агапия и двух сыновей своих, пришел он на Святую гору к старцу Агапиеву, и требовал от него себе и детям своим крещения. Быв надлежащим образом утверждены в вере Христовой, агарянин и сыновья его были крещены, а после того приняла на себя и ангельский образ и Богоугодно пожив в добродетельном подчинении сначала старцу Агапиеву, а по смерти его, Агапию, отошли в царство небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христѣ Іисусѣ (Пат. Ч. 2, стр. 810–311).
Что же было причиною обращения агарянина с семьею ко Христу? Очевидно честность Агапия, которая изумила его, а вместе и убедила и в истине христианской веры. „Удивился, сказано, агарянин высоте святой христианской веры и смягчилась от умиления и зачерствелая душа его.» Итак, видите ли, какое благотворное влияние могут иметь на людей, и не сущих от двора сего, наше честное отношение к ним, наша искренность и правда? Они, как вы и могли убедиться из рассказанного события, могут сильнейшим образом действовать на сердца неверующих, умилять их, заставлять изумляться высоте нашей веры, которая учит святому, и в конце концов обращать этих неверующих ко Христу. Поэтому, братья, в отношении к последним, если хотите, чтобы и они вошли в число овец стада Христова, будьте честны, справедливы, искренны, нелицемерны,–и поверьте, тогда и дело обращения их вы много подвинете вперед. Несомненно они тогда и о вас и о нашей святой вере изменять свои мысли к лучшему, умилятся душой, станут с несравненно большим вниманием относиться к словам вашим, и, очень может быть, что, при постоянном добром примере со стороны вашей в отношении к ним и при неослабных заботах и усилиях об обращении их, и придут въ разумение истины и познание Христово. Аминь