Источник

Письмо 99

Сострадаю о твоём душевном неустроении и смущении, но помочь сему не в моей силе и не моего разума; но что невозможно от человек, то от Бога вся возможна: надобно к Нему припасть, искать от Него исцеления душевным язвам и недугам; смирять себя и укорять, и считать сие попущением за гордость твою и зазрение ближних. По письмам твоим вижу, что ты старалась искать в N. N. принятия тебя в её материнские недра, и предлагала все то, что я тебе писал, не отвращая от неё, но паче к ней привлекая, коей не известилось тебя принять: – вина та, что ты ко мне относилась. Я в этом её извиняю, и если ты хочешь истинно быть к ней преданною и надеешься обрести душевную пользу, то нимало не размышляй об оставлении меня. Хотя ты и полагаешь от меня душевно пользоваться, но когда, с другой стороны, лишаемся спокойствия, по вашей духовной связи, то какая из сего польза?

За оставление меня ты нимало не будешь и не должна беспокоиться; и я на тебя не скорблю; а там у вас с обеих сторон есть немирствие за несоблюдение приказаний, и прочее. Надобно избирать лучшее и полезное. Если же ты, и по оставлении меня, не имеешь надежды к умиротворению и успокоению своему, то, в таком случае, возложи всё упование своё на премилосердого Господа и Пречистую Деву Богородицу и моли Господа молитвою преподобного Симеона Нового Богослова, глава 43, читая оную всякий день, и себя укоряй. Впрочем, ты не сочти, что я сам тебя от себя отвергаю; – нет, я только желаю тебе избавиться от смущения сею мерою, и ты имей, как находишь для себя лучшим; только я нахожусь в бо́льшей слабости; не могу почти отвечать сам, да и время не имею; приехавши домой, нашел до 70 писем – так и лежат; многие и не прочитаны; сердце болит, а помочь нечем, к тебе же писать большое затруднение в доставлении.

Когда же ты, при всех средствах к умиротворению М., не улучишь сего, то паки скажу: возложись на Бога и будь мужественна и спокойна, избегай пересудов о ней и исполняй свой долг; ежели не чувственно, то мысленно повергай себя пред нею, не смущенно, но смиренно, и Господь помилует тебя. А мысленные брани и находящие помыслы смиренною молитвою опровергай, не себе приписуя победу, но Божией помощи: воин не искусившийся в брани, не может быть искусен; так и монах, без искушения, не искусен. Читай отеческие книги, познавай свои немощи и смиряйся; а в смирении поможет тебе Господь. Ты пишешь: принятием монашества сделала договор с Богом. Это слово высоко и гордо. Напротив ты, считая, что Он тебя принял яко блудного сына, яко блудницу, взыскал заблудшую овцу, обрёл погибшую драхму и за сие благодари Его немолчными устами и смирися, проникнись нищетою духовною и удостоишься ещё вящей Его милости. Но выходить тебе в другую обитель не советую; куда ты пойдешь с твоим плохим здоровьем и скудными средствами? А кто знает, найдешь ли ты там покой? И не подпадёшь ли там сильнейшим искушениям? Тебя здесь почти все любят и жалеют, и успокаивают; – найдешь ли ты это в другом месте? Многогрешный И. М. 27 января 1854 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle