48. Нет греха, побеждающего милосердие Божие
(Из жизни св. нового преподобномученика Евфимия, Пат. ч. 2, стр.
222–249).
Встречаются люди, которые, зная за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит, и думая так, все более и более приходят во глубину зол и не радят о своем спасении.– Братья! этот грех, называемый грехом отчаяния, есть самый тяжкий из всех грехов и неминуемо ведет человека к конечной погибели. Как бы кто ни был грешен, никто и никогда не отчаивайся в своем спасении, и скорее прибегай к Богу с покаянием. Тяжки твои раны греховные, но Господь Иисус Христос силен исцелить раны всего мира. Бесчисленны твои грехи, но бесконечно и милосердие Божие к кающимся – великих, но покаявшихся грешников, блаженствуют ныне там, в обителях Отца небесного! Не желая утомлять внимания вашего, из множества примеров, которые бы могли подтвердить истину слов наших, мы укажем вам на один, который представляет нам собою святой новый преподобномученик Евфимий, память коего совершается марта 21-го и 1-го мая.
Хотя он был сын благочестивых родителей, но в юности сбился с правого пути и, как говорится в житии его, „опрометью ринулся на льстивый призыв разврата и сгорая весь в пламени юношеского сладострастия, сделался страшным гнездилищем порока и греха. Он раболепствовал страстям и греху и глубже и глубже погружался в пропасть ада» (стр. 224). Этого мало: к довершению зла, „он пришел раз к одному турецкому начальнику, отрекся от Христа, уверовал в лжепророка Магомета, и чрез три дня, по лживому его закону, принял и преступное обрезание» (стр. 224–225) Казалось бы, погибель его была неизбежна; но на деле вышло не так. „Евфимий вскоре сознал, в какую глубину зол пал он, вспомнил отеческое благочестие, с трепетом начал произносить умом имя сладчайшего Иисуса, вспомнил, как блудный сын, небесного Отца и, желая призвать Божественную Его помощь, прибегнул к единственному с его стороны средству слезам, и, как второй Петр, стал плакать горько (стр. 225). За тем, с горькими же слезами я теплыми мольбами он обратился к ходатаице грешных Пресвятой Богородице и просил Ее извести его из глубины погибели и быть споручницею за него к Сыну Ее и Богу (стр. 228). После сего прибыл он на Афонскую гору и там снова был назнаменован печатью Пресвятого Духа и снова получил право быть согражданином Ангелов, чадом Божиим, сонаследником Христовым» (231). Как же он вел себя на Св. горе? Описатель жития его говорить об этом так: „Кто может рассказать по достоинству о последних его подвигах: о безмерном его посте, терпении во время бдений, о всегдашних слезах, о чрезвычайном сокрушении, о всенощных стояниях, о беспрестанной и неразвлекаемой молитве, о смирении духа, кротости, собранности и неразъединенности мысли, о постоянном внимании, о ласковости ко всем, о безмолвии, молчании, сострадании и благоутробии? Таким образом, Евфимий в малое время, как бы одним неким исполинским шагом, переступил и совершил почти все виды добродетелей и совершенно попрал мудрование плоти и страсти ее, а через это душа его, возвысившись над чувственностью и вся объятая Божественным рачением при стремлении горе, уже не прилеплялась ни к чему временному,– почему и казался он как бы не принадлежащим сему миру (Пат. ч. 2, стр. 124 – 285). Но и этих подвигов мало было для Боголюбивой души Евфимия. Он пожелал загладить свои прежние грехи и мученическою смертью. Чтобы исполнить свое намерение, он пришел к туркам, проклял их веру, исповедал себя христианином, сподобился венца мученического – и после смерти своей сотворил множество чудес. Так- то велико и неизреченно милосердие Божие к кающимся грешникам!
Не отчаивайтесь же, братия согрешающие, но сокрушайтесь о своих грехах и скорее спешите ко Господу. Раскройте пред Ним духовные недуги ваши и несомненно получите от Него прощение, ибо в этом неложным свидетелем для вас становится Он Сам: обратитеся ко Мне, говорит, и обращуся к вам (Зах. 1:3), Обратися ко Мне и избавлю тя (Ис. 44:22). В этом же уверит вас и возлюбленный ученик Господень: аще исповедаем грехи наши, учит он, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша; и очистит нас от всякия неправды (1Ин.1:9). Слышите ли? Не от какой-нибудь, но от всякия неправды, значит, от всех грехов, как бы тяжки они ни были. Не отчаивайтесь же, но скорее к Богу с покаянием тецыте, и прощение получите, и оправданы будете от Него. Аминь.