Источник

24. Поучение в неделю Ваий

Бог Господь явися нам, составите праздник. (Ирм. в нед. Ваий)

Великий праздник и пресветлое торжество составили нынешний день. Иерусалимляне, когда увидели Иисуса Христа, входящего в Иерусалим по примеру царей иудейских: идут за Ним во множестве радуются и поют Богу хвалебную песнь, как будто Господь готовился воссесть на престоле царей иудейских, сопровождают Его и предносят Ему зеленые ветви, постилают по пути свои одежды, но Господь не показал ни малейшего знака радости. Почему? Потому что видел пред Собой Иерусалим, наполненный убийцами, усматривал злобу против Него иудеев и знал, что чрез несколько дней они Его схватят, наругаются над ним и распнут на кресте, потому что не только Его замышляли иудеи убить, но и Лазаря, которого Он воскресил.

По примеру иудеев и мы ныне празднуем день входа Господня в Иерусалим и носим знамение нашего бессмертия – сии зеленые ветви, ибо и нам Бог Господь явился и изгнал из храма души нашей в течение св. поста все наши страсти, как некогда изгнал из Иерусалимского храма всех продающих и покупающих. Нет! Он еще больше для нас сделал: Он освятил нас и омыл честною кровию Своею от всякой нечистоты: Бог Господь, явися нам, составите праздник! – воспевает Св. Церковь. Но можно ли, братие, празднество наше назвать всецело светлым, безгранично радостным? Нет! Почему? Потому что вскоре опять, не взирая на то, что мы внутри себя приняли Христа, опять восстанут на Господа и на Христа Его все страсти наши, как иудеи, скоро восстанет против Него, мир с своими соблазнами и диавол со всеми искушениями: все внутренние и наружные, душевные и телесные враги восстанут на Него, чтобы не только вновь распинать грехами Христа, но и убить Лазаря, душу нашу, возрожденную благодатью Божией. Найдется и другой Каиафа, ослепленный разум наш, который станет пророчествовать, что лучше потерять, умертвить, распять, погубить Господа, нежели истребить столько страстей, столько удовольствий, доставляемых нам плотью и миром. Совесть премолчит, как лицемерный Пилат, и не станет мучить нас своими угрызениями. Сердце, как Петр, отречется от Господа и станет любить плоть и мир. Посему, братие христиане, не доверяйте врагам вашим плоти, миру и диаволу, а веруйте в Евангелие, пока вы ходите во свете учения Евангельского. Для сего чаще приходите в храм Божий, особенно во дни наступающие, в которые прочитываются все четыре Евангелия. Христос ,Господь всего Себя отдал нам и все пренебесные дары Свои, которые были приготовлены для нас от сложения мира. Бог Господь, явися нам, но явится ли Он в другой раз и соделает ли нас причастниками своего Божества?.. Много мы приобрели даров Божиих во Святую Четыредесятницу, много благодати и милости Божией, открытой нам в том, что Господь, не смотря на все наши неправды, на наши грехи, по милости Своей взывал к нам: «приступите и просветитеся, приимите и ядите, сие есть тело Мое, пийте все кровь Мою, за вас пролитую». И блаженны те, которые не в суд и осуждение приняли сей высокий и многоценный бисер – Тело и Кровь Христову: это наша пасха, это наша пища бессмертия, это превеликий дар Божий. Бог, Господь, явися нам: блажен тот, кто приступал к Нему с чистым сердцем он Бога узрит. Блажен тот, кто от всей души и от всего сердца приобщился сему великому таинству, и особенно тот, кто решился более не грешить, не изменять Господу до смерти.

Пока живем христиане на земле, станем веровать во свет, как сыны света, и не будем доверять нашему кичливому разуму, нашей злой воле и коварному сердцу, которое постоянно нам изменяет. Богочеловек явился в мир, дабы нас спасти от греха, проклятия и смерти, не будем же огорчать Господа грехами нашими. Мы и то много нагрешили в жизни нашей. Будет ли еще Господь милостив к нам и простит ли неправдам нашим? Не станем надеяться на свое здоровье: оно обманчиво и непостоянно, как ветер в поле, как полевой цвет, как сон. Господь – наша радость, Господь – наше утешение, но Господь посылает нам и скорбь, дабы мы не забывались и не забывали своего Господа. Чаще будем сетовать о грехах своих, нежели веселиться во дни праздников, ибо и Христа видели на земле чаще сетующим и даже плачущим, но веселящимся никогда не видели, потому что земля есть земля проклятия и ничего не может произращать, кроме скорбей, кроме терния и волчцев.

Грядый Господь, на вольную страсть ради нашего спасения помяни и нас, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle