55. Новоначальным инокам о том, как они должны вести себя
(Из слова Феолипта, митрополита Филадельфийского. Пат. ч. 2, стр.
340–343).
Без сомнения, вы, иноки новоначальные, о том, что вам нужно делать для спасения души и как вести себя в иночестве, и из книг отеческих узнали и старцы ваши говорили вам. Но если вы и узнали это, то во всяком случае знайте, что это знание еще вовсе не должно заставлять вас думать, что вам уже больше ничего не нужно знать для жизни в иночестве, и что вы все теперь знаете. Нет, наука жизни подвижнической так трудна, что ей нужно учиться всю жизнь, и инок никакими добрыми наставлениями относительно ее пренебрегать не должен. Но если самонадеянность и самоуверенность вредны и для всех, то для монаха они и вовсе гибельны. Множество иноков от этой самонадеянности впало в прелесть, сделалось радостью для демонов, посмешищем для людей и в конце концов погибло. Поэтому тому, как вам жить, учитесь постоянно, чтобы с пути не сбиться и на правом пути постоянно стоять. Трудно это? Но, что делать! не забывайте, что в монастырях вы поселились вовсе не для праздников и пирований, а для того, чтобы в непрестанных трудах, бдениях же и пощениях непрестанно пребывать. Итак, повторяем, учитесь; а мы с своей стороны вместе с вашими старцами также в этой науке будем по времени помогать вам. Но обещаясь делать это впереди, начало сему и сейчас положим и от одного из учителей церковных о том, как вам вести себя, сейчас слово предложим.
Слушайте же, что говорит вам о вашей жизни иноческой митрополит Филадельфийский Феолипт. Собирай, учит он инока, глаголы молитвы и разглагольствуй с Господом, взывая всегда и не преставая. Часто молись... и тогда будешь ходить духом, не станешь внимать плотским пожеланиям... Храмом Божиим соделаешься, воспевая Бога постоянно. Когда же почувствуешь себя ослабевающим в молитве,–возьми книгу, читай внимательно, и познавай, то есть, не с торопливостью пробегай слова, но с размышлением вникая в оныя и ум обогащая... Выучивай Евангельские слова, также повествования св. отцов и жития их всегда читай,... да мысль, утружденную молитвою, снова укрепишь чтением и размышлением слов Божественных, и возбудишь в ней большую охоту к молитве... Коленопреклонений не оставляй... и каждое коленопреклонение совершай с мысленным Христа призыванием, да, припадая душою и телом Господу, умилостивишь Бога душ и телес. И если руками будешь делать какое спокойное дело, с мысленною молитвою, для прогнания сна и лености,–и сие укрепляет подвижнический труд; ибо все известные занятия, совершаемые с молитвою, возбуждают ум, прогоняют скуку, душе подают большую бодрость, а уму остроту и охоту к занятиям мысленным. Когда, оставив дело, выходишь из келии, телесные очи к земле обращай, а мыслью прилежи памятованию о Боге. Когда войдешь в храм и станешь на место, не празднословь языком с близ стоящим монахом, ниже умом рассеивайся в суетностях; но язык только во псалмопении, а мысль в молитв содержи. По окончании пения отходи к себе и определенное тебе правило начни. Пришед в трапезу, не смотри часто на братию, ниже дай в душе твоей части худым помыслам. Но видя и приемля, что тебе предложено, устам пищу, слуху слышание чтимого, а душе молитву давай, да телом и духом питаясь, всецело славишь исполняющего во благих желание твое (Пс. 102:5). Вставши от трапезы, чинно и в молчании иди в свою келью, и как трудолюбивая пчела прилежи добродетелям. Когда выйдешь с братиею на какую монастырскую службу: пусть руки делают, уста молчат, а ум памятует Бога... Помыслы удаляй, и не позволяй им входить в сердце и оставаться; ибо удержание страстных помыслов оживляет страсти, а ум умерщвляет. Но когда вторгаются они, тотчас старайся умерщвлять их стрелою молитвы. Если же упорно сопротивляются и возмущают мысль... тогда должно открыть их посредством исповеди, поскольку злые помыслы, будучи открываемы, прогоняются .. Всякий помысл, восстающий в сердце, совершенно истребляй, как разрушающий любовь и мир. Всякое же приключение, приходящее отвне, мужественно приемли, как научающее спасительному терпению,–терпению, которое дарует пребывание и покой на небесах. Таким образом проводя дни, будешь спокойно жить в настоящей жизни и увеселяться блаженными надеждами; а при исходе с дерзновением перейдешь отсюда в места покоя, которые уготовит тебе Господь в мздовоздаяние за понесенные здесь труды (Пат. ч. 2. стр. 840–343).
Вот вам, иноки новоначальные, и от нас или лучше чрез нас, помощь в деле спасения вашего, в предстоящих вам подвигах и трудах! Поучаясь жизни иноческой от старцев ваших и книг отеческих, не забудьте когда вспомнить и о сейчас предложенном вам уроке Феолипта блаженного и потщитесь и им предложенные правила приложить к жизни вашей. Они несомненно с опыта взяты и потому пользу вам принесут. Прилежите же по оным молитве, чтению, труду, благоговейному стоянию в храме; объявите непримиримую брань скверным, воюющим на душу помыслам, а от встречающихся неприятностей учитесь спасительному терпению, которое, как слышали, дарует пребывание и покой на небесах. Когда же во всем этом преуспеете, тогда без сомнения, и самым делом убедитесь в пользе правил указанных, а равно, конечно, и в истине слов наших относительно их. Аминь.