Ноябрь
1. Св. бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан
Верблюд изрекает волю Божию
Одна женщина, получивши от болезни исцеление, умолила св. Дамиана, во имя Святой Троицы, принять от нее три яйца, и он взял; за это св. Косма запретил по смерти положить Дамиана близ себя, – и только верблюд, уврачеванный от беснования, человеческим голосом уверил, что Дамиан не ради мзды, но ради имени Божия взял те три яйца, – и положили его гроб подле святого Космы.
2. Св. муч. Акиндин, Пегасий и другие
Сами мучители умирали от ужасов мук
Царь, видя страшное бичевание св. мучеников и удивительное терпение, пришел в ужас, упал с престола и умер бы, если бы мученики не поддержали его словом и молитвою.
Явление Господа в виде человека
Мучимым в огне св. мученикам явился Господь, как человек, со светлым лицом, как солнце, – отчего узы их разрешились, и огонь угас.
Того молитву Бог слушает, кто веру свою подтверждает делами
Когда св. мученики, положенные на железный одр, молились об обращении мучителей; с неба слышен был голос: «так как веру вашу вы делами подтверждаете, то молитва ваша исполнится». Этот голос слышали многие и обратились.
Сын предает матерь свою на смерть
После этого на смерть осуждено до семи тысяч; остальных же мучеников и матерь свою за то, что она обратилась ко Христу, сперва мучитель ударил по лицу, потом всех повелел сжечь в печи.
Неугасимый светильник
Преп. Маркиан в своей хижине во всю жизнь не зажигал свечи для чтения, но всегда светил ему некий Божественный свет.
3. Св. муч. Акепсим епископ и другие
Духовное завещание
Св. мученика Акепсима, ведомого на смерть, некто спросил о его доме; на что он отвечал: «это дом не мой, потому что я иду сейчас к горнему дому».
Нищета духовная
На вопрос волхва: «какое учение справедливейшее; то ли, которого держится царь и вельможи, или cиe, которому внемлют человеки худые, отверженные, нищие и ничто незначущие, как вы?» Св. Иосиф пресвитер отвечал: «мы – худые и отверженные человеки – в жизни настоящей, ибо Бог благоволит в жизни не к душевредным сокровищам и гордости, но к нищете и смирению нашему; поэтому многие из нас самопроизвольно делаются нищими и смиренными, расточивши имение свое на убогих; за что надеемся сторицею от Бога получить; и если бы заботились о состоянии богатства, то, своими руками делая, более себя обогатили бы, нежели ты ничего неделающий, а похищающий только достояние нищих; а для нас достаточен хлеб, зарабатываемый своими руками для пропитания себя и нищих; ибо богатым путь в царствие небесное труден, и обогащающиеся впадают в напасти».
Еретик не переносит мучения
Одного последователя Манихейской секты мучители стали сечь, но он скоро отпал от христианства и изъявил согласие поклониться солнцу.
4. Преп. Иоанникий великий
Учение, полученное от Духа Святого
Преп. Иоанникий, пася стадо отца, не учившись в школе, был обучен Духом Святым, – и был добродетелен, кроток, смирен, терпелив, благопокорлив, Богу молился по целым дням.
Крестное знамение ограждает стадо скотов
Отходя на молитву, отрок Иоанникий ограждал крестом стадо свое, и ни волки, ни хищники не трогали его до вечера.
Добрые дела суетны без правой и благочестивой веры
Преп. Иоанникий, поступивши на службу, впал в иконоборческую секту; но в Олимпийской горе он встретился с прозорливым иноком, который ему сказал: «если ты христианин, то, как презираешь св. иконы? Суетны все твои добродетельные труды, если не имеешь благочестивой веры». Преп. Иоанникий удивился этому и попросил прощения, обещаясь исправиться.
Пост и молитва дают воину силу и дух
Преп. Иоанникий, будучи при царе, непрестанный соблюдал пост и всю ночь молился, долу преклоняясь; и на войне показал необыкновенную храбрость – в общей сечи и в единоборстве.
Исцеление похоти плотской
У одной инокини была девица, которая весьма была мучима похотью плоти; преп. Иоанникий велел ей положить на свою шею ее руку, и помолился о ней со слезами, чтоб ее похоть перешла на него; так и случилось.
Похоть плоти мучит и святых
Вскоре после сего ощутил в себе преп. Иоанникий большой пламень похоти плотской.
Святым лучше смерти желает, нежели осквернить свою плоть
Мучимый страстною похотью, преп. Иоанникий решился броситься в одну пещеру, в которой был страшный змей, и пожелал лучше умереть, нежели осквернить тело свое; но змей и не коснулся его; преп. Иоанникий нарочно дразнил его, желая быть съеденным, но змей издох, – с тех пор погибли мысли скверные, угасла страсть, прекратилась похоть, и возвратился мир в плоть его.
Блажен и скотов милующий
Иноки с дозволения преп. Иоанникия поймали на пути одного козла и желали снять кожу для меха; но он, погладивши козла и желая научить братий миловать души животных и отсекать свои желания, отпустил козла на волю.
Зависть всегда бывает в лицемерном
Один инок Гурий, жизнью лицемерный, ищущий славы человеческой и будучи славим, как великий подвижник, но завидуя великим добродетелям преп. Иоанникия, придя к нему с лестью Иуды, дал ему испить смертоносный яд, от которого он, заболевши, чуть не умер, если бы посланный к нему от Бога мученик Евстафий не уврачевал его.
Видение
Однажды увидел преп. Иоанникий не во сне, но на яву видение: на восточной стороне источник обильной воды и множество овец окрест его пьющих воду, чего на самом деле там не было; но узнавши, что на том месте некогда был храм во имя Богородицы (и что этот источник, знаменует благодать Божией Матери, а овцы – людей приобщающихся благодати), он его возобновил, сам своими руками нося камень. Здесь ехидна его укусила за руку, но не причинила вреда.
Молитва возносит на воздух молящегося
Преп. Иоанникий в молитве был столь прилежен, что не только духом, но и телом возносился высоко от земли. Однажды ученик его Евстратий увидел его во храме, с возношением рук возносящегося от земли и на воздухе стоящим и молящимся.
Господь и в малом оказывает услугу человеку
Однажды уже в состоянии старости у преп. Иоанникия вырвался из рук и упал в пропасть костыль, на который он опирался. Преподобный начал скорбеть и усердно молиться о своей палки, без которой ему трудно было ходить, вдруг палка его невидимою силою была поднята из пропасти и вложена в руки его.
Правоверие получает милость, а неверие наказывается слепотою
Дочь одного господина, будучи больною и гонимою за почитание икон, среди еретиков – от преподобного получила исцеление; а зять его – Иоанникия, за свое ожесточение в иконоборчестве, наказан от него слепотою.
Самый злой бес боится святых
Преп. Иоанникий с Даниилом поселился в одной пещере, в которой жил злейший беc; сначала он ярился на них, потом связал ноги Даниилу, а преп. Иоанникия так поразил в ребра, что он безгласен был семь дней; а потом убежал от них, не могши с ними жить.
Святой не всеми бывает видим
Однажды издалека пришли братия видеть преп. Иоанникия, но он был для них невидим. На вопрос ученика о причине сего, преподобный сказал: «не имеем воли своей, но, что Бог хочет в нас, то творим».
Не то с нами бывает, что мы хотим, а то, что угодно Богу
«Если бы угодно было Богу, чтобы братия меня видели, говорил св. Иоанникий, то хотя бы я и скрылся от них, они увидели бы меня. Ежели я пред ними долго открыто стоял, и они не видели меня, то это Богу так угодно».
Очами духовными все невидимое можно видеть
Столько духовен был преп. Иоанникий, что и небесных духов и души праведных мог видеть. Однажды видел душу Петра архимандрита, возносимую ангелами со славою на небо, окруженную неизреченным светом.
Неожиданное явление святого
Однажды было читано послание преп. Иоанникия против иконоборцев, которое еретики хулили и поносили с насмешками; это прозрев Духом Божиим, преподобный вдруг явился среди собора и своею беседою в защиту св. икон всех привел в умиление.
Зависть пагубна для святых
Один инок, завидуя славе преп. Иоанникия, зажег лес, росший на горе, на которой спасался преподобный; когда же преподобный со смирением спросил о причине негодования, то Епифаний острым жезлом хотел пробить его утробу, но Господь сохранил его.
Вознесение на небо в виде огненного столпа
Когда преп. Иоанникий преставился, иноки видели огненный столп, восходящий от земли к небу и ангелов, предшествующих этому столбу.
5. Св. преподобномуч. Галактион и Епистимия
Бесплодная за воздержание по крещению получила дар чадородия
Инок Онуфрий просил милостыню под видом нищего, и зашел в дом одной богатой женщины, которая, будучи побита в то утро мужем за бесплодие, велела вытолкать за ворота нищего; когда же скорбь ее прошла, она велела впустить его. И на вопрос: «чего ты, госпожа, скорбишь», рассказала причину своей скорби; он ее обратил в христианство, обещая за то чадородие, но с тем, чтобы она соблюла благодать крещения, до восьми дней не прикасаясь к мужу.
Живое сочувствие страстям Христовым даровало мученика
Та женщина в восьмую ночь в видении увидела Иисуса Христа, пригвожденного ко кресту и, припавши к Его пречистым ногам, слышала утешительные слова в разрешение ее бесплодия, что Он ей дарует такого сына, который будет подражателем Его страданий и общником Его царствия. После этого она живо представляла в уме распятого Господа, как бы пред нею стоящего. Наконец, она родила Галактиона, который, выросши, крестил невесту свою – Епистимию.
Видение после крещения трех лиц небесных
«С того времени, как я окрестилась, говорила Епистимия Галактиону, вижу во сне прекрасные палаты и в них три лика поющих: лик черноризцев, лик дев прекрасных и лик благолепных человеков, крылатых и огненных, и пением их весьма утешаюсь». Галактион объяснил ей: «что черноризцы те, которые оставили жен и детей и последовали Иисусу Христу, в нищете, чистоте и терпении проходят тесный и прискорбный путь. Девы, это – оставившие своих женихов и всякую сладость мipa сего, украшение риз, имение и всякую суету и последовавшие Иисусу Христу. Крылатые мужи – суть ангелы Божии, которые с ними ликуют, радуясь на небе и славя Бога песнопениями. Если сохраним девство, то и мы угодим Богу». Епистимия согласилась жить целомудренно до смерти, и, раздавши имение, муж и жена пошли в монастырь.
6. Св. Павел исповедник
Достоинство епископа не наружное, но внутреннее
Ежели желаете иметь пастыря учительного и сияющего добродетелями, говорил патриарх Александр, изберите себе Павла; а если хотите иметь только благообразного и по наружности красивого, то изберите Македония.
Преп. Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец
Любовь братская есть источник благ земных
Передавая другому игумену монастырь, преп. Варлаам сказал: «что пока будет любовь между братиями, дотоле из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать».
Почитание дня святого не остается без награды
Один человек почтил память преп. Варлаама приходом в его монастырь и учреждением для братии трапезы в день его памяти. Возвращаясь по реке на ладьи, он утонул и был вытащен из реки мертвым; жена его со скорбью стала говорить, как бы, с гневом, к мощам святого: «этим ли ты вознаградил нас, святой Божий, приходивших поклониться гробу твоему: мы надеялись получить многолетнюю жизнь твоими молитвами, а ты допустил умереть мужу моему нечаянною смертью; лучше было бы нам не приходить сюда. Если бы мы сидели в доме, то не случилась бы такая смерть»,– и вдруг мертвый воскрес.
Вера в святого из мертвых воскрешает
Григорий, постельник великого князя Василия Васильевича, был в неизлечимой болезни; но имея великую веру к помощи святого, он сказал: «везите меня к преподобному; и если даже я умру на пути, то и тогда мертвого меня отвезите к нему». Так и случилось: не доехавши, Григорий умер; но мертвого продолжали везти, и, не доезжая до монастыря трех верст, он воскрес.
Молитва отвращает казнь Божию
В царствование Льва Великого в полдень все небо сделалось облачно и необыкновенно темно; облака были огненного вида в течение 40 дней, и все были в великом страхе, боясь, чтоб огонь не пожег всех людей. Царь и патриарх Геннадий со всеми крестами и иконами творили литии и слезно плакали и молились, да отвратит Господь гнев Свой праведный. И услышал Господь молитвы их, переменив грозу на милость, повелев облакам одождить не огнь, но прах черный и горячий весьма, как зола, который покрыл землю выше пяди и пожег всякую траву, – и горько народ плакал, и продолжительный дождь едва обмыл землю от того праха.
7. Св. муч. Иерон и дружина его
Один христианин, побеждает множество нечестивцев
Лисий военачальник выбирал способных к войне юношей, и три раза посылал за Иероном, увеличивая количество послов; но он их дубиною, как овец, прогонял и разбивал.
Уклонившийся от мученичества тотчас умер
Виктор, сродник, св. мученика Иерона, изнемогши от принятых ран, убоялся больших мучений, тайно попросив записывавшего имена мучеников пропустить его имя, обещая ему за то деревню; тот, прельстившись обещанием, не вписал его в список мучеников Христовых и выпустил его из темницы; но сам Виктор, по выходе из темницы, тотчас умер.
Завещание
Св. муч. Иерон, бывши в темнице, просил после смерти передать часть имения его сестре, чтобы она творила память о нем; а другую часть матери ради ее вдовства и старости, дав ей и руку свою отсеченную.
Глава мученика выкуплена весом золота
Мучитель главу св. муч. Иерона продал родным за вес золота, для чего Бог предрасположил к тому одного богатого человека.
9. Преподобная Матрона цареградская
Дознание воли Божией по Евангелию
Преп. Матрона, зайдя в церковь, по острижении своих волос, раскрыла Евангелие для открытия воли Божией, в ее святом намерении и встретила слова: «аще кто хочет по Мне идти и проч.» (Мат. 16, 24), и от сего, возложивши надежду на Бога, что Он ей будет помощник, в мужском монастыре осталась на подвиги, под названием Вавилы.
Открытие главы Иоанна Предтечи
Один человек, обрабатывая землю, заметил исходящий часто из земли огонь и объявил о том епископу, который выкопал с ним из земли главу св. Иоанна Предтечи, источающую из себя многоценное мvро.
Благодать даруется другим только чрез руки святых
Священники помазывали тем мvром многих, но когда св. мученица Матрона помазала слепорожденному очи, тот прозрел, чего не могли сделать священники.
Преп. Феоктиста
Лучше умереть в чистоте, нежели жить в нечистоте
Преп. Феоктиста благодарила Бога за то, что осталась неоскверненною, и лучше желала умереть в чистоте девической, нежели, живя среди скверных людей, погубить девство.
Чудо с подпрестольным камнем
В одном пустом храме Пресвятыя Богородицы один араб, увидев под престолом хороший камень, хотел его похитить для себя; но сколько ни трудились его матросы, камень при дверях увеличивался до того, что его никак нельзя было вытащить; во гневе он его разбил, но сам за то в море погиб.
Св. мученик Орест
Мученики желали описания их мучений
Однажды во сне св. мученик Орест явился св. Димитрию Ростовскому и сказал, что он, при описании мучений его, забыл описать глубокую рану в левом боку, а также и то, что ему подрезаны были жилы под коленами и локтями.
Св. великомуч. Мина
Убийство ради злата и воскрешение убитого
Содержатель гостиницы, заметив у одного пришельца узелок золота, сонного его убил. Св. великомуч. Мина явился в виде воина, спросил о убитом, и, сложив части тела, разрубленные мечем, воскресил убитого; золото же, отняв от убийцы, отдал воскрешенному, а убийцу, наказав побоями, простил.
Обещанное святому нельзя присваивать
Некто Евтропий заказал два серебряных блюда, одно себе, а другое св. великомуч. Мине и велел надписать: «блюдо св. великомученика Мины“. После отделки, увидев, что блюдо св. великомуч. Мины вышло лучше и ему понравилось, он хотел его оставить себе и подавать на нем пищу. Однажды он плыл на судне, – слуга мыл то блюдо, – некий, человек вышел из воды и, похитив у слуги блюдо – скрылся. Раб, испугавшись, бросился в воду. Почувствовав грех свой, господин скорбел о рабе и обещал другое блюдо подарить св. великомученику Мине, если раб найдется. Прибывши к берегу – смотрит – раб выходит из воды с блюдом, рассказывая, что он с двумя человеками ходил два дня в воде. Раскаявшийся господин отдал блюдо в храм св. великомученика Мины.
Молитвенника своего святый избавляет от беды
Одна женщина, София, шла в церковь св. великомуч. Мины; на пути встретившийся воин хотел обесчестить женщину; привязавши коня к ноге, он бросился на бесчестное дело. Но конь воина рассвирепел и дотоле его влачил, пока довлачил до храма св. великомуч. Мины, где воин в страхе исповедал грех свой.
Клятва ложная наказывается
Один еврей имел друга – христианина, и вот отправляясь в далекую страну, он отдал христианину на хранение свой сундук с тысячью золотых монет, и в стране той пробыл долгое время; а христианин между тем надумал не отдавать золота еврею, когда тот возвратится, а оставить его у себя, что и сделал. Еврей возвратившись, стал просить христианина отдать ему то золото, которое он вручил ему на сохранение; но христианин отрекся, говоря: «я не знаю, что ты мне говоришь – «ты мне ничего не давал, и я у тебя ничего не брал.» Еврей, услышав это, опечалился и, не надеясь получить свое золото, сказал христианину: «никто, брат, не знает об этом кроме Бога, и если ты отрекаешься от данного тебе на сохранение золота, говоря, что не брал, то отрекись с клятвою: пойдем в церковь святого Мины, и там поклянись ты мне, что не брал от меня сундука с деньгами». Христианин согласился на предложение еврея. По совершении клятвы оба друга вышли из церкви, и когда сели на коней, то конь христианина стал беситься и сшиб на землю своего хозяина. В ту минуту, когда христианин упал, с руки его соскочил перстень, и из кармана выпал ключ; не замечая этого, христианин встал, поймал коня и поехал с евреем далее. Подъехавши к одному месту, христианин сказал еврею «вот, друг, хорошо место, сойдем с коней и подкрепим свои силы пищею». Так и сделали.
Немного спустя, христианин вдруг увидел пред собою своего слугу, державшего в одной руке сундук еврея, а в другой перстень с ключом. «Что это значит»? сказал он слуге, и слуга отвечал: «один страшный воин приехал на коне к госпоже моей, и дав ей ключ с перстнем, сказал: «пошли поскорее сундук еврея, дабы не впал твой муж в беду». Еврей, видя случившееся, удивился чуду и в радости просил себе крещения.
Св. муч. Виктор и Стефанида
За большие страдания большая награда, за меньшие меньшая награда
Мученица Стефанида видела два венца с неба сходящие, – один большой и красивейший для Виктора, а другой – меньший для нее.
Св. муч. Викентий диакон
Диакон – проповедник слова Божия
Валерий епископ, видя премудрость и красноречие св. муч. диакона Викентия, повелел и благословил ему проповедать слово Божие; и он не только в церкви, но и на всяком месте, по приличию, с усердием поучал христиан.
Преп, Феодор Студит
Богомысленная молитва
Преп. Феодор ежедневно уединялся на богомыслие, чтобы, предстоя одному Богу, умом невозмущенным, с земными помыслами несмешанным, приносить Ему некоторое тайное служение.
Воздержание должно быть с разумом
Воздержание преп. Феодора было таково, что он и не переставал вовсе вкушать и не обременял утробы. Всегда был за трапезою, однако пищею только нужду тела исполнял.
Инок, строго не хранящий положенного устава, не есть инок
Преп. Феодор с любовью прочитывал писания и устав иноческий св. Василия, и берегся малейшей части его не исполнить; а тех, которые в точности не исполняли того устава, считал не за иноков, но за мiрских людей.
Подчиненным полезнее быть, нежели начальником
Преп. Феодор отказывался быть игуменом; сам желая быть подчиненным, он не хотел другими начальствовать, видя, что легче и удобнее для спасения быть наставляемым другими, а не других наставлять.
Лихоимство инокам не полезно
Заметивши лихоимство иноков, преподобный старался всеми мерами исправить их.
Устав монастыря
Когда преп. Феодор замечал, что кто-нибудь из иноков божественное пение остановит или сосуд сокрушит, или всуе что бросит, или нерадиво что сделает, или брата в чем оскорбит, или лишние слова от неудержания языка говорит, или громко смеется, или не кротко и не смиренно ходит, или в трапезе беседует, не слушая чтения, или на пищу ропщет, или бесстыдно сюда и туда смотрит и проч., то подвергал виновного наказанию, назначая или поклоны, или пост.
Православие врачует, а ересь умерщвляет
Один племянник царя, зараженный ересью иконоборства, многих святых замучив, впал в тяжкую болезнь; по совету преп. Феодора, он принял св. икону Божией Матери для почитания и выздоровел; но потом совращенный епископом еретическим, помазавшись елеем его, опять заболел и умер.
Вознесение души на небо
Блаженный Иларион, ходя по саду и воспевая псалмы, услышал некоторые предивные голоса и ощутил неизреченное благоухание. Подняв взоры на небо, он увидел на воздухе бесчисленное множество чинов ангельских в белых ризах, сияющих светлыми лицами и грядущих с неба с песнями в сретение души преп. Феодора, возносящейся на небо.
Помощь святого
Упокоив в доме своем бедствующего Феодора, один человек, по имени Леон, два раза получил от него помощь: однажды невеста сына его крепко заболела, но, быв помазана благовонным от преп. Феодора елеем, она тотчас выздоровела. В другой раз барс на пути хотел Леона пожрать, но Леон произнес громко имя преп. Феодора, – и зверь, услышав имя, поник долу, свернул с дороги и ушел.
Писание святого огнь угашает
У одной женщины загорелся дом и весь объят был пламенем; вспомнивши, что у нее есть записка преп. Феодора, она бросила эту записку в огонь и сказала: «помоги мне в моей беде», – и пламень тотчас угас.
Святой наказывает за пренебрежение его писаниями
Один благочестивый человек любил читать сочинения преп. Феодора; некоторые зловерные иноки убедили его бросить писания преп. Феодора, как ничего не стоящие. Тот так и сделал. Но ночью явился к нему святой, как живой – мал возрастом, бледен лицом и плешивый головою; вслед его шли какие то иноки с жезлами, которыми стали жестоко бить того человека за неверие в писания преп. Феодора. Он покаялся и с любовью принял творения преподобного.
12. Св. Иоанн милостивый, патриарх Александрийский
Нищие суть господа
Св. Иоанн повелел экономам церковным списать имена всех нищих в городе, именуя их своими господами, которые могут принять нас в вечные кровы и подать всякую помощь ко спасению.
Искупление пленных
Когда Персы покорили Сирию и сожгли Иерусалим, и многие христиане отведены были в плен, св. Иоанн послал корабли с пшеницею и золотом выкупать пленных, – и многих выкупил.
К архиерею должен быть доступ всем невозбранен
Два дня в седмицу св. Иоанн сидел при дверях церковных принимал каждого приходящего, примиряя распрю, избавляя обидимого и умиротворяя всех: «если мне ко Господу открыт невозбранный путь, и, беседуя, молюсь и прошу, чего хочу; то почему не дозволю ближнему невозбранный вход ко мне, чтобы он просил, о чем хочет. Надобно бояться рекшего: «в нюже меру мерите, возмерится и вам» (Мат. 5, 3).
И он скорбел, если в какой день не было приходящих.
Милостыня должна быть без лицеприятия
Однажды сказали ему, что между нищими есть девицы хорошо одетые. «Если вы рабы Христовы и мои послушницы, то подавайте милостыню, не на лицо взирая и не вопрошая о жизни тех, которые от вас берут милостыню, ибо мы не свое, но Христово даем богатство. А если вы боитесь оскудения, то я не хочу быть участником вашего маловерия: верую, что если бы и со всей вселенной пришли к нам нищие, не оскудеет церковное имение.»
Милостынодавцу Господь воздает сторицею
Увидев на дороге трясущегося нищего, рассказывал святитель, я дал ему свою одежду; и не успел я дойти еще до церкви, как неведомый человек подал мне в руки узел с сотнею златниц, и исчез предо мною. И несколько раз делал я подобное испытание и уверился.
Искушение милостынею
Один нищий три раза являлся ко св. Иоанну, переменяя одежду и прося милостыни по шести златниц, в третий раз он велел дать ему двенадцать, сказав: «не Христос ли искушает меня?»
Неправедно нажитое не обогащает, но разоряет
Один купец чрез потопление потерял в море корабль с товарами и обратился с просьбою к св. Иоанну, прося пять литр золота. Он дал купцу просимое; тот накупил товаров, но опять потерял их в море. «Ты имел неправедно нажитое золото и смешал его с золотом церковным, оттого все погибло», – сказал св. Иоанн и дал еще десять литр. Но и в третий раз купец все потерял и впал в отчаяние; патриарх, утешив его, сказал, что его корабль верно неправедно был нажитый, – и дал ему церковный корабль, наполненный пшеницею. Неожиданная буря занесла его в неведомую страну; но он видел св. Иоанна милостивого, на корме стоящего и управляющего кораблем. Двадцать дней и ночей плавая, прибыл он в Британию, где был голод, и променял половину пшеницы на золото, а половину на олово. Возвращаясь и желая на пути продать олово, – купец увидел, что оно превратилось в золото.
Какова милостыня, таково и воздаяние
Один благородный человек был обобран хищниками и просил у св. Иоанна пособия; тот повелел экономам дать ему 15-т литр золота; но они дали всего пять по скупости, а сказали патриарху, что дали пятнадцать. Возвращаясь в дом, св. Иоанн получил завещание от одной богатой женщины, по которому она давала на церковь пятьсот литр золота. По благодати Духа Святого преп. Иоанн проразумел, что в бумаге больше назначено было тою женщиною пожертвования. Призвавши ее, он узнал истину: она сказала, что ею написано было 1500 литр золота; но после того она увидела, что писание дивно изменилось, и вместо 1500, только 500 изображено, – и признала это за дело Божие.
Благородство состоит не в крови, но в добродетели
Племянник св. Иоанна пожаловался ему, что один грубый человек крайне обидел его; желая успокоить племянника, святитель сказал ему: «как он дерзнул бесчестить моего возлюбленного племянника, я отмщу этому досадителю так, что вся Александрия удивится. Потом, помолчав немного, сказал: любезный, если хочешь именоваться моим племянником, то будь готов не только досады терпеть, но и раны понести и ради Бога все оставлять ближнему. Если ты хочешь показаться благородным, то не в крови ищи благородства. То истинное благородство, которое не столько славою прародителей, сколько добрыми делами и богоугодною жизнью украшается. Между тем, призвавши эконома церковного, святитель приказал, чтобы тот от человека обидевшего его племянника не брал ни копейки церковной подати; чему действительно удивилась вся Александрия.
Память о смерти
Желая всегда сохранить память о смерти, св. Иоанн велел себе сделать гроб, но неконченный; а мастерам велел каждый праздник являться к нему и пред всеми говорить: «гроб твой, Владыка, доселе еще не кончен; повели скорее кончить его, ибо смерть, как тать, приходит, и не знаешь, в какой час приидет.“
Помнящий нищету братий не предается роскоши
Один богатый человек прислал патриарху одеяло, стоющее 36 златниц, чтоб он им покрывался. Из уважения к жертвователю святитель покрылся, но сказал себе: «горе тебе, окаянный Иоанн, что ты покрываешься многоценным одеялом, а братия Христовы нищие на морозе гибнут: сколько их проводящих ночи без хижины и покрова, на ветре и стуже, едва имеющих небольшую рогожу или худое рубище; сколько их лежащих на гноище и пр. После этого три раза посылал св. Иоанн то одеяло на рынок для продажи в пользу нищих, и столько же раз и более выкупал его богач: «увидим, говорил св. Иоанн, я ли перестану его продавать, или ты выкупать».
Милостынею дом зиждется на небе
Зная богатство и скупость епископа Троила, св. Иоанн повел его в больницу и заставил раздать больным 30-ть литр золота. Тот, возвратившись домой, заболел. Узнавши причину болезни, св. Иоанн принес ему золото и сказал: «напиши мне расписку, чтоб награда за 30-ть литр золота возвращена была мне от Бога; он написал, взявши деньги: «Боже милосердый, дай мзду господину моему Иоанну за 30-ть литр золота, которые я раздал нищим, а он мое возвратил мне.» Но на следующую же ночь во сне видит Троил прекраснейший дом, на котором написано: «обитель, покой вечный Троила епископа.» Возрадовался Троил; но вдруг явился один дивный муж и говорит слугам: «Господь велел изгладить эту надпись;» – и тотчас изгладили; явившийся муж сказал слугам: «напишите так: обитель, покой вечный св. Иоанна, архиепископа Александрийского, который купил его себе за 30 литр золота.» Троил ужаснулся, что потерял дом, и покаялся наставлением св. Иоанна.
Милостыня тщеславная оскорбительна для Бога
Однажды, во время бури, погибло в море тринадцать церковных кораблей, и в них было сокровищ на 3300 литр золота. Когда пришли вельможи утешать св. Иоанна, он сказал им: «если бы я не возгордился умом, что многую подаю милостыню, то не случилось бы этого потопления; но я согрешил, не свое, но Божие раздавая, и Господь, меня смиряя, такую нищету попустил; нищета бо смиряет мужа. Ныне сам вижу мою нищету, чрез гордость я потерял свою мзду у Бога, и виновен в недостатке других, – голод будут терпеть те, пища которых погибла; однако Господь не ради меня, но ради их самих не оставит их и все необходимое подаст».
Один час на то, чтоб делать другим добро
Одна вдова на пути просила св. Иоанна защиты против зятя. Сопутствующие советовали св. Иоанну выслушать просьбу по окончании литургии, когда он придет домой. «А теперь как меня Бог послушает, если я не послушаю ее?» – спросил Иоанн. И не ступил с места, пока не выслушал и не исполнил просьбы вдовы.
Чад милостивых родителей Бог не оставляет
Один отец, призвав пред смертью сына, спросил, что тебе оставить: оставшиеся ли у меня десять литр? золота, или икону Божией Матери? Сын согласился на последнее, а золото пожелал раздать нищим. Заметим, что родители его были крайне милостивы, и все свое имение раздали нищим. Юноша пришел в крайнюю нищету. Св. Иоанн, зная милосердие его родителей, велел эконому составить на старой бумаге духовное завещание от неизвестного лица, в котором патриарх с отроком находились как бы в родстве, и велел сказать, что он помнит, что дядя его имел сына, но в лице его не знает; однако готов ему поблагодетельствовать и осчастливить его, он его женил, купил ему дом и наделил всем нужным.
Святая литургия и мертвым и живым вспомоществует
Житель острова Кипра попался в плен к Персам; к родителям дошла весть, что он умер, и они три раза творили о нем память. Чрез четыре года пленник к изумлению их явился, и ему сказали, что они по нем три раза в год творили память на Божественной литургии. «В какие дни?» спросил юноша. Тогда-то и тогда, – отвечали они, – на Богоявление, на Пасху и на Пятидесятницу. – «В эти дни, отвечал он, входил ко мне в темницу некий светлый муж со свечою, и с меня спадали оковы».
Осуждать ближнего двойной грех
«Двум грехам повинен осуждающий брата, говорил св. Иоанн: первый грех, что заповедь Божию преступает, осуждая согрешившего, ибо написано: прежде времени ничто же судите (1Кор. 4, 5); второй, что клевещет на брата, не зная, согрешил ли он, или покаялся».
Тела девственника огонь не касается
Из города Тира вышел инок, за ним пошла одна женщина распутного поведения; на пути к монастырю нашла она дитя, которое они взяли для воспитания с собою в монастырь; молва разнеслась по городу Тиру, что это плод преступления инока. Пред смертью пошел инок с отроком и женою того в город Тир. Собравши людей к одру болезни своей, он повелел из кадильницы высыпать раскаленные уголья в недра свои, но огнь не коснулся ни тела его, ни одежды. «Благословен Бог, сказал инок: как огонь ни опалил ни тела моего, ни одежды, так я от рождения моего не познал плотского греха.»
Грех на бумаге написанный и запечатанный изглажден
Одна женщина просила патриарха разрешить ее тяжкий грех. Когда он повелел ей исповедать его, она сказала, что стыдится этого. Он повелел ей написать грех на бумаге и запечатать; потом, когда она отлучилась на три дня из города, патриарх умер. Узнавши о его смерти, женщина горько рыдала над его гробом три дня, говоря, что не отступит от него, пока не скажет, где девал бумагу с грехом, веруя, что святой не умер, но жив. В третью ночь явился ей св. Иоанн с двумя епископами и, подавая ей бумагу, сказал: «доколе ты не дашь нам покоя, и будешь ризы наши орошать слезами?» Жена видит, что на бумаге печать цела, и распечатавши смотрит, что грех ее изглажен; а написано только: «ради Иоанна, раба Моего, изгладился грех твой».
Преп. Нил постник
Слезы отца спасают из плена сына
Преподобного Нила, сына Феодула, варвары взяли в плен, и он горько рыдал, а особенно когда услышал, что сына его в жертву принесли богам; но Бог возвратил ему сына.Св. Иоанн Златоустый, патриарх Константинопольский
На хулителя Христова нападаете бес
Философ Анфимий в Афинах завидовал Иоанну, и в споре с ним начал произносить хульные слова Иисуса Христа, и вдруг напал на него нечистый дух и мучил до тех пор, пока он не уверовал в Иисуса Христа и не покаялся.
Власть учить и разрешать грехи передается от Бога чрез св. апостолов
Один благочестивый инок видел в видении, как св. апостол Иоанн явился к св. Иоанну Златоустому и дал ему бумажный свиток, в котором заключена глубина премудрости, чтобы он питал людей евангельским учением, и заградил уста еретиков и иудеев, а св. апостол Петр подал ему ключи церквей святых, чтобы вязал и решил грехи людские.
Грехи причиною болезней
Один человек, страдая сильною головною болью, просил исцеления у Златоустого. Святой сказал: «такие болезни поражают человека за грехи и за маловерие ко Христу; если ты всею душою веруешь, то Иисус Христос силен исцелить тебя, и если отступишь от дел твоих злых, то узришь славу Божию.» Все это обещался больной исполнить, и, взявшись за ризу св. Иоанна, возложил ее на голову и тотчас выздоровел.
Супруги должны хранить дни праздничные и постные
Одну кровоточивую жену исцелил св. Иоанн, заповедуя быть милостиво к нищим и рабам, и хранить себя чистою, особенно в праздники и постные дни.
Крестная сила умертвила льва
В тех странах, где был монастырь Иоанна Златоуста, появился лютый лев, который убивал скотов и людей. По донесении об этом св. Иоанну, он дал инокам деревянный крест, повелевая водрузить его на том месте, откуда исходил зверь. На другой день увидели при кресте льва мертвым.
Ересью оскорбляется Бог и оскверняется город
«Если бы в твой венец царский между драгоценных каменьев вложил кто-нибудь простой, темный и нечистый камень, – верно, ты оскорбился бы“, сказал св. Иоанн царю. «Так Бог оскорбляется, что град православный оскверняется арианами.» И были изгнаны еретики из города.
Правду говорящий бывает ненавидим
Св. Иоанн обличал в поучениях лихоимство, сребролюбие, хищничество людей властных и богатых, которые, будучи сильны, обижали беднейших и отнимали стяжания убогих насилием. За это богатые на него оскорблялись; особенно же обижалась на Златоуста сребролюбивая царица Евдоксия.
Сребролюбец готов отнять собственность и у самого Христа
Царица Евдоксия призвала одного богатого человека и требовала у него пособия для царя деньгами; но он, по совету св. Иоанна, отдал деньги в церковную странноприимницу на пропитание странных, убогих и больных. Она написала св. Иоанну записку, называя его в ней похитителем того имущества; а он ей отписал, что Феодорик (так звали этого человека) отдал богатство не ему, но Христу в пользу нищих и убогих, присовокупив, чтобы и она это сделала для своего спасения; а если думает отнять данное ему, то не его обидитъ, а Христа.
За обиду вдовицы сам Бог стоит
В Александрии воевода Павликий отнял у одной вдовы 5000 златниц, и за то подвергся суду царскому. Вдова прибыла в Царьград и жаловалась на Павликия; но Павликий от судей и царицы откупился золотом. Вдовица, прибегала к защите св. Иоанна, который принудил Павликия отдать ей 500 златниц. За это царица крайне разгневалась и послала воинов вывесть Иоанна из церкви, но ангел Божий с оружием в руках не допустил их к церкви.
Епископ, не учащий coгрешающих, сам грешит
«Не обличать беззакония, не исправлять беззаконников – пагубно». говорит Златоуст. «Если мы умолчим, то к нам относятся слова пророка Осии: «скрыша жерцы путь Господень» (Осии 6, 9); и ап. Павел велит согрешающаего пред всеми обличать, «да и прочие страх имут (1Тим. 5, 20); и еще: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли (2Тим. 4, 2).
Терпение в искушении должно быть продолжительно
Преп. Иеракс, когда бесы говорили ему, что он уже пятьдесят лет переносит искушения от них, что пора ему выйти из пустыни, сказал им, что он приготовился бороться с ними еще на двести лет.
Епитемия, наложенная одним, не разрешается другим
Св. Иоанн предоставил обиженным от Феофила инокам и стол и приют, но к приобщению не допустил, пока не узнал причин их отлучения.
Любостяжатель недостоин быть в церкви
Одна вдовица, имение которой было конфисковано, имела небольшой виноградник для пропитания детей; царица Евдоксия зашла в него однажды и отняла у бедной вдовы. Об этом узнал св. Иоанн и требовал возвращения его, но царица не захотела отдать. Тогда Златоуст повелел не пускать ее в церковь; и когда один из придворных хотел разбить дверь церковную, тотчас у него рука отсохла, и только по молитве св. Иоанна, омытая в алтарной умывальнице, была исцелена.
Царь должен быть кроток и незлобив
Царица Евдоксия просила Епифания о низвержении Иоанна; но этот, увидев чрезмерный гнев ее, сказал ей: «если Иоанн еретик, то будет низвержен, а за порицание тебя не следует его низвергать: царям следует не быть злопамятными, но благими, кроткими, прощающими на себя хулы; ибо как сами вы надеетесь от Бога получить прощение грехов, так и другим прощаете: «будьте милосерды, как и Отец ваш небесный милосерд есть.» (Лук. 6, 36).
Неправедный суд
На требование Феофилом св. Иоанна на соборный его суд, св. Иоанн отвечал: «я не пойду к явным врагам моим. Да и к кому пойду: к соперникам ли моим, или к судиям; я готов стать пред собранием всего мiра, однако с тем, чтоб и соперники, мои на суд стали, и иной был бы судией нам: а ныне и соперники мои и судьи одни и те же, и хотят не судиться со мною, но судить меня.»
Невинный муж ничего не боится
Св. Иоанн в церкви с епископами говорил: «многие волны, лютое томление, но не боимся погружения, ибо на камне стоим: да пенится море и да возмущается, но камня не может сокрушить: да востают волны, но корабля Иисусова не могут потопить. Чего боимся? скажи мне, – смерти ли: мне бо еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Изгнания ли боимся скажи: но Господня земля и исполнение ея. Отнятиями имения трепещем? – но ничего не принесли в мiр, ни вынести что-либо можем; и всего в мipe страшного я не боюсь, благополучием пренебрегаю, убожества не боюсь, богатства не желаю, смерти не трепещу, но молю, чтобы вы не успели в добродетели».
Судья наказывается Богом за неправедный суд
По изгнании св. Иоанна, произошла в городе крамола, ропот на царя и царицу, драки и убийства, а архиеп. Феофил от страха тайно убежал в Александрию. Между тем произошло землетрясение и многие здания разрушились, особенно палаты царицы, страх и ужас объял всех. Св. Иоанна возвратили, но скоро он опять был изгнан; и вот гнев Божий постиг город: возгорелся огонь от престола и охватил церковь и город.
Место святых на небе
Адельфий, епископ аравийский, был в восторге и видел в видении, что св. Иоанн стоит у престола Божия, окруженного херувимами и серафимами.
14. Св. апостол Филипп
Хулителя Христова земля пожрала
Один еврей, живший в Елладе, пылая ненавистью к св. апостолу Филиппу, хотел убить его, и вдруг ослеп и почернел; потом стал произносить хулы на Господа нашего Иисуса Христа, – и земля его пожрала как Дафана и Авирона.
Крест, явившийся на небеси, морские волны укротил
Св. апостол Филипп плыл на корабле к Азоту и ночью поднялась страшная буря; апостол стал на молитву, и явился на воздухе светоносный образ креста, осветил ночной мрак и море утихло.
Казнь за дерзость против святого
Начальник совета в Иераполе Аристарх схватил св. апостола за волосы, но усохла рука его, и око ослепло, и уши оглохли.
Сила крестного знамения
Для исцеления Аристарха св. апостол повелел новопреосвященному Иру сотворить над ним крестное знамение, – и тот выздоровел.
Превращение девицы в пламень
Когда хотели обнажить сестру Филиппа Mapиамнy, она вдруг изменилась пред очами, и стала как пламень огненный.
Возвращение из земли пожранных землею
За осуждение св. апостолов Филиппа и Варфоломея на распятие – тотчас пожрала земля Анфипата, жрецов ехидны и множество народа; но св. ап. Филипп, повешенный на кресте, помолился за своих врагов, и выбросила их из себя земля, кроме Анфипата и жрецов.
Лоза виноградная была знамением бессмертия
Где вытекла кровь св. Филиппа, там выросла виноградная лоза, в знамение того, что св. апостол Филипп, по пролитии за Христа крови, наслаждается вечным веселием с Господом своим в царствии Его.
15. Св. муч. Гурий, Самон и Авив исповедники
Клятва святыми важна
Свв. мученики: Гурий, Самон и Авив почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Эдессы, женился на дочери ее прекрасной Евфимии, между тем как был женат. Когда он отправился с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее.
Уповающий на помощь святых от смерти спасается
Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось, жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с молитвою к свв. мученикамъ Гурию, Самону
и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна на родину в церковь к своему гробу.
Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери? готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертью.
16. Св. апостол и евангелист Матфей
Вода крещения убелившая Εфиопов
В одном источнике св. апостол Матфей крестил Ефиопов, и они из купели крещения выходили телом благолепны и лицом светлы.
Огонь не сжег апостола, но мучителей
Св. апостола два раза облагали соломою и хворостом и хотели сжечь, но он оставался жив; а из золотых идолов, растопленных огнем, вылетел огненный змей, который и князя и всех попалил.
Имя при крещении дается свыше
Епископ Платон, крестя уверовавшего князя, хотел дать имя Фульвиана, но свыше глас повелел назвать его Матфеем.
17. Св. Григорий, епископ Неокесарийский, чудотворец
Учение свыше
Св. Григорий молился Богу и Божией Матери о научении его правой вере. Однажды рано явилась к нему Матерь Божия и Иоанн Богослов, которому Она поручила научить Григория тайнам Святой Троицы, – чему он и научил.
Озеро высохло для примирении братьев
Два брата ссорились, кому из них владеть наследственным озером; не могши их примирить, св. Григорий помолился Господу и повелел озеру высохнуть, и высохло озеро для того, чтобы не иссякла любовь братская.
Силою веры подвинулась гора
Строил однажды св. Григорий церковь, но место оказалось тесно; он повелел ближайшей горе подвинуться, – и она отошла на достаточное расстояние.
Притворившийся мертвым, наказан действительною смертью
Однажды евреи хотели посмеяться неведению св. Григория и положили одного товарища на пути в виде мертвеца; он снял свою одежду и дал им; но притворившийся оказался действительно мертвым.
Молившиеся стали невидимы для врагов
Во время гонения на христиан от Диоклитиана, св. Григорий советовал христианам укрыться, где кто может; а сам взошел на одну гору с диаконом и там молился. Воины долго искали их, но не могли увидеть.
Св. мучен. Платон
Две смерти и две жизни
«Сколько смертей?» – спросил Агриппин мученика. Св. муч. Платон отвечал: «две смерти, одна временная, а другая вечная; также и жизни две: одна маловременная, а другая бесконечная».
Имя не соединяет тех, которых обычаи разделяют
Мучитель хотел сравнить мученика Платона с Платоном философом языческим; но мученик отвечал: «мы одних имен, но не одних нравов. Имя не может соединить тех, которых обычаи разделяют; поэтому ни Платон мне, ни я Платону не подобен, кроме одного имени. Я учусь и учу той философии, которая Христова; а он учил той философии, которая есть «буйство у Бога» (1Кор. 1, 19; Ис. 29,14). Платоновы догматы, которые ты называешь Божественными, суть басни, хитросплетением слов развращающие умы незлобивых».
Пища духовная
Стражи темничные принуждали мученика, не евшего восемнадцать дней, есть. «Не думайте, сказал он, что я, не принимая вашей пищи, умру; вы питаетесь хлебом, а я питаюсь словом Божиим, пребывающим во веки; вас насыщают мяса, а меня святые молитвы; вас веселит вино, меня же увеселяет Христос, лоза истинная».
Св. муч. Роман и отрок Варул
Церковь торжествующая
Св. муч. Роман сказал верным: «нам ныне предлежит брань за алтари Божии. Асклипиад епарх – враг отечества, желающий отнять у нас Бога; хорошо мы сделаем, если, защищая алтари Божии, падем уязвленные на пороге храма; ибо на которую бы сторону ни склонилась брань, – мы, христиане, останемся победителями. Если мы не дадим разорить Божие дома, то будем торжествовать в церкви воинствующей; если падем, при святом алтаре избиенные, то воспоем победную песнь «в церкви торжествующей, которая есть на небесах». И тем св. мученик защитил церковь Божию. За это он был предан мучениям.
Младенец бывает умнее старца
Епарх спросил младенца Варула: «какого Бога ты почитаешь?» – «Христа почитаю.» – «Что лучше: одного Бога почитать или многих?» – «Лучше почитать одного Бога Иисуса Христа.» – «Чем лучше Христос богов?» – «Тем, что Он есть истинный Бог, и создал всех нас, а ваши боги – бесы, и не создали никого», и много другого мудрого сказал младенец, Духом Святым наученный. Епарх велел розгами его сечь; и когда дитя попросило пить, мать показала знаками, чтобы оно терпело мужественно до конца. Когда же епарх осудил дитя на обезглавление мечом, мать взяла его на руки и понесла на место казни, утешая его.
Речь без языка
Св. мученика Романа хотели сжечь, но на костер полился дождь; ему отрезали язык, но он свободно говорил без языка, как и прежде, славя Бога. Потом царь Максимилиан велел удавить его.
19. Св. муч. Варлаам старец
Воин Христов
После биений и строганий за исповедание веры Христовой, старцу Варлааму возложили над жертвенником идольским на руку уголья с ладоном; но он держал до тех пор, пока пальцы отпали вместе с угольями, не двигая рукою, не обнаруживая вида болезни.
Мучеником можно быть и без пролитии крови
Св. Иоанн Златоуст говорит: «нет времени гонения, но мученичеству есть время; не гонят люди, не гонят бесы, не озлобляет мучитель; но озлобляет диавол, лютейший всех мучителей; не видишь углей горящих, но видишь разжженный пламень страстей. Мученики горящие угли презрели, а ты огонь естества презри; они со зверьми боролись, а ты гнев яростного и неукротимого зверя этого обуздай; они противостояли нестерпимым страданиям, ты скверные и лукавые мысли, которые из сердца исходят, победи и будешь мучеником».
Мученический гроб есть скиния воинская
Св. Иоанн Златоуст сказал: «гроб мученический есть скиния воинская, и, если откроешь очи веры, увидишь здесь лежащую броню правды, щит веры, шлем спасения, обувь благовествования, меч духовный и самую главу диавола, на земле поверженную. Научись борьбе, чтобы одержать победу; возгнушайся богатством и всею славою мipa; не ублажай тех, которые обогащены, но ублажай тех, которые мучения претерпевают; не тех, которые вращаются среди богатых, но которых сжигают на сковородах; не тех, которые обильной трапезе приседят, но тех, которые в котлах кипят; не тех, которые в плотоугодных банях, но тех, которые в лютых печах находятся; не тех, у которых благоухает аромат, но тех, которые дым и смрад разливают.
Преп. Варлаам и Иоасаф – Индийские
Размышляющий о смерти не может быть без печали
Видя в мipe слепцов, больных и дряхлых старцев и расспрашивая слуг своих о злосчастной судьбе человека и о смерти, царевич Иоасаф сказал: «если все в мipe так, то горька жизнь человека и всяческого страдания исполнена; да и может ли кто быть без скорби, будучи в ожидании смерти, которой пришествие не только неизбежно, но и неизвестно?»
Веровать, но не испытывать должно о Святой Троице
«Веруй, но постигнуть образ рождения второго лица Св. Троицы или исхождения третьего лица не усиливайся, ибо это непостижимо; принимай в простоте сердца без всякого испытания, что Отец, Сын и Святой Дух едино суть, кроме нерождения (Отца), рождения (Сына) и исхождения (Духа)», сказал Варлаам Иоасафу.
Образ не боготворим, но любовью почитаем
«Честь образа, сказал некто, на первообразное переходит. Первообразное – то лицо, вид которого рисуется на иконе; на иконе, видя писание, умственным взором переходим к истинному лицу, образ которого мы видим, и благочестно покланяемся образу Принявшего на себя плоть нашу; не боготворим писания, но образ Господа, воплотившегося и истощившего Себя нас ради до рабского вида, желаем и любовью лобызаем. Также мысли и об иконах Пречистой Божией Матери и всех святых».
Память смертная
Один пустынник носил шерстяной мех, полный костей прежде умерших святых отцов во всегдашнее воспоминание о смерти.
Блудница сильнее беса прельщает
Сильно соблазняла и колебала юношу Иоасафа одна развратная девица, и начала душа его колебаться, сила от продолжения ослабевать, воля и разум умягчаться. Сеятель злобы, диавол, видя колеблющееся сердце юноши, исполнился радости и друзьям своим сказал: «смотрите, сия отроковица то хочет сделать, чего мы не могли; ныне нападем на него крепко, и все душевные его силы возмутим, возжигая любовь великую и похоть к отроковице».
Бесы боятся креста
Жрецы, препираясь с Иоасафом, сказали: «мы не можем ни терпеть силы Христовой, ни воззреть на знамение крестное, которым себя отрок ограждает». «Воистину, сказал жрец Февда, Дух Божий живет в сыне твоем, мы им побеждены“.
Чем привычка утверждается
Жрецы посоветовали царю разделиться царством говоря: «сын твой, занимаясь житейскими попечениями, мало помалу привыкнет к обыкновенной жизни и будет жить по нашему; привычка в душе утверждается не столько нуждою, сколько любовью».
20. Преп. Григорий Декаполит
Пламенный меч
Однажды явился преп. Григорию ангел Господень, вручая ему свой пламенный мечъ, чтобы он посекал всю бесовскую силу, от церкви отсекал бы еретические мудрования, а от сердца – страсти духовные.
Св. Прокл, патриарх Цареградский
Случай к составлению Трисвятой песни
Во дни св. Прокла случилось страшное землетрясение, продолжавшееся шесть месяцев, и многие великие здания пали: церкви, палаты и города земля пожрала, и некоторые острова погибли; источники и реки высохли или потекли по безводным местам. Это было в Вифинии, Геллеспонте, Фригии и Константинополе. Царь Феодосий и Пульхерия с патриархом Проклом и народом обходили поля с литиями и молитвами. При этом из среды народа восхищен был малый отрок и вознесен на небо в виду всех; потом в пространствах воздушных исчез из глаз, а чрез час тем же путем был снесен невидимою силою с высоты на землю, и рассказал всем, что слышал на небе ангелов поющих: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный!» И начали все люди петь Трисвятое пение, и прекратилось землетрясение, а отрок тотчас предал дух свой в руки Божии.
Св. муч. Евстафий и другие
Литургия и в простых домах прежде совершалась
Филофей, по крещении своем, нашел Анфима епископа и привел его в дом свой; этот епископ, совершив литургию в его доме, приобщил новокрещенных святыми Тайнами; Филофея же посвятил в пресвитера, а сына его Евстафия во диакона; потом скрылся от гонителей.
Древнее почитание крестов и икон
При Диоклитиане, раб царедворца пришел в лавку, на верху которой, в горнице, совершалась семейством
Филофея божественная литургия; он проник туда по лестнице и увидел кресты и св. иконы на стенках: Евстафий читал псалтирь; потом (это было в воскресенье) все приобщились св. Таин. Раб тотчас донес об этом царю.
Чрезвычайное уважение древних ко св. Евангелию
Воины, пришедшие за мучениками, увидели св. Евангелие в руках Евстафия. Начальник воинов сказал: «положи то, что в руках твоих“ (он не дерзнул коснуться ко св. Евангелию, ибо был сын родителей христианских); св. Евстафий обнял св. Евангелие, облобызал и положил на стол. Один из воинов сказал: «видишь, как христиане любят книги свои, в которых волхвования их написаны». И повели Евстафия из горницы. Он, взглянув на книги, сказал: «обещаемся вам». Увидев же в лавке своей драгоценные вещи, сказал; «отрицаемся вас и всего тленного и последуем Христу».
Пища ангельская
В полночь свет осиял темницу, и ангел Господень явился, разрешил мучеников от уз, вернул им здоровье, подал им манну есть и сказал: «подвизайтесь добрым подвигом за Христа, а я не отступлю от вас, во всех страданиях буду с вами, ибо я послан от Христа Бога хранить вас».
22. Св. муч. Кикилия, Валериан и другие
Сокровенное подвижничество в мире
Обрученная земному жениху, св. Кикилия каждый день украшала себя пышными одеждами, а под ними носила острую власяницу, в сердце же – Христа; и сама непрестанно в теплоте духа молилась, чтобы Бог Сам, какими знает судьбами, сохранил ее свободную от брачного союза.
Наставник свыше посланный
Когда явился Валериан к епископу Урвану, по указанию св. мученицы Кикилии, то здесь, по молитве епископа, внезапно явился чудный старец в белых ризах с книгою, которую он открыл пред св. мучеником Валерианом, и сказал: «читай, сыне!“ Св. муч. Валериан упал было на землю, но старец его поднял и сказал: «читай, сыне, написанное в этой книге, чтобы ты очистился и увидел ангела, которого обручница обещалась тебе показать.» Валериан прочел золотом написанные буквы: «един Свят, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Аминь».
Венцы целомудрия
Св. муч. Валерию и Кикилия увидели ангела во свете великом и красоты несказанной, держащего в руках два венца, сплетенные из красных и белых цветов, чрезвычайно благоуханные, которые возложил на их главы и сказал: «сохраните венцы эти в сердце чистом и теле нескверном, ибо я их вам принес из Божиего рая; они никогда не увянут и не потеряют своего благоухания, и никто их увидеть не может, только любящий чистоту».
Жизнь временная и вечная
Тивуртий сказал Епарху: «все, что кратковременный настоящий мiр имеет, показывает и обещает дать, – есть кажущееся, но оно ничто и скоро погибает. Будущая же жизнь, которая мiрским людям кажется несуществующею, ибо они не видят ее, действительно есть, и во веки неизменно пребудет, – где добрым и верным большое воздаяние, а злым и неверным огонь и бесконечные муки.
Ангелы Божии возносят души на небо
Обращенный Максим с клятвою уверял всех предстоящих, что он видит ангелов Божиих, как солнце сияющих, которые, изводя души умерщвленных мучеников из тел, возносят их со славою великою на небеса.
Самая лучшая купля переменять временное на вечное
Некоторые просили, чтобы св. муч. Кикилия не губила своей красоты самопроизвольною смертью; она отвечала: «я не гублю красоты юности моей, но переменяю на лучшую и отдаю глину за драгоценный камень, земную храмину тела – за пресветлые небесные палаты.»
23. Св. Амфилохий, епископ Иконийский
Посвящение свыше ангелами
Св. Амфилохий сорок лет подвизался в одной пещере; потом ангел три раза являлся ему, призывая его на паству; но он не уверился в призывании до тех пор, пока ангел не стал с ним на молитву и не начал петь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея.» Потом ангел привел его к одной церкви, двери которой сами отворились, и где св. Амфилохий увидел большой свет и множество мужей в белых ризах. Мужи привели его к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: «Господь – с тобою!» Один из них, более других светлый, сказал громко: «помолимся все; святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом граду Иконийскому, помолимся за него все, да благодать Божия на нем будет». По молитве, давши ему мир, они стали невидимы. Так св. Амфилохий был посвящен во епископа ангелами.
Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца
Св. Амфилохий просил царя, изгнать из города всех ариан; но царь его не послушал. Пришедши однажды к царю, св. Амфилоий поклонился ему, а сыну его нет. На вопрос об этом он сказал: «ты, царь, гневаешься на меня, что я не воздал сыну твоему равной чести с тобою; как же не гневаться на тебя Отцу Небесному за то, что ты не воздаешь равной чести Его Сыну?» Царь, пораженный мудростью святителя, велел изгнать ариан.
Св. Григорий, епископ Акрагантийский
Господь указывает путь, средства и спутников
Желая быть в Иеоусалиме, св. Григорий молился об этом Богу, и ангел три раза являлся во сне и звал: «Григорий!» По зову и указанию ангела, Григорий нашел на берегу корабль и отплыл в святые места; там встретили его три неведомые старца, которые сопутствовали ему.
Древние пресвитеры были женаты
Савин, пресвитер, просил св. Григория исцелить больную дочь его, об этом же просила святого и жена пресвитера. Григорий знамением креста исцелил их дочь.
Мзда неправде помогает
При очевидной невинности св. Григория, Екзарх, получивши взятку, помогал в обвинении его Савину и Крискенту, и св. Григорий заключен был в темницу, как осужденный; из темницы его отослали к папе. Народ хотел убить клеветников за ложное обвинение, но Григорий защитил их.
Бог прощает грехи
Пред собором епископов и папы св. Григорий, изведенный из темницы, изгнал беса из клеветавшей на него любодейцы и просящей у него прощения, и сказал: «не наше дело прощать грехи, но единого только премилосердого Бога, нам же надлежит молить Его о прощении прегрешений».
Прости преступника, если хочешь, чтобы Бог его наказал
Когда определено было на соборе осуждение клеветникам св. Григория, и когда он выплакал всем им прощение, чтобы одних в ссылку не посылали, других не казнили – то вдруг поднялась страшная буря, воздух померк, тьма покрыла всех, – и увидели, что клеветники стали черны лицом, как уголь, а у Савина и Крискента, кроме того, уста свесились вниз так, что они не могли говорить ими.
Клеветники не должны быть церковнослужителями
Папа, увидев, что лица клеветников почернели, определил, чтобы они, и дети их, и потомки не были отселе в духовном звании.
Разрешительную грамоту мертвец сам взял в руки
Когда митрополит начал влагать в руки благоверному князю Александру Невскому разрешительную грамоту, то мертвец сам, как живой, разогнул руку свою и принял грамоту у митрополита.
24. Св. великомуч. Екатерина, дева премудрая
Древнее почитание иконы Пресвятыя Богородицы
Один старец дал св. великомученице Екатерине икону Пресвятой Богородицы, и сказал: «это изображение Девы и Матери Того младенца, о Котором я тебе рассказал столько чудес».
Красота без благодати Божией не есть красота
Во сне увидела св. великомуч. Екатерина Царицу Небесную с Младенцем, изображенную на иконе сияющую необычайно, но лицо Младенца было обращено к Матери; три раза старалась св. великомуч. Екатерина увидать Его, но каждый раз Младенец обращался к Матери. «Посмотри на Екатерину, говорила Матерь Господа, как она прекрасна. Не мудрее ли она всех
витий? Не богаче ли и благороднее всех девиц?» А Христос отвечал: «говорю Тебе, Мать Моя, что девица эта безумна, и лице ее худородно, и до тех пор не взгляну на нее, пока она пребывает в нечестии, и не хочу, чтобы она Меня в лицо видела».
Христос обручил Себе мученицу перстнем
По крещении опять св. великомуч. Екатерина увидела Божию Матерь во сне с Младенцем на руках. «Приятна ли для Тебя, Сын Мой, эта девица?» спросила Матерь Божия. «Весьма приятна; ибо она ныне столько пресветла и славна, сколько прежде была посрамлена и бесчестна; и столько ныне богата и премудра, сколько прежде была нища и неразумна. Ныне Я возлюбил ее, а прежде ненавидел, и столько возлюбил ее, что хочу обручить ее себе в невесту нетленную.» Потом Богородица взяла св. великомученицу Екатерину за правую руку и сказала к Сыну: «дай ей, чадо Мое, перстень в обручение – и уневести ее Себе, и удостой ее царствия Твоего.» Тогда Владыка Христос дал ей прекраснейший перстень и сказал: «вот ныне Я принимаю тебя в невесту Себе, невесту нетленную и вечную; сохраняй твердо это согласие, и не принимай другого жениха земного». Проснувшись, она увидела в руках своих пречудный перстень.
Премудрость свыше данная
Когда царь собрал множество философов и мудрецов состязаться с св. великомуч. Екатериною, то явился к ней с неба Михаил Архангел и сказал ей: «не бойся, отроковица Господня, ибо Господь твой даст тебе премудрость к премудрости твоей, да победишь прение витий“.
Боль мучений мало ощутительна
Когда царица сказала св. великомуч. Екатерине: «боюсь мук“, она отвечала: «дерзай, ты будешь иметь Христа, помогающего в сердце твоем, да не приблизится душе твоей ни единая мука, только немного пострадает тело твое здесь временно, а там упокоится вечно».
Св. великомуч. Меркурий
Меч данный ангелом
Пред сражением явился св. великомуч. Меркурию ангел в виде человека и дал ему меч, которым он побил чрезвычайно много варваров и убил царя их.
25. Св, священномуч. Климент, Папа Римский
Чистое вдовство и между идолопоклонниками было хранимо
Матфидиа, выброшенная на скалу с разбившегося корабля, принята была одною вдовою, которая по такой же причине лишилась мужа и жила во вдовстве, не согласившись выйти в замужество.
Скорописцы были назначаемы для описания мучений
Климент, Папа Римский, семь скорописцев назначил для описания страдании мучеников; это было еще в первом веке по Рождестве Христовом. Следовательно, история мучеников достоверна.
Дитя на дне моря осталось живо
Однажды поклонники св. Климента забыли малое дитя в хижине морской, подводной, где лежали его мощи, – ибо море уже покрыло путь к хижине. На другой год, в те же дни отлива то дитя найдено живым; на вопрос же: «кто тебя здесь кормил?» – оно указало на гроб, говоря: «этот меня кормил и хранил». Так открывались мощи ежегодно в море до семисот лет, до самого царствования Никифора, царя греческого, при Ирине – матери Константина; а с того времени мощи перестали являться. Потом чрез пятьдесят лет мощи, по молитве христиан, показались в полночь на море и были оттуда перенесены.
Св. Священномуч. Петр, архиепископ Александрийский
Арий раздрал ризу Христову
Св. Петр говорил: «грех, от немощи человеческой происшедший, самый большой, есть меньший сравнительно со злобою Ариевой. Согрешающего по немощи удобнее прощать, а этого проклятого, внутренность которого лести и хулы исполнена, как могу простить? Свет облистал темницу мою, продолжал святитель и явился ко мне Иисус Христос в виде двенадцатилетнего юноши, имеющий лицо, сияющее как солнце. Он был одет в хитон белый, раздранный сверху до низу, и обеими руками сжимая его на груди, покрывал им наготу Свою. «Кто Тебе, Спасе, ризу разодрал?» спросил я в ужасе, «Арий безумный разодрал Мне ее, так как разлучил от Меня людей Моих, которых стяжал кровью Моею. Остерегайся же принимать его в общение церковное.
На горнем седалище Божественная сила находится
По смерти св. Петра, христиане посадили его на горнем месте и приложили ему главу; ибо он никогда во всю жизнь не садился на то место, «потому, как он говорил, что когда я приближался к престолу (горнему месту), то всегда видел на нем свет небесный и некую Божественную силу пребывающую.
26. Преп. Алипий столпник
Место свято там, где человек живет богоугодно
Преп. Алипий видел в видении ангела Божия, который, утешая его, сказал ему: «там место свято, где человек, любящий Бога, захочет жить богоугодно».
28. Св. преподобномуч. и исповедник Стефан новый
Божия Матерь исполняет прошение матери о рождении сына
Анна, мать св. преподобномученика Стефана, после рождения двух дочерей, желала иметь сына и, стоя однажды во Влахернском храме, пред иконою Владычицы Богородицы, молилась к Ней и проливала горькие слезы, прося о рождении сына, которого обещала принести в дар Сыну Божию. Вдруг она уснула и увидела во сне Царицу Небесную, сияющую неизреченною добротою и сказавшую ей: «отыди с миром, жена, будешь иметь, по прошению твоему, сына». Проходя же с мужем мимо патриарха Германа, Анна сказала; «благослови, отче, зачатое во чреве». Патриарх отвечал: «да благословит Господь молитвами первомученика». По рождении сын окрещен патриархом и назван Стефаном.
Сребролюбие делает человека Иудою
Каллист подкупил золотом Сергия, ученика Стефанова, чтобы тот наклеветал на праведного, – и ученик, как Иуда, составил книгу с написанием того, будто св. Стефан хулит царя и любодействует с инокинею Анною.
Поклонение иконе уврачевало гонителя икон от болезни
Стефан воин впал в неизлечимую болезнь, будучи еретик и гонитель икон; но, по указанию св. Стефана, он только поклонился иконе Христовой и Божией Матери, – и тотчас выздоровел.
Непочитание иконы наказано смертью
Потом, будучи пристыжен царем, он раскаялся в этом; по выходе же от царя, только что сел на коня, как был им сброшен и убит ногами.
Из рук еретика не следует принимать пищу
Св. Стефан принимал пищу от жены сторожа темничного; но не стал принимать от нее пищи, пока не узнал, что она была благочестива и покланялась св. иконам.
Грешник недостоин видеть святыню
По убиении св. Стефана, мозг его был спрятан в сосуде, в церкви одного монастыря; когда по доносу сосуд был представлен царю, царь не увидел мозга: мозг был взят невидимою силою и спрятан в сокровенном месте.
Клеветница, страшно наказанная
Раба блаженной Анны, клеветавшая на Стефана, будучи отдана за одного царедворца, родила от него двух мальчиков, которые в одну ночь, как лютые звери, засосали ее на смерть.
29. Преп. Акакий Синайский
Послушание не умирает
Преп. Акакий, образец послушания и терпения, будучи послушником у одного старца, в течение двадцати лет перенес много скорбей, потом умер. Старец сказал о его смерти и погребении одному великому старцу; тот не поверил ему и пришел ко гробу и спросил: «Акакий! ты умер?» «Нет, отвечал он, не умер, отче, ибо делателю послушания невозможно умереть».
30. Св. апостол Андрей Первозванный
Пророчество о Киеве
Св. апостол Андрей, быв на том месте, где ныне Киев, сказал ученикам своим: «Видите ли эти горы: поверьте мне, что на них благодать Божия воссияет, и будет здесь град великий, и многие церкви воздвигнет здесь Бог и просветит святым крещением всю землю Российскую,» – и крест водрузил на горах.
Когда Бог отвращается от людей, то бесы порабощают их
Св. Андрей сказал Анфипату: «Римские цари не знают того, что ради спасения рода человеческого Сын Божий пришел на землю и показал, что идолы не только не боги, но и бесы нечистые, и роду человеческому враждебные, так как они учат людей, прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтоб Он не слушал их; когда же прогневанный Бог отвратится от людей, тогда бесы пленяют их в рабство, и обманывают их, пока их души не выйдут из тел обнаженными, ничего другого не имеющими кроме грехов».
Тайна креста и воплощения Христова
Как первый человек, сказал св. ап. Андрей, древом преслушания ввел смерть, так надобно, чтобы древом страдания изгнана была смерть из рода человеческого. Как от чистой земли был создан первый человек, введший преслушанием смерть, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный Человек, Который есть Сын Божий, создавший первого человека, с тем, чтобы обновил вечную жизнь, потерянную всеми людьми, и древом креста отверз бы древо похотения, к которому первый человек, простерши руки, согрешил; вот почему надлежало, чтобы Сын Божий неповинные руки на кресте простер за невоздержание рук человеческих, и за сладкую запрещенную пищу горькой желчи вкусил, взявши же на Себя смерть нашу – подал бы нам Свое бессмертие».
Муки будущие вечны
«Если нужно бояться страха, сказал св. апостол Андрей, то надобно бояться страха Того, Который не имеет конца. А устрашения и угрозы человеческие подобны дыму: вдруг являясь, исчезают. И болезней, если хотим бояться, то надлежит бояться тех, которые так начинаются, что не будут иметь конца никогда. Временные болезни малы, кратки, удобно переносятся; а если велики, то душу из тела изгнавши, скоро сами оканчиваются; те болезни люты, которые вечны там, где плач непрестанный, вопль, рыдание, бесконечные муки».