Источник

23. Поучение об исповеди

Когда ты, христианин, приступаешь к исповеди, то подумай, пред кем ты исповедуешь грехи свои. Очевидно, пред Богом. Для чего? Разве Бог не знает твоих грехов? Кто же может знать нас, наши мысли, слова и дела так, как знает их Бог, Который в самой глубокой тьме видит все, как в ясный день? У Него очи тмами тем крат светлейшие солнца. Он видит все, что делается на земле, на небе и в аде, и везде, во всех местах. Значит, Он знает и грехи наши все: и великие, и малые, и явные, и тайные. И если ты каешься пред Богом во грехах умом и сердцем, почему тебе не сказать этого на словах пред духовником своим? Для чего? Для того, чтобы был у тебя как на небе, так и на земле свидетель твоего покаяния, который знал бы, что действительно ты принес покаяние, и знал бы, в чем именно ты был грешен и в чем покаялся? На небе Ангел твой свидетель, а на земле – священник.

Поэтому и Богу надобно сказать свои грехи и духовнику твоему, священнику, который должен открыть тебе волю Божию. Как ты узнаешь, что Бог простил тебе, если ты сам в своей душе невидимо для других, станешь исповедоваться и каяться без свидетеля? Кто же другой, кроме священника, откроет тебе волю Божию, решение суда Божия, что грехи твои тебе прощены? Кто дал власть, великую власть и право говорить тебе: «прощает Бог твои грехи, и я прощаю, разрешает Бог, и я разрешаю?» Эта власть подлинно велика: ибо и ангелам сия власть не дана: только дана апостолам, а в лице их и их преемникам – священнослужителям: «елико аще свяжете на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех».

Откуда же священнику знать: какие грехи можно прощать и какие нельзя? Какие грехи тяжкие, какие легкие, какие смертные, какие не смертные? Все зависит от исповеди кающегося грешника. Будь самый величайший грешник, слезы его и истинное раскаяние все покажут. Он сам скажет, какая ему нужна епитимия, какие подвиги покаяния? Разбойник Потермуфий в семь лет не только очистился от грехов, но однажды солнце остановил и разные великие чудеса сделал. Ионафан разбойник в семь дней поста и слез смыл грехи свои. Один разбойник 12 лет пас у священника стадо скотов, и тело его сделалось, как каштановая кора, не ходил на ногах, а ползал, ел пищу с псами, сам себе назначив эту епитимию, и был убит, как зверь, проезжими купцами. Но после смерти нетленное тело его наполнило гроб миром и благоуханием. Таисия блудница в одну ночь чрезвычайного плача и рыдания все грехи свои омыла. Одно несчастье у нас, нынешних грешников: во-первых, у нас нет полной решимости оставить навсегда грехи свои и, во-вторых, все у нас покрывается лицемерием. Мы стыдимся явно плакать, мы стыдимся всенародно исповедать грехи свои и всенародно нести покаяние. Мы стыдимся стоять там, за дверями церкви, и плакать о грехах своих. Очевидно, что этому препятствует ложный стыд, лицемерие и то, что мы не хотим себя опорочить и опозорить. Оттого смерть застает многих во грехе, многие умирают не готовыми к смерти. Много ли между нами есть кающихся истинно, полно и совершенно? Как вы думаете приступить к таинству покаяния, к исповеди? Подумайте об этом и приступайте. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle