Епископ Саратовский и Балашовский. Духовный наставник, проповедник, магистр богословия, профессор Московской духовной академии. Подвергался гонениям со стороны богоборческой власти.
Биография
В миру Милов Виктор Дмитриевич, родился 8 июля 18891) года в семье священника.
С 1900 по 1905 года учился в Яранском духовном училище в Вятской губернии, затем с 1905 по 1916 год – в Вятской духовной семинарии.
В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском епископе Никандре (Феноменове).
Юношей часто посещал монастыри – Яранский во имя святой Анны Пророчицы, Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре получил первые уроки аскетического подвига.
В 1917 году поступил в Казанскую духовную академию, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова).
После прекращения занятий в Казанской академии в августе-сентябре 1918 году в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства. В начале 1920 года по благословению затворника Саратовского Преображенского монастыря иеромонаха Николая приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь.
7 апреля 1920 года был пострижен в монашество Алатырским епископом Гурием (Степановым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 8 октября того же года – во иеромонаха епископом Подольским Петром (Полянским).
В 1920–1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. 30 марта 1922 года был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апреля 1923 года был возведен в сан архимандрита епископом Гурием (Степановым), настоятелем Московского Покровского монастыря. Назначен наместником Московского Покровского монастыря.
На новом месте служения Вениамин приобрел известность как талантливый проповедник. Много внимания уделял духовному окормлению прихожан (некоторые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях).
В период церковных нестроений, последовавших после кончины святого патриарха Тихона, поддерживал каноническое общение с митрополитом Сергием (Страгородским).
В январе 1928 – октябре 1929 года, наблюдая разорение властями Покровского монастыря и ожидая ареста, написал воспоминания, впоследствии озаглавленные «Дневник инока». Этот труд содержит не только анализ собственной духовной жизни, но и затрагивает многие события церковной жизни.
28 октября 1929 года был арестован по обвинению «в обучении на дому Закону Божию детей,» посещавших богослужения в Покровском монастыре.
Сначала содержался во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке, затем в течение месяца – в Бутырской тюрьме. Приговором Особого совещания при ОГПУ от 23 ноября 1929 года был осужден на 3 года ИТЛ, отбывал наказание в районе Медвежьегорска. Духовный итог выпавших на его долю испытаний подвел в «Дневнике инока»:
«Я благодарю Бога... Господь научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». После освобождения, в июле 1932-июне 1938 года служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. Часто приезжал в Москву, останавливаясь у знакомых, работал над окончанием «Дневника» и над сочинением «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви.» 15 июня 1938 года вновь подвергся аресту, был перевезен из Владимира в Иваново, где ему предъявили обвинение в участии в «контрреволюционной организации» и проведении «антисоветской агитации». После применения на допросах «запрещенных методов ведения следствия»2) признал себя виновным в участии в несуществовавшей антисоветской организации «Всесоюзное братство ученых нелегальных монашеских объединений». 31 июля 1939 года был приговорен к 8 годам ИТЛ, наказание отбывал в Устьвымлаге. В одном из писем тех лет писал:
«Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда – частые обморожения». 15 июня 1946 года был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в город Кимры Калининской области.
В июле того года был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. Осенью зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, 21 января 1947 года утвержден в звании доцента. 14 июля 1948 года защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви». 20 июля 1948 года был утвержден в звании профессора, 15 октября того же года был назначен инспектором Московской духовной академии. В 1946–1949 годах читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал3), почитался как опытный духовник. В 1947–1949 годах сотрудничал с редакцией Журнала Московской Патриархии, где опубликовал несколько статей.
10 февраля 1949 года был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинён в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апреля 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ села Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь (не опубл.). Неоднократно писал прошения на имя патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении.
После получения разрешения на переезд до сентября 1954 года служил священником в Успенской церкви города Джамбула.
4 сентября 1954 года срок ссылки был сокращен.
С октября 1954 по январь 1955 года нёс послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.
1 февраля 1955 года был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в Московском соборе Богоявления Господня.
Управляя Саратовской епархией, часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.
12 мая 1955 года подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Скончался 2 августа 1955 года, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский архиепископ Иов (Кресович) и Астраханский епископ Сергий (Ларин). Был погребен на городском кладбище Саратова.
1) По данным http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/veniam...tml – 1887 года. В «Дневнике инока» и официальном личном деле епископа Вениамина (Милова), хранящемся в МДА, существует расхождение дат событий его жизни, в основном, относящихся к 1917–1920 гг., а также периодам ссылок. По мнению издателей «Дневника,» в личном деле по ряду причин некоторые даты были преднамеренно указаны неверно. См. http://www.pravoslavie.ru/smi/577.htm
2) По Определению судебной коллегии ВС РСФСР от 7.04.1956.
3) Некоторые поучения этого периода были опубликованы в Журнале Московской Патриархии, вошли в лаврский машинописный сборник Крупицы слова Божия.