Источник

Слово в день Преображения Господня

И по днех шестих поят Ииcyc Петра, и Иакова, и Иoaннa брата его, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет. Мф. 17:1,2

Оканчивая Свою земную жизнь и совершая последнее путешествие из Галилеи в Иерусалим, Господь наш Иисус Христос в это последнее Свое путешествие благоволил явить, хотя немногим избранникам человечества, такое доказательство Своего Божественного достоинства, которое прямо показывало, что Он есть не простой, смертный человек, облеченный необыкновенными силами Божественными, а Сам истинный и вечный Бог, облекшийся в покров человечества и явившийся между людьми.

С этой целью Он восходит для молитвы на гору Фавор, которая находится на пути от Назарета Галилейского, считавшегося отечественным градом Господа Ииcyca, до Иерусалима, куда Он теперь направляет Свои пречистые стопы с тем, чтобы уже не возвращаться обратно в Галилею, и там – во Иерусалиме скончать Свою жизнь. Здесь – на упомянутой горе, во время молитвенного собеседования с Отцом Небесным, последовала чудная перемена во внешнем виде Спасителя человеков, ибо, как описывает св. евангелист, лицо Его просияло, подобно солнцу, и одежды Его стали белы, как свет дня. За сим услышался глас Отца, свидетельствовавший о том, что это есть возлюбленный Сын Его, Которого должны Слушать все земнородные!

Последствия показали, почему свидетелями такого славного события были только три приближеннейшие ученика – Петр, Иаков и Иоанн. Ибо и эти избраннейшие ученики не могли вынести видения славы божественной, но поверглись долу и находились в величайшем трепете, едва удерживая дыхание. Пусть заметят это обстоятельство те, которые хотели бы видеть явление Божества для своего убеждения в бытии Его. Безрассудные! Знают ли они то, чего требуют? Могут ли они поручиться за себя, что их слабое, при том омраченное грехом естество, вынесет безвредно для себя явления высочайшего Существа Божия? Если мы невольно смущаемся, теряем присутствие духа и впадаем в какое-то замешательство при встрече с подобными нам людьми, которые облечены земной властью и отличаются от нас своим внешним величием, то что почувствовали бы мы, когда увидели бы Самого Бога, во власти Которого наша жизнь, дыхание и вся судьба? Не бо узрит человек лице Мое, и жив будет, сказал Господь верному рабу Своему Моисею, когда он желал видеть славу Божества 253. Являлся Господь на горе Синае пред целым сонмом Своего народа, и что же вышло?

Народ, объятый величайшим страхом, пал на землю и не мог смотреть на явление Божие, а потом сам отказался от непосредственного принятия повелений Божиих, избрав для этого в посредники себе вождя своего – Моисея. И рекоша Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем 254.

Как же можно вызываться нам к открытому видению величия Божества, когда мы еще совсем неспособны к этому видению? Для нас много, много значит уже то одно, что мы можем умственно представлять себе величие Бога своего и чистым оком души созерцать дела Его в свете открытой нам истинны. Поскольку в настоящий день мы вспоминаем славу божественную, явленную в лице Господа Спасителя на горе Фаворе, то, отбросив все предрассудки, суесловия и лжеумствия, какие нередко слышатся в наше время относительно Божества Господа нашего Иисуса Христа, ближе приступим своею мыслью к священным высотам горы Фаворской, и в чистоте своей веры постараемся явнее уразуметь ту связь, какая находится между давно совершившимся там событием славного Преображения Господа, и между нашей духовной радостью, какую проливает это событие на весь верующий мир христианский до наших времен и на все последующее веки.

Показал Господь Свою Божественную славу на горе Фаворе трем ученикам; но эта слава животворно действует и теперь на душу каждого, верующего христианина, который видит в лице своего Господа общего всех Искупителя и Бога. Что Господь пришел в мир возрадовать Собой не одного Петра, Иакова и Иоанна, а всех без исключения, возрадовать не единовременным только явлением Своего Божества, а постоянным и вечным соединением с верующими в Него, то видно уже из того, что Он, после своего славного преображения на горе Фаворе, опять возвращается со священных высот этой горы в среду человечества. Казалось бы, что там – на вершине Фаворской горы всего приличнее было бы Господу окончить Свою земную жизнь и взойти опять на небо, откуда и пришел Он в бедный мир наш. Что же удерживало Господа на земле, когда все уже готово было к отшествию Его из этого мира?

Вот он стоит на вершине горы – занимает такую черту земного шара, которая отделяет землю от пространства воздушного, вот снисходит к Нему и облак светел готовый поднять Его на небо, вот и внешний вид Его изменился и прославился, вот являются Моисей и Илия – жители другого мира, вот и глас Отца, возвещающий об особенном присутствии Его в это время и на этом месте, а где Отец с Сыном, там непременно и Дух Святой, следовательно, здесь уже был весь мир небесный.

За чем же оставалось дело, чтобы Господу тут же оставить землю? Оставалось еще одно великое дело, которое надлежало Ему совершить непременно: надлежало Ему взойти на Голгофу, вознестись на крест, снизойти в сердце земли, опуститься в дальнейшие ее страны, т. е. проникнуть в самую её преисподнюю, дабы таким образом Своей искупительной жертвой приобрести для Бога и вечной жизни всех, и повсюду расточенных детей Божиих собрать воедино. Если же таким образом Господь пришел в мир для искупления и собрания всех сынов человеческих, то и явление Его Божества составляет общее торжество нашей веры и предмет нашей духовной радости, если только мы преданы своим сердцем Богу, стремимся к Нему духом своим и ищем своего соединения с Ним. Итак, нам надлежит теперь обратиться к самим себе и испытать свое внутреннее расположение, в каком мы находимся к нашему Искупителю и Богу. Если мы действительно расположены к Нему, как своему Искупителю и Богу, то не можем уже оставаться равнодушными и хладными к явлению Его Божественной славы, засвидетельствованному тремя избраннейшими учениками, потому что есть какая-то чудная, недомыслимая радость для нашего духа в том, когда нам является и нами познается Божество – в этом состоят высочайшие и последние желания нашего существа, что подтверждает исторический опыт прошедшей и настоящей жизни целого человека. С тех пор, как последовало разделение между Богом и человеком, между землей и небом, вся наша жизнь остановилась на том, чтобы вновь войти в блаженнейшее соединение с Богом, Который не лишил нас этой надежды, и лучшими минутами нашей жизни стали те, в которые мы действительно входим в живое общение с Божеством. Бог по отношению к ощущениям нашего духа есть восторг, радость и блаженство. Когда Он к нам приближается и дает Себя ощущать нам, тогда мы забываем все свои земные тесноты и скорби, тогда мы на время как бы покидаем эту плачевную юдоль, переносимся в блaженнейшее жилище небесное и наслаждаемся радостью вечной жизни. Как велико действие, производимое на дух наш силой Божественной, ясно показывают примеры святых Божиих, которые, ощутив в себе сладость Божественного присутствия, оставили мир со всеми его благами и красотами, проводили свою жизнь в диких необитаемых пустынях, довольствуясь хранением в душе своей лучшего достояния и наследия, приемлемого ими от благодати Божественной. Кто знаком с таинственными посещениями этой благодати, кто испытывал когда-нибудь в душе своей её животворные действия, тот по собственному опыту знает, что высочайшие и сладостнейшие ощущения нашего сердца те, которые рождаются в нас от близости и соприкосновения к нам высочайшего Существа Божия. Тогда начинаются в нашем сердце воздыхания, совершенно отличные от вздохов и крушений жизни земной, тогда изливаются из очей наших слезы совсем иные, не похожие на те, которые раздаются от недовольства и скорбей мира настоящего. Мы и не знали бы никаких слез и вздыханий этого миpa, если бы никогда не отделялись от Бога и пребывали бы в блаженном единении с Ним. Отделивишсь от Бога, уклонившись от путей Его, что мы нашли вне Его высочайшей жизни? Мы погрузились в суету, нас обняла какая-то страшная пустота, из которой ничего не может произойти для нас кроме мучения духа и недовольства сердца. По той мере, как мы опять приходим в близость к Божеству и ощущаем Его силу в себе самих, оживаем своим сердцем для веселья и радости. Но как мы могли бы найти Бога и вступить в общение с Ним, если бы не Сам Он благоволил открыться нам? Нам остается приближаться к Богу только тем путем, какой Он Сам совершил в Своем приближении к роду человеческому. Потому-то для нас дороги и неоцененны все те памятники, которые поведают нам о явлении на земле, делах и учении Сына Божия. Эти памятники возвышают дух наш, возбуждают в нас силу веры, действием которой мы пролетаем времена и веки, соединяемся с Господом своим, сопутствуем Ему на всех стезях Его земной жизни и не отлучаемся от Него мыслью своей, содержа в своем уме все, что творил Он и чему учил. В ком возбуждена такая вера и развито такое чувство, для того не прешла та чудная слава Божества, которою озарились некогда высоты горы Фаворской, тот и теперь созерцает ее вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, и разделяет с ними духовный восторг их. Ибо таково Божество в своем действии на дух наш, и таковы дела, совершенные Господом во время Его земной жизни! Что совершено Им однажды, то навсегда остается общим достоянием всех верующих в Него, в каком бы веке и месте они ни находились. Вот то основание, по которому мы принимаем участие в торжестве славного события, некогда совершившегося на Фаворе! Оно открывает нам Божественное величие Господа Иисуса, и тем самым вводит нас в высочайшее торжество духа.

Славное Преображение Господа Спасителя заключает в себе еще одну особенную причину духовной радости для нашего сердца, потому что оно предпоказует нам нашу будущую славу и величие. Господь наш глубоко уничижил Себя, когда облекся в бедное, человеческое естество. Ибо кто Бог и кто человек? Какое расстояние от высочайшей и бесконечной Его природы до нашей бренной и перстной! И однако же это брение воспринято великим Богом: эта персть сделалась одеждой и покровом Его славы. Кто же теперь может измерить славу которой сподобилось наше естество? Кто исследует высоту величия, на которую вознесен человек? Пусть мы будем теперь бренны, тленны, немощны и ничтожны, пусть все говорит нам в настоящем нашем состоянии о нашей малости и жалости, но мы уже велики тем, что наша природа навсегда соединилась неразрывным союзом с природой великого Бoгa.

Наша малость и ничтожество не помешают всемогущему и всеблагому Богу сообщить нам в свое время высшие совершенства, сделать нас бессмертными, духовными, крепкими и славными. Первый опыт возвеличения и прославления нашего естества видим в лице Господа Спасителя, сиявшего чудным светом на горе Фаворе. Тогда просветилось лице Его, как солнце, и самые ризы Его стали белы, как свет. Эта световидная перемена во внешности Христа Иисуса относится к Его человечеству, ибо по Божеству Он всегда был сияние Отчее. Сообщив божественную славу нашему естеству в Своем лице, Он и всех нас облачит некогда в подобную же славу, преобразит тело смирения нашего так, чтобы оно соответствовало Его прославленному и обоженному телу, возвысит силы нашего духа, сообщит ему свойства Своей высочайшей природы и возвеличит его дивными совершенствами. Святой Иоанн Богослов говорит об этом так: возлюбленнии, ныне чада Божии есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его, якоже есть 255. Будущая наша слава и величие еще неизвестны нам, сокрыты от нашего разумения, знаем только то, что мы воспримем честь богоподобия. Такая высота нашего состояния необходимо вытекает из тайны вочеловечения Сына Божия. В судьбах рода человеческого дивным представляется снисхождение Божие до воспринятия нашего естества; теперь же, когда воспринято оно Богом, все становится доступным, ибо, по тесной связи Божества с человечеством, все Божественное стало сродным нам и близким. Опыты явления святых прославленных угодников Божиих, показывают, что они стоят на высочайшей степени бытия, так что один вид их невыносим для нашего бренного состава в настоящем его состоянии. Такова высота будущего назначения человека, таков конец его! Теперь, по соединении с нами Божества в лице Господа Иисуса, можно приложить ко всем людям то, что некогда сказал о Себе Господь Иисус: ныне прославися Сын человеческий! 256 Ныне свергается с нас то тяжелое и уничижительное иго, которое легло на всех сынах Адама со времени его изгнания из рая сладости, ныне разрешается древнее, правосудное определение Божие о человеке, по которому он должен снискивать себе дневное пропитание трудами рук своих, орошая землю потом лица своего, а затем все же должен возвратиться в персть земную, от которой и взят он! Ныне открывается нам доступ к селениям небесным – к блаженному соединенно с ангелами святыми, которые постоянно видят лице Отца Небесного и неумолкаемо воспевают Ему хвалебные песни, исходящие от полноты радующегося и торжествующего существа своего. Если бы не пришел к роду человеческому Господь, и не взял на мощные рамена Свои это погибшее овча, то мы вечно оставались бы изгнанниками от лица Божия, проводили бы свою жалкую жизнь в постоянных трудах и болезнях и оканчивали бы ее без всякой надежды на лучшее будущее! Да умолкнут после этого и заградятся уста тех, которые привыкли обыкновенно смотреть на человека, как на одно орудие земных трудов и работ житейских, которые с негодованием и каким-то иудейским сожалением смотрят на священные собрания, составляющиеся во дни воскресные и праздничные для молитвенного собеседования с Богом людей верующих, и оживления своих духовных сил благословением Божиим, считая это занятие пустой тратой времени и бесполезным опущением выгод житейских, какие можно было бы извлечь в это время для своего домашнего благосостояния! Как грубы и оскорбительны для человеческого достоинства подобные взгляды на человека! Кто хочет видеть истинное назначение человека и подлинное его величие, тот пусть представит себе священные высоты горы Фавора в тот момент, когда происходило там вспоминаемое ныне церковное событие. Здесь видим мы прославленное лице Господа, Которого окружают два небожителя, при трех свидетелях земных – от лица прочих земнородных, живущих во плоти, – здесь нет места и нужды, чтобы делать что-нибудь человеку и трудиться, здесь одно созерцание Божества и высочайшее блаженство духа! Это в малом виде вся будущая обширная церковь Христова, которая составится из ангелов, отшедших от мира настоящего праведных душ и имеющих остаться живыми до явления великого дня Божия, когда воскреснут все умершие и изменятся живые вскоре – в одно мгновение ока, кто из них окажется достойным небесного сожительства с Богом. Тогда станет Бог посреди других богов, которых Он родил и освятил Духом Своим. Там отложатся в сторону и не помянутся все нынешние заботы и житейские попечения, потому что откроется полнота радости вечной жизни.

Имея такие великие надежды и обетования относительно своей будущей и вечной жизни, будем терпеливы и благодушны в перенесении всех искушений и злостраданий, которыми ныне испытывает нашу веру и любовь всеблагий Господь. Да не подумает кто-либо, что настоящие наши нужды и бедствия суть признак оставления нас Богом. Нет, Он любит всех нас и всех возрадует в свое время. Bcе скорби и печали века настоящего ничего не значат пред полнотой ожидающих нас радостей. На земле одно только есть действительное и ужасное несчастье – это неверие в Господа Спасителя, забвение о любви Его и отпадение от Его жизни? Все прочее, что мы обыкновенно называем злом, есть только один вид зла, а не само зло. Будем любить и уважать друг друга: ибо все мы предназначены к одной вечной и божественной славе. Никто не отвергай ближнего своего на том основании, что он не равен своими достоинствами внешними, что он не имеет никаких отличий и значения в свете.

Высота будущего нашего прославления такова, что к ней самые первые степени земного величия не поставляют человека ближе ни на один шаг пред теми, которые занимают последние места в своем временном существовании. Получил ли кто образование, не презирай необразованного, не уничижай его за грубость настоящего состояния; почти в нем то сокровище, которое таится под этой грубостью и в свое время раскроется в полном свете и блеске. Не будем привязываться сердцем к земным благам, которые даны нам для временного употребления, не будем смотреть на них как на нечто такое, с чем мы желали бы остаться вечно. Господь наш Иисус Христос в Себе Самом открывает нам высшую и лучшую жизнь. Да будет же главной и единственной заботой нашего сердца то, чтобы утвердиться нам верой в своего Господа Спасителя и пребывать в любви Его! Блюдемся, да не отпадем от наследия той чести, которая предоставлена нам званием и избранием божественным!

Да даст всем нам Сам Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, духа премудрости и разума в познание Его: просвещенна очеса сердца нашего, яко yвeдети нам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величие силы Его в верующих по действу державы крепости Его; – да возможем разумети со всеми святыми, что широта и глубина и высота: разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнимся во всяко исполнение Божиe! 257 Аминь.

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle