Источник

49. Чем отгонять от себя нечистые (плотские) помыслы

(Из жизни св. нового преподобномученика Игнатия. Пат. ч. 2, стр.

254–256).

Святой Апостол Павел говорит: не льстите себе: ни блудницы... ни любодеи... царствия Божия не наследят (1Кор.6:9–10). Из этих слов ясно, что не хранящие целомудрие не спасутся. Но как трудно сохранить оное? Плоть питает в себе семена греховных желаний и страстей; в мире увлекают к нецеломудрию порочные нравы и обычаи и соблазнительный образ жизни людей; а диавол человекоубийца бе искони, говорит Сам Спаситель (Ин.8:44). И должно заметить, что эта внутренняя плотская брань продолжается во всю жизнь и самые святые не свободны от нее. Один инок, живший в пустыне, мучимый похотью плоти, пришел к преподобному Пахомию и рассказал о своей внутренней брани. „Чадо, отвечал ему преподобный, не дивись сему. Вот ты видишь теперь меня человеком старым, сорок лет я не выхожу из келии и пекуся о своем спасении; но и доселе подобная твоей брань мне досаждает. Зная сие, братья, что мы должны делать? Должны постоянно быть внимательными к себе, к своим мыслям, намерениям и делам: бодрствовать над собою и прибегать ко всем тем средствам, которые на деле оказались действительными против внутренней брани. Слыша сие, вы, конечно, спросите: что же это за средства?–На этот вопрос–ответ, от жизни святых, мы дадим вам.

Вот эти средства:

Во 1-х, объявление о своей внутренней брани духовнику. „Раз древняя злоба воздвигла в многотрудном теле св. преподобномученика Игнатия нового (Пам. ок. 20 и 1 мая) такую плотскую брань, что он, сожигаемый этим адским пламенем похоти, пал на землю и долго лежал как полумертвый, но потом, когда получил себе малую ослабу, тогда пришел к попечителю своему, старцу Акакию и, объяснив ему свою беду, стал просить у него утешения. Добрый старец, как и подобало, утешил и утвердил его словами Божественными и примерами святых мужей» (Пат. ч. 2, стр. 254). Во 2-х, молитва к Пресвятой Богородице. Когда в другой раз, вскоре после сего, Игнатий, желая совсем избавиться от блудной брани, пришел в церковь и со слезами стал просить Пресвятую Деву избавить его от этой несносной брани, тогда, благодатью Богоматери, окружило его некоторое неизреченное и неописанное благоухание, и с того времени оставила его эта смертоносная брань (Там же, стр. 225).

В 3-х, усердная молитва к Господу Иисусу Христу. Преподобная Сарра с страстью блуда боролась 13 лет и в это время молилась так: дай мне, Господи, крепость. Раз, когда искушение было сильнее и настойчивее, она в глубоком сокрушении и трепет пред геенною, взошла на крышу келлии и предалась усиленной горячей молитве. Демон, явясь ей в человеческом образе, поклонился ей и сказал: „ты победила меня, Сарра.» Она, понимая значение хвалы его, отвечала: „тебя победил Господь Иисус, а не я, грешная « (Жития подвижниц Восточ. д. стр. 16).

В 4-х, представление страшного наказания Божия за грехи плотские. Когда преподобный Пафнутий представил Таисии-блуднице, какой жестокий ответ она должна дать пред Богом за свои беззакония, тогда Таисия, трепеща и обливаясь слезами, сознала всю гнусность своих прежних грехов и с того времени начала новую святую жизнь (Там же, стр. 52).

Наконец, в 5-х, помогает избавиться от искушений плоти молитва к Святым и особенно при мощах их. Раз, в скиту Аввы Даниила, восстала блудная брань на брата и он объявил о том Авве Даниилу. „Иди, сказал ему старец, в Октодекатский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: „Боже, для молитв святой Фомаиды, помоги мне.» Брат поступил так, как велел старец, и, возвратясь из Откодекатского монастыря, пал к ногам старца. „Бог, по молитвам твоим, избавил меня от блудной брани, « говорил брат. „Не то говоришь ты; говори, как освободился? » сказал старец. Брат отвечал: „я сотворил только 12-ть поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: „прими сие благословение и иди с миром в келью свою. И я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю. Старец сказал: „бла- гословение дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты» (Там же, стр. 81).

Зная теперь, какие средства служат к угашению в нас нечистых помыслов и плотской страсти, будем постоянно употреблять их в борьбе с внутренним тлетворным змеем – похотью и им поражать этого страшного нашего врага. Призовем на помощь благодать Божию и мы победим его. А победивши, в общее всех воскресение получим ту награду, которую Господь обещает победителям. Побеждающему, говорит Он, дам сести со Мною на престоле Моем (Откр. 8:21). Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle